Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический строй




В связи с развитием Древнерусского государства настоятельно требовалось найти идеологическую основу для объединенного государства. Этой основой явилась христианская религия, принятая князем Владимиром в 988 г.

Владимир (980-1015). Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти первоначально он пытался провести языческую религиозную реформу в 980 г. Но укрепить язычество созданием пантеона главных языческих богов (Перуна – бога грома и молнии, Даждьбога – бога солнца, Стрибога – бога ветра, Сварога – бога огня, Велеса – бога домашнего скота, Макоши – богини женского начала и др.) не удалось. Поэтому Владимир отказался от язычества и обратился к единобожию.

Им осуществляется поиск новой религии. Славяне в процессе поиска отвергли иудаизм, ислам, христианство западного обряда, то есть будущий католицизм. Главные причины такого решения заключаются, прежде всего, в ряде ограничений и обрядов, существующих в иудаизме и исламе (запрет употреблять свинину, обрезание в иудаизме и исламе; запрет употреблять вино в исламе и т. д.). Кроме того, иудаизм был отвергнут Владимиром, т.к. не давал примера сильного государства, отличался сложностью догматики и обрядов.

Достоинства христианства восточного обряда (в дальнейшем православия) заключались, по мнению Владимира, в том, что в Византии сложилась практика верховенства светской власти над церковной, в то время как в католичестве римский папа стоял выше светских властей. Кроме того, в христианстве восточного обряда службы проводились на родном языке, когда как в католицизме – только на латыни. Также принятие христианства восточного обряда открывало возможности для сближении с Византией (одно из самых могущественных и развитых государств на тот период времени).

В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия православия. В походе на византийскую крепость Корсунь (Херсонес) Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину, скрепив союз с Византией женитьбой на византийской принцессе Анне. По возвращении греческие священники крестили киевлян в Днепре. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху.

 

Последствия принятия христианства: произошло усиление контактов с Европой – прежде всего, с Восточной (Греция, балканские страны), укрепление международного положения Руси; укрепилась княжеская власть; христианство способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерус­скую народность; началось распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; расцвет различных видов искусства (каменная архитектура, иконопись, фрески и др.).

Ярослав Мудрый (1019-1054) - проводил активную внешнюю политику: одержал окончательную победу над печенегами (1036); заключил мирный договор с Византией; основал г. Юрьев (Тарту) (торговый форпост русских в землях Прибалтики) и Ярославль в Северо-Восточной Руси; им были заключены взаимовыгодные династические браки с представителями правящих домов Франции, Венгрии, Норвегии. Своих дочерей он выдавал за западноевропейских королей. Ярослав установил «очередной порядок» («лествичное право») престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику). Этот порядок, однако, вследствие большого количества претендентов на княжеский престол, в дальнейшем приведет к политической раздробленности. При Ярославе наблюдается политическое могущество и культурное развитие Руси (строительство каменных храмов – храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке и др., написано «Слово о законе и благодати» первого русского по происхождению митрополита Илариона). Началось создание Русской правды – первого общерусского свода законов. Начало ему положила «Правда Ярослава» 1016 г. Процесс продолжили его сыновья («Правда Ярославичей» 1072 г.). Отметим, что законодательство Древней Руси имеет ряд схожих черт с законодательством Западной Европы V-X вв. (например, с Салической правдой у франков).

 

2. Социально-политическое развитие Киевской Руси в IX–XIII вв. (20 мин.).

Обращение к тексту Русской правды (РП) дает нам возможность выявить особенности социально-политического развития Руси. До РП существовала кровная месть, талион (принцип «око за око, зуб за зуб»). Отметим, что аналогичные нормы существовали в древности и раннем Средневековье и у германских народов (например, у франков времен Хлодвига, V в.), и у других славянских народов. Укрепление государственной власти на Руси, как ранее и в Западной Европе, позволило ограничить круг близких родственников, имеющих право на кровную месть за убийство. В случае отказа от мести со стороны родственников виновный был обязан выплатить им крупный денежный штраф (виру), который был одинаков за убийство всех категорий свободного населения.

Согласно РП, на Руси появляются зависимые люди. Речь идет о рабах-военнопленных («челядины») и о «холопах», зависимых соплеменниках, за проступки которых несет материальную ответственность их «господин». Позже появились новые категории зависимых: закупы, рядовичи, разные категории холопов. Первые две категории попадали в зависимость вследствие заключения какого-либо соглашения («за купу», «ряд»). Первоначально она носила временный характер, т. е. человек мог выкупиться на волю. В дальнейшем оно превратилось в полную зависимость – холопство. В этом случае в зависимость попадали уже не военнопленные, а соплеменники.

Особую категорию составляло лично свободное сельское население – смерды. Наиболее вероятно, что смерды – группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Имелись также изгои – люди, лишенные социального статуса.

Кроме того, в РП зафиксированы и другие категории населения. Люди – лично свободное население. Они составляли вервь (в дальнейшем мир) – территориальную соседскую общину. В городах существовало вече – народное собрание. Их значение в жизни Руси было колоссальным, это своего рода примитивная форма демократии. Аналогии можно найти в античном полисе, а в дальнейшем – в городском самоуправлении западноевропейских средневековых городов. Однако постепенно вечевая форма управления на Руси упразднялась, власть целиком переходила в руки князя. Исключение составила Новгородская земля, где, наоборот, при слабой княжеской власти сохранилось сильное вече, фактически управлявшее подвластной Господину Великому Новгороду территорией.

Вывод: на Руси в XI-XII вв. шло формирование феодальных отношений, но этот процесс в Киевской Руси не был завершен. Киевская Русь не знала господства крупного феодального землевладения, которое считается классическим признаком феодализма.

Доминирующим экономическим укладом на Руси являлось свободное крестьянское хозяйство, которое велось в рамках родовой, а затем соседской общины.

Тем не менее, можно говорить о феодальном характере древнерусского общества, поскольку в нем: формируются многоступенчатые, «расщепленные» формы собственности на землю; возникают зависимые категории населения. Киевские князья считались верховными собственниками русской земли, и удельный князь таким образом не был полным и безусловным собственником своего удела. Князья не посягали на земли свободных общинников, но облагали их различными повинностями. В таких отношениях не доминировало ни право частной собственности, ни прежнее право коллективной общинной собственности.

Сочетал в себе институты новой раннефеодального устройства и старого, общинного.

Князь – глава государства. Его функции: 1) князь законодательствовал, 2) он был военачальником; 3) выполнял судебные и административные функции; 4) определял основные направления внешней политики.

 

Каждый князь имел дружину, которая делилась на две части: старшую («бояре») и младшую («отроки» и «гриди»). Князь и дружина составляли единое целое («военная демократия)». Это положение сохранялось достаточно долго, с VII по XI вв. Кроме чисто военных обязанностей дружинники выполняли функции княжеских чиновников: наместников - на местах в волостях (территория проживания племен) и посадников - в городах.

Князь и дружина – привилегированные части общества, так как они жили за счет собранной дани. Дружинники еще не были феодалами, не имели земли и «кормились» за счет князя. С XI в. начинается постепенное «оседание дружины на землю», которое приводит к началу формирования вотчин - крупных поместий феодального типа. Власть князя долгое время на Руси была ограничена вечем, однако постепенно (за исключением Новгородской земли) вечевая форма правления исчезает.

Вывод: государство еще не феодальное в классическом варианте, а раннефеодальное, то есть идет постепенное формирование феодализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.