Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мемфисский богословский трактат




Политические учения периода Древнего царства.

Введение

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями.

Государственная власть в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы правления, как восточная деспотия.

 

Итак, египетская религия странно сочетала черты:

1. политеистичность, возникшая из номовой раздробленности;

2. монотеистические черты.

Монотеистические черты выражались в том, что в таких крупных центрах, как Гелиополь, Мемфис и Фивы сложились очень своеобразные представления о происхождении богов и, соответственно, самой природы.

Более древняя гелиопольская система возводит все существующее к некоему богу Атуму, что значит «совершенный». Он ни кем не сотворен, и сотворил себя сам. Он создал первичную девятку богов (эннеаду), которая, в сущности, является его проявлениями. Совершенный Атум рождает первую пару: Шу и Тефнут (воздух и влага воздушная). Те, в свою очередь, рождают следующую пару: Геб и Нут (земля и небо). А Геб и Нут рождают 2 пары: Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

Если первые 2 пары - стихии, то последние четыре - антропоморфные божества. Все они являются проявлениями Атума. Т.о. здесь мы видим монотеистические идеи, что бог один, и хотя другие тоже именуются богами, но они на самом деле мировые стихии, которые являются проявлениями единого бога.

Когда Мемфис стал столицей Египта в эпоху Древнего Царства, там сложилась своя религиозно-богословская система. Но для того, чтобы стать, своего рода, господствующей, она включила в себя гелиопольскую систему, ассимилировала ее. Верховный бог Мемфиса был Птах.

Оттуда до нас дошел Мемфисский богословский трактат, который был записан ок. 700 года до н.э. на каменной плите, но был переписан, как сказано в самой надписи, с очень древнего папируса, который хранился в мемфисском храме, и по просьбе жрецов фараон повелел высечь этот текст на камне, чтобы он не погиб. Эту надпись, к сожалению, постигла беда: когда Египет был завоеван арабами, то из этой плиты с надписью был сделан мельничный жернов, и часть текста безвозвратно утрачена. Сейчас этот камень в таком поврежденном виде хранится в Британском музее.

Содержание этого трактата. Бог Птах представлен демиургом: творцом мира, богов и людей. Чтобы как-то скрасить противоречие с гелиопольской системой, она была включена в этот трактат таким образом: Птах создал и Атума, а Атум все остальное.

  Шу (воздух) Тефнут (влага воздушная)  
  Геб (земля) Нут (небо)  
Осирис Исида Сет Нефтида

 

Текст интересен тем, что впервые в религиозной мысли прозвучала мысль о том, что мир творится богом словом. Птах задумывает в сердце (Сердце считалось седалищем мыслей), и когда Птах произносил, это получало бытие. Т.о. здесь впервые появляется идея творящего Логоса. То, что не произнесено божественными устами, ещё не существует.

Здесь есть, естественно, идейная параллель с книгой Бытия

1. о творении мира словом;

2. вся серия творений (светил, земли, неба, богов и т.д.) тоже завершается тем, что «и вот, Птах был удовлетворен после того, как он все сделал», т.е. тоже «отдыхает» от сотворения.

Впоследствии, после распада Древнего Царства, когда столица была перенесена в Фивы, столицу Нового Царства, то постепенно значение Мемфиса потерялось в политической истории государства, и, естественно, эта религиозная система стала только уделом жрецов, поэтому они и просили, чтобы это было вырезано на камне, чтобы сохранить как можно дольше. Никакого развития эти идеи в египетской религии не получили, потому что в Фивах верховным богом почитался Амон. Представления об Амоне тоже носят явно монотеистический характер, особенно в последние годы Нового Царства он вообще считался единственным, и хотя другие боги тоже существовали, но только «на народном уровне».

Но и в древности, когда был расцвет этих богословских систем, они тоже были уделом фактически одних жрецов, народ этого ничего не знал.

 

озникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший свою силу от) всех (богов) и их духов через это сердце... в котором Гор превратился в Птаха, через этот язык... в котором Тот превратился в Птаха.

Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми) членами, ибо они познали, что он (Птах) в каждом теле, в каждом рту всех богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает. Его Девятка богов пред ним в виде зубов и губ. Это — семя и руки Атума, ибо возникла Девятка богов Атума через его семя и его пальцы, Девятка же богов (Птаха) — это зубы и губы в этих устах, называвших имена всех вещей и из которых вышли Шу и Тефнут. Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию, а язык повторяет все задуманное сердцем.

И были так созданы этим словом духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду...

И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей.

И случилось, что было сказано о Птахе: «Тот, который создал Атума и произвел богов». Это Та-нен создал богов. Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.

И был Птах доволен после того, как он создал все вещи и все божьи слова.

И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины, из всяких вещей, которые на нем росли и в которых они приняли свои образы. И собрались вокруг него все боги и их Ка.

Отрывок текста начинается с того, что Птах приравнивается к Нун, первобытным водам, из которых возник Атум, обычно считающийся богом-творцом. Это само по себе делает Птаха предшественни­ком бога солнца, и этот приоритет изредка упоминается в других текстах, но в нашем тексте он не просто подразу­мевается: делается подробное описание того, каким обра­зом Птах породил Атума. «Птах, великий; он — сердце и язык Девятки богов... который зачал богов... воплотилось в сердце и воплотилось на языке (нечто) в образе Атума».

Но созидательная сила Птаха не иссякает после того, как порожден традиционный бог-творец. «Велик и могуч Птах, который вселил (силу во всех богов), равным обра­зом и в их души, посредством этого (действия) сердца и этого (действия) языка». Творческое начало не угаса­ет и с появлением богов. «Случилось, что сердце и язык управляют (всеми) членами (тела) посредством учения, что он (Птах) — в каждом теле (в виде сердца) и в каж­дых устах (в виде языка), всех богов и всех людей, и (всех) животных, всех гадов и всего (что ни есть) жи­вого, посредством его (Птаха) замысла (в виде сердца) и приказания (в виде языка) всего того, что он желает». Другими словами, перед нами не единичное чудо рожде­ния и словесного выражения мысли. Те же созидательные принципы, чье действие в первобытных водах по­родило Атума, действуют и сейчас. Всюду, где присут­ствуют мысль и повеление, творит Птах.

Далее наш текст подробно анализирует результаты де­ятельности мыслящего сердца и созидающего языка, не добавляя при этом ничего существенно нового. Он по­ясняет механическую связь различных чувств с сердцем и языком, говоря, что назначение зрения, слуха и обоня­ния передавать информацию сердцу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.