Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сэмюэль Тейлор Колридж




Творческое кредо Колриджа также формировалось под непосредственным влиянием событий Великой французской революции. Убедившись, что она не изменила существовавший миропорядок, разуверившись в просветительском учении о возможности общественного совершенствования в соответствии с законами разума, Колридж не изменил своему инстинктивному стремлению ко всеобщей справедливости и равенству, которое побудило его сперва с восторгом относиться к событиям во Франции. Он увлекся идеалистической философией, трудами Платона и его последователей, что подготовило молодого человека к восприятию новейшей немецкой философии. Отвергая возможность революционного передела мира, Колридж сделал попытку найти иной способ воплощения в жизнь дорогих ему принципов. Познакомившись летом 1794 г. с Робертом Саути, Колридж совместно с ним планировал создать в Америке образцовую коммуну «Пантисократия» («Власть всех»), основанную на идеях Ж. Ж. Руссо и У. Годвина.

В 1798 г. Колридж выступил соавтором Вордсворта в сборнике «Лирические баллады», куда вошла его знаменитая «Баллада о старом мореходе». Тема этого произведения созвучна вордсвортовской «Вине и скорби», ибо речь в нем идет о преступлении и искуплении вины через страдание. Герой баллады, бывший моряк, предстает перед читателем измученным душевными страданиями человеком не от мира сего. Для него не существует радостей жизни, ему безразличны звуки веселья, к которому стремится присоединиться его случайный собеседник — юный Свадебный Гость. Баллада строится на характерном романтическом контрасте между беззаботной юностью и исполненной страданий старости, невинности и бремени содеянного. Убив альбатроса, моряк нарушил царящую в природе гармонию и расплачивается за свое преступление не только физическими страданиями. Суд человеческий — ничто по сравнению с судом собственной совести. Страдания от зноя и жажды, от смрадного запаха трупа убитой птицы, которую привязывают к его шее спутники, видящие в нем виновника наступившего штиля, — ничто по сравнению с сознанием ответственности за гибель экипажа: такова цена нарушенной моряком гармонии, и простым наказанием за это не расплатиться — загадочные, таинственные силы, которые правят миром, обрекают раскаявшегося матроса на вечную неприкаянность, и, рассказывая людям о своем трагическом прошлом, герой баллады искупает свои грехи, всякий раз заново переживая свершившееся.

Рассказ моряка полон живописных, фантастических, а порой и натуралистических подробностей. Вместе с тем смысловая связь между отдельными строфами баллады оказалась весьма зыбкой, так что поэту пришлось снабдить стихотворный текст прозаическими примечаниями-комментариями на полях. Вместе с тем музыкальность стих а завораживает, ритмический узор баллады и звучание слов дополняют эффект, производимый отдельными строфами, напоминающими написанные широкими мазками живописные полотна. Баллада написана четырехстопным ямбом, однако параметры строфы на протяжении всего произведения не остаются постоянными: при преобладании четверостиший в нем есть также пяти-, шести- и даже девятистрочные строфы, в рамках которых систематически варьируется принцип рифмовки строк. Таким образом, баллада носит отпечатки экспериментов Колриджа по усилению музыкальной стороны английского стиха, свидетельствуя о том, что он, подобно современным ему немецким философам романтического толка, придавал музыке важнейшее место в системе искусств.

В отличие от Вордсворта, главным объектом его баллад стало изображение персонажей сверхъестественных, которые вызывали бы в душе читателей живой интерес и обладали бы некоторым подобием реальности, чтобы в них можно было поверить. Наиболее яркие поэтические произведения Колриджа были созданы в последние годы XVIII в. Проникнутая средневековым мистицизмом неоконченная поэма «Кристабель» (1797) создана по мотивам старинных фольклорных преданий и строится на противопоставлении образов воплощающей собой христианскую добродетель Кристабели и демонической красавицы Джеральдины, «горлицы» и «змеи», которые сталкиваются в борьбе за душу отца Кристабели рыцаря Леолайна. Мотив вещего сна, использованный в этом произведении, отражает интерес к сновидениям как результатам свободного от оков спящего разума полета фантазии. Поэт утверждал, что сочинил свои лучшие произведения именно во сне, записав их по пробуждении. К таким поэмам относится и также оставшийся незавершенным поэтический фрагмент «Кубла Хан, или Видение во сне» (1798), зафиксировавший фантастическое видение прекрасных садов и дворцов восточного правителя.

В центре эстетики Колриджа находится искусство, которое он считает важнейшим видом человеческой деятельности. В искусстве сливаются такие понятия, как добро, истина и красота, и поэтому оно является одновременно и высшим выражением философии. Вслед за Шеллингом английский поэт интерпретирует искусство как посредника между человеком и природой, которая, как и сам человек, является формой проявления Бога, отражением идеального мира идей. В основе мира лежит стихийно развивающаяся духовная сила, активное творческое начало, ко­торое и созидает мир. На определенном этапе своего развития она поро­ждает природу, бессознательную форму жизни, которая стремится вновь стать категорией духа. Так возникает сознательная форма жизни — соз­нание индивида. Человек стремится познать Бога, истину, красоту, что возможно лишь при помощи воображения, развивающего интуитивную догадку. Эта философская доктрина была противопоставлена Колриджем рационалистическому идеалу просветителей.

Колридж определял воображение как посредника между идеальным и реальным, а также между человеком и природой. Чувственное познание мира позволяет достигнуть лишь некоторую совокупность разрозненных истин, в то время как в процессе творчества сознание постигает невидимое. Результат внутреннего озарения находит выражение в искусстве: идеальное выражается в художественных образах, общее получает воплощение в конкретном, а вечное — во временном. Следовательно, искусство призвано выражать истину и красоту посредством символических образов, передающих внутреннюю суть вещей и в то же время создающих простор для игры воображения. Символ — одно из ключевых понятий в эстетике Колриджа, «это идея, которая по природе своей выходит за пределы чувств, но воплощается в чувственных образах».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.