Понятие
| Определение
|
Антинорманская теория
| Антинорманская теория вост. славяне сами сформировали гос-во, а варяги не имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва Доводы: термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан. Рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост Пруссии. У вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.
|
Бортничество –
| первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.
|
Бояре
| – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.
|
Берестяные грамоты
| письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.
|
Берендеи –
| кочевые тюрские племена
|
Барщина
| повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.(бесплатные работы зависимых крестьян в хозяйстве феодала своими орудиями труда)
|
Варяги
| – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.
|
Вервь
| – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
|
Вече
| – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира
|
Вира
| – крупный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.
|
Вои –
| пешие воины
|
Вотчина
| в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.
|
Глаголица
| одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.
|
Гости
| купцы
|
Граффити
| Рисунки и надписи на стенах
|
Гривна
| – слиток серебра, монета
|
Двоеверие
| сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.
|
Десятина
| налог в пользу церкви.
|
Дружина
| – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя, бояре) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воин(отроки).
|
Закуп
| – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости
|
Зернь
| – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.
|
Изгои-
| в Древней Руси XI-X11 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы
|
Кириллица
| – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
|
Ключник
| – княжеские управляющие, могли быть при этом холопами
|
Князь
| – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы
|
Куны,
| – денежные единицы
|
Крещение
| – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.
|
Купа
| долг
|
Летопись
| – записи событий русской истории, расположенные по годам
|
«Люди»
| Свободные крестьяне-общинники
|
Митрополит
| – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
|
Мозаика
| изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).
|
Наместник
| на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.
|
Натуральное хозяйство
| — примитивный тип хозяйства, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей
|
ногаты,
| – денежные единицы
|
Норманнская теория
| направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва. Варяги создали гос-во у восточных славян. Доводы: Слово Русь случилось от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси ещё в 4-5 вв н.э. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюрократический аппарат 1-е киевские князья были варягами в "Повести Временных Лет" есть упоминание о том, что славянские племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны
|
Оброк натуральный
| – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.
|
Оброк денежный
| повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
|
Огнищанин
| главный слуга, управитель хозяйства вотчины.
|
Перегородчатая эмаль
| техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.
|
Повоз
| система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).
|
Погост
| по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
|
Полюдье
| – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
|
Посад
| – название торгово-ремесленной части города на Руси.
|
Путь “из варяг в греки”
| – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века
|
«Русская правда»
| Первый свод законов на Руси. Первым его начал составлять Ярослав Мудрый («Правда Ярослав»). Сыновья продолжили:вторая редакция «Правда Ярославичей». Третья редакция – Пространная правда (устав Мономаха)
|
Ряд
| - договор
|
Рядович
| – категория зависимого населения Древнерусского г-ва. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.
|
рязаны
| денежные единицы
|
Скань
| – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.
|
Смерд
| – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
|
Соседская община
| группа, коллектив людей, не связанных родственными узами.
|
Тиун
| слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения
|
Удел
| часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии
|
Урок
| по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
|
Фреска
| роспись водяными красками по сырой штукатурке.
|
Холоп
| категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.
|
Христианство
| одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом
|
Челядь
| в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.
|
Чернь
| сплав серебра, свинца и других компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, в основном из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, изделие обжигается, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другим металлам было известно уже в античном мире. Черновые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах, либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, шкатулки), оружие, ювелирные изделия. Известны серебряные подвески, браслеты русских мастеров X-XII вв. Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновыхрисунков было достигнуто в XVIII в. мастерами Великого Устюга.
|
Шапка Мономаха
| регалия великокняжеской и царской власти. По легенде император Константин прислал ее Владимиру Мономаху
|
Язычество
| – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).
|