Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие. «Практические занятия по дисциплине «Психодиагностика»»




«Практические занятия по дисциплине «Психодиагностика»»

Направление подготовки: 030300 Психология

Специальность: 030301 Психология

Форма обучения очная

 

Тула 2010 г.

 

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

Практическое занятие 1. «Введение в психодиагностику и история становления психодиагностики как науки» (2 часа). 4

Практическое занятие 2. Психологическая диагностика когнитивных способностей. 5

Практическое изучение методик диагностики внимания: корректурные пробы, методика «Кольца Ландольта», «Красно-черная таблица», методика Мюнстерберга, методика «Перепутанные линии» (2 часа). 5

Практическое занятие 3. Психологическая диагностика когнитивных способностей. 10

Практическое изучение методик диагностики памяти: методика «Оперативная память», методика «Память на числа», методика «Память на образы» (2 часа). 10

Практические занятия 4 - 6. Психологическая диагностика когнитивных способностей. 12

Практическое изучение методик диагностики мышления и интеллекта: методики «Количественные отношения», «Закономерности числового ряда», «Сложные аналогии», «Выделение существенных признаков», «Тест интеллекта Векслера», «Прогрессивные матрицы Равена», «Тест структуры интеллекта Амтхауэра» (6 часов). 12

Практическое занятие 7. Диагностика когнитивных стилей: тест скрытых фигур Готтшальдта, тест MFFT-12 Кагана (2 часа). 36

Практические занятия 8-9. Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента. Теппинг-тест. Тест-опросник Стреляу. ОСТ Русалова (4 часа). 38

Практические занятия 10-16. Психодиагностика личности и межличностных отношений. 45

Личностный опросник Г.Айзенка, 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кэттелла (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), тест описания поведения в конфликтных ситуациях К.Томаса (14 часов). 45

Практические занятия 17–21. Проективные и полупроективные методы исследования личности. 84

Практические занятия 22-25. Диагностика самосознания. 108

Практические занятия 26-27. Психодиагностика нарушений развития личности: Патохарактерологический диагностический опросник, Опросник Шмишека (4 часа) 118

Практические занятия 28-30. Диагностика межличностных отношений в группе и семье. 138

Практические занятия 31-32. Психодиагностика мотивационной сферы и направленности личности. 162

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Психологическая диагностика предназначена обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.). В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими отраслями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная психология и т.д.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов.

Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации к проведению практических занятий по «Психодиагностике» со студентами специальности 030301 «Психология». Материал сгруппирован по занятиям и представляет собой подробное описание основных методов и методик диагностики разнообразных сторон человеческой психики и личности. По ходу ознакомления с методиками студент выполняет их, заполняя рабочую тетрадь, в которой подробно описывает полученные закономерности, формулирует психологический диагноз. Рекомендуется параллельная работа: сначала изучение соответствующей методики в теоретической части практикума, далее выполнение ее в рабочей тетради.

Данное пособие создано для решения следующих задач:

­ Сформировать у студентов систему основных понятий психодиагностики, ознакомить с теорией и практикой психодиагностических исследований.

­ Дать ориентировку в структуре психодиагностики как особой психологической дисциплины, связывающей теорию и практику.

­ Сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик.

­ Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик.

­ Ознакомить с наиболее известными методами психодиагностики, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.

­ Сформировать у студентов умения и навыки постановки и решения психодиагностических задач, включающих полный цикл диагностической работы, начиная с постановки цели, выбора соответствующих методик и заканчивая постановкой психологического диагноза.

 

 

Практическое занятие 1. «Введение в психодиагностику и история становления психодиагностики как науки» (2 часа).

 

Предполагает подготовку ответов на следующие вопросы:

1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика. Сфера применения психодиагностики.

2. Предмет, основные понятия и задачи психодиагностики.

3. Методы постановки психологического диагноза

4. Предыстория психодиагностики

5. Основные источники становления психодиагностики.

5.1. Экспериментальная психология.

5.2. Дифференциальная психология.

5.3. Прикладная психология.

5.4. Тестология.

6. Психодиагностика в XX в.:

6.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-х гг.

6.2. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг.

6.3. Развитие психодиагностики в 1940-е гг.

6.4. Развитие психодиагностики в 1950-е гг.

6.5. Развитие психодиагностики в 1960-е гг.

6.6. Развитие психодиагностики в 1970-е гг.

6.7. Развитие психодиагностики в 1980-е гг.

6.8. Развитие психодиагностики в 1990-е гг.

7. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

Литература для подготовки к занятию:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2004.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

4. Психологическая диагностика: Учебное пособие./ Под ред. М.К. Акимовой – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.: ил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.