Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 23




1. Первый многотиражный российский журнал «Библиотека для чтения»

«Библиотека для чтения» (1834–1865) – первый русский многотиражный журнал. «Журнал словесности, наук и художеств, промышленности, новостей и мод» — выходил в Петербурге в 1834—1865, сначала — ежемесячно, в 1865 — 2 раза в месяц. Подзаголовок часто менялся. Изд. — А. Ф. Смирдин, К. А. Полевой (1841). Ред. (в разное время) — Н. И. Греч, О. И. Сенковский, А. В. Старчевский, А. В. Дружинин, А. Ф. Писемский, П. Д. Боборыкин, Н. В. Воскобойников. Выходил журнал с исключительной точностью – первого числа каждого месяца. Уже во второй год издания «Библиотека для чтения» насчитывала 5000 подписчиков, через два года их число увеличилось до 7000.

Большой тираж позволил Смирдину установить сравнительно невысокую подписную плату за год – 50 руб.

Н ачал издаваться по инициативе Сенковского. Первый толстый (объем до 30 листов) журнал в России; был рассчитан на провинциальное мелкопоместное дворянство, городское мещанство и чиновничество. (В статье «Ничто о ничем» (1836) Белинский определил «Библиотеку для чтения» как «по преимуществу журнал провинциальный» и заметил, что «в этом отношении невозможно не удивляться той ловкости, тому искусству, с какими он приноровляется и подделывается к провинции»).

«Б. д. ч.» заняла крайне реакционную позицию: р уководствуясь своими соображениями, Сенковский в «Библиотеки для чтения» ставил Пушкина ниже третьестепенного поэта Алексея Тимофеева, отождествлял Гоголя с бульварным французским писателем Поль де Коком, зато в Кукольнике видел русского Гете и Байрона, а в Загоскине – Вальтера Скотта. Также печатались Ф. В. Булгарин, Греч, Н. В. Кукольник и другие реакционные литераторы. Печатались и переводные романы — А. Дюма, Ф. Купера, Булвер-Литтона и др. Помещались произведения О. Бальзака, П. Мериме, В. Гюго, Ч. Диккенса, Ж. Санд, В. Теккерея, которые Сенковский редактировал чрезвычайно вольно, порой опуская целые главы и дописывая отдельные куски. (Например, чтобы угодить провинциальной публике, любившей счастливые развязки, Сенковский изменил окончание романа Бальзака «Отец Горио»: он сделал Растиньяка миллионером).

В 1856 редактором журнала стал А. В. Дружинин, выступивший в защиту «чистого искусства». Журнал по-прежнему оставался поставщиком «легкого чтения» для мещанства. Но изменился характер журнала и при редакции Писемского и Боборыкина.

Отделы: Русская словесность, Иностранная словесность, Науки и художества, Промышленность и сельское хозяйство, Критика, Лите ратурная летопись, Смесь, Моды; позже — Беллетристика, Статьи научного содержания, Журналистика, Публицистика, Политика, Иностранная литература, Новости ученого мира, Корреспонденции, Общественные записки. Номер заключался описанием модных туалетов, и к нему прилагались картинки мод.

Определявшие позицию журнала отделы Критика, Литературная летопись, Политика, Журналистика, Публицистика вел сначала Сенковский, а потом Дружинин. Фельетоны и обозрения, печатавшиеся из номера в номер, несмотря на попытки авторов «остаться чуждыми всякого духа партий», ярко рисуют их реакционную позицию и стремление воспитать в читателях «благонамеренность».

Из художественных произведений, напечатанных в журнале, следует отметить «Сказку о мер твой царевне и семи богатырях», «Песни западных славян» Пушкина; «Хаджи Абрек», неопубликованные стихотворения из частных альбомов М. Ю. Лермонтова; «Воспитанницу» А. Н. Островского; «Три смерти» (т. 153) Л. Н. Толстого.

Наиболее значительные переводы: В. Шекспир «Ричард III» (т. 100), «Цимбелин», «Отелло»; П. Мериме «Ильская Венера»; Ч. Диккенс «Пиквикский клуб».

Ряд интересных статей помещался в отделах Науки и художества, Новости ученого мира. Среди них Х. Френ «Письмена древних Руссов» (т. 15), А. Гумбольдт «Космос» (тт. 75—76), Н. И. Пирогов «Практические и физиологические наблюдения над действием паров эфира на животный организм» (т. 83), и др.

В отделе Промышленность и сельское хозяйство печатались различные практические советы. Статья Н. Шелгун ова «Укрепление летучих песков». В отделе Смесь преобладали анекдоты, короткие рассказы приключенческого и назидательного характера, но иногда помещались и интересные сообщения.

Издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин еще в 1833 г. начал объединение писательских сил, выпустив первую книжку литературного сборника «Новоселье». В «Новоселье» приняли участие Пушкин, Гоголь, Жуковский, Вяземский, Крылов, Погодин, Хомяков, Греч, Булгарин, Сенковский, Шишков, Хвостов и др. Если требовательному, думающему читателю далеко не все нравилось в сборнике, то «средний» читат ель пришел от него в восторг. Тогда Смирдин объявил, что с 1834 г. он станет выпускать новый журнал «Библиотека для чтения», указав, что в нем будут сотрудничать все видные литераторы, от подписчиков не было отбоя.

Смирдин организовал «Библиотеку для чтения» как крупное коммерческое предприятие. Взяв на себя финансово-хозяйственную сторону дела, он пригласил в качестве редактора журнала О.И. Сенковского, назначив ему огромное жалование – 15 тыс. руб. в год, не считая платы за сотрудничество. Впервые в русской печати Смирдин ввел твердый авторский гонорар, полистную оплату авторского труда – 200 руб., увеличив его до 1000 руб. и выше для знаменитых писателей. (Сенковский - ученый-востоковед в 1820-е годы возглавлял в Петербургском университете две кафедры – арабского и турецкого языков, позже полностью посвящает себя литературе и журналистике. В 1833 г. Сенковский дебютирует в печати как фельетонист, сначала в «Северной пчеле», потом в «Новоселье» Смирдина. Многие фельетоны Сенковского, объединенные личностью рассказчика, печатались за подписью «Барон Брамбеус». «Барон Брамбеус» из обычного псевдонима превращается в литературную личность со своей биографией, интересами, образом мысли, индивидуальной манерой разговаривать и писать).

Тридцатые годы XIX в. в истории русской литературы и журналистики Белинский назвал «смирдинским периодом»; основная черта этого периода – проникновение денежных отношений в литературу и журналистику, что имело свои сильные и слабые стороны. Введение гонорара способствовало демократизации литературы и журналистики, профессионализации писательского и журналистского труда; вторая сторона медали – многие издатели пользуются гонораром как средством обогащения, они пишут и печатают, думая не о развитии просвещения.

Смирдин, не желавший терпеть убытки, передал издание «Библиотеки» книгопродавцу В.П. Печаткину; руководство редакцией принял А.В. Старчевский. Журнал просуществовал до 1865 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.