Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические аспекты эволюции




Основным объектом для развития в процессе эволюции является не отдельная популяция, а весь биогеоценоз в целом. Поэтому эволюционно отсталые виды не вымирают полностью, а встраиваются в трофические цепи более развитых животных. В многообразие форм заложена возможность для развития большого количества взаимодействий, и как следствие, обогащение и появление новой информации. Развивающейся системе не выгодно стремиться к созданию универсальных форм, постановке однообразных программ. Невозможно, например, создавать автотрофную, быстроразвивающуюся, да еще и мыслящую форму. В равновесной системе биогеоценза место находится всем.

Автотрофам или растениям не нужно передвигаться ведь их ресурсы, солнечный свет, вода и углекислый газ всегда рядом, лишь для получения света достаточно незначительного фототаксиса. Гетеротрофы первого звена или травоядные могут не развивать сложных приспособлений для поиска пищи, их добыча никуда не убежит. А вот хищники должны развивать сенсорные органы, анализаторы, нервную систему. Большинство связей, объединяющих биоценоз, носят трофический характер - это пищевые цепи. Изменение численности на низших уровнях биогеоценоза, тут же передается более высшим. Развитие биоценоза идет по пути усиления этих связей и системной интеграции. В развитом биоценозе практически не существует несвязанных между собой видов.

Однако, кроме трофических связей, биоценоз связан энергоинформационными потоками, передающимися между разными видами и особями биоценоза, воспринимаемыми ими на уровне органов чувств или на других более сложных уровнях. Доказательством этого служит то, что практически все животные знают о представителях других ценотических уровней. Так, например, в высоко интегрированном сообществе африканской саванны, антилопа не может не знать о льве, она видела его, знает его и при первом его приближении у нее срабатывают защитные реакции.

Наиболее часто встречающиеся ценотические связи - отношения хищник-жертва, широко распространен симбиоз и взаимное исключение видов. Крайне редки или даже не существуют взаимоотношения одностороннего или взаимного нейтрализма. Опосредованно через много звеньев, все живые организмы на Земле, так или иначе, связаны между собой.

Биогеоценоз - это не только живые сообщества, но и неживая материя, ландшафты и атмосферные явления. На высшем уровне своего развития живая и неживая материи представляют собой единое энергоинформационное поле.

Как происходит эволюционное развитие в биогеоценозе? Ведь там присутствуют виды с очень низкой организацией, которые уже давно не воспринимают передовые развивающие информационные сигналы. Эволюционная роль этих видов биоценоза с низким уровнем энергоинформационного обмена и эволюционным отставанием заключается в поддержании, создании условий для развития более продвинутых форм. В этом заключается стремление системы к развитию, поскольку более развитые сенситивные особи, будучи связаны со всеми остальными в биогеоценозе, угадывают направление будущего изменения системы, меняются сами и дают соответствующие сигналы к изменению другим членам сообщества.

Таков механизм параллелизма в развитии: при получении основных, прогрессивных признаков может наблюдаться копирование их с высших форм.

Как мы уже говорили, высокоразвитый биогеоценоз стремится к высокой интеграции, усилению межвидовых и межорганизменных связей. Особенно это касается социальных структур. В природе социум начинает функционировать практически как единый организм, настолько сильны связи между отдельными особями.

В высокоразвитом сообществе отношения хищник-жертва также претерпевают сильные изменения. Система связей, сигнальные взаимодействия настолько хорошо отработаны, что хищник зачастую просто ждет свою жертву, больную, ослабленную или одиночную особь, в то время как добыть здоровое полноценное животное ему не под силу. Популяция жертвы осознает необходимость отдавать дань хищникам, и предпочитает отдавать тех, чья роль в продолжение рода незначительна. Например, когда касатки окружают льдину с сивучами, сивучи долго ждут и, в конце концов, самый старый из них сходит с льдины и отдает себя хищнику. Другой яркий пример, - стая крыс, где вожак посылает проверить приманку самых старых и больных особей. Таких примеров можно найти много. Развитие межорганизменных связей является стратегией борьбы за выживание лучшей наследственной информации.

Как мы уже говорили, стремление живой материи к развитию заключается в создании все более развитых форм, которые, будучи связанные с остальным ценозом, будут угадывать изменения, адекватно реагировать на них и вести за собой весь биоценоз. Таким по идее должен быть человек, как венец Земной эволюции. Однако человек вывел систему из равновесия, создал искусственное поле для эволюции, где все меньше и меньше места для других живых организмов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.