Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогической этики

Это основные понятия этики, отражаю­щие наиболее существенные стороны мо­рали и составляющие теоретический аппа­рат педагогической этики.

В истории этики основными категориями обычно считались по­нятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести и некоторые другие. Сторонники рационализма в этике стреми­лись к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий, в которой каждая категория этики определя­лась бы через другие, более общие. При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, другие - понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встре­чались большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между категориями этики не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, например, ут­верждают, что между понятиями долга и добра не может быть логической связи. И противопоставляют два раздела теории мо­рали - деонтологию, рассматривающей проблемы долга и ак-сиологию, изучающую проблемы добра и зла. Сложность соот­ношения этих категорий в том, что противопоставляются два ви­да нравственности - добродеяние и исполнение долга, внутрен­нее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение внешнему закону. Это противопоставление можно обнаружить в различных вариантах и в современных этических учениях (Ницше, Бергсон, П.Ноуэлл-Смит и др.).

В педагогической этике выделяют такие категории, как Педагогическая справедливость. Профессиональная честь. Профессиональный долг. Совесть.

Педагогическая справедливость - это понятие, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности. В отличие от более абстрактных понятий добра и зла, с помощью которых даётся моральная оценка определённым явлениям в целом, понятие ПС характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. В частности, понятие «справедливость» включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса, их правами и обязанностями.

Профессиональная честь - раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Понятие ПЧ предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслуживает со стороны всех участников педагогического процесса - взрослых и детей.

Профессиональный долг учителя базируется на понимании морального долга в собственном смысле слова: это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства в лице каждого участника общественного процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанности и требовательности к нему.

Совесть. Главная функция С - осуществление морального самоконтроля. Основные формы проявления самоконтроля: 1) чувство удовлетворения или досады; 2) чувство гордости и стыда; 3) «чистая совесть» или угрызения совести. Профессиональная С учителя - это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками.

Содержание педагогической этики. Содержательными структурными компонентами ПЭ является: нравственное сознание, нравственная деятельность учителя и нравственные отношения.

Нравственное сознание составляют: взгляды, убеждения, чувства (профессионального долга, справедливости; совести; любви к детям; требовательности; уважения; меры). Содержание этических взглядов включает принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми, понимание этических категорий нравственного мира детства, осознание на этой основе своего профессионального долга, определение качеств профессиональной совести, понятий чести и достоинства учителя, понимание основных моральных категорий применительно к педагогической деятельности. Ведущим показателем модели идеального учителя с позиции практической педагогической этики является умение учителя любить детей и проявлять её в педагогически целесообразных формах.

В объём и содержание понятия «любовь к детям» включён перечень профессиональных действий учителя, носящих универсальный и независящий от конкретно-исторических и социальных условий характер:

1) перспективное проектирование развития ребёнка;

2) организация отношений заботы и поддержки;

3) создание положительного эмоционального фона учебно-воспитательного процесса;

4) разработка оптимальных форм, методов и приёмов развития творческих способностей каждого конкретного ребёнка;

5) отказ от деления детей по способностям;

6) оптимистический и деятельностный стиль общения;

7) недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях;

8) недопустимость публичных форм коллективного осуждения промахов ребёнка;

9) недопустимость использования вербальных и невербальных форм унижающего осуждения ребёнка.

Нравственную деятельность составляют просвещение и самовоспитание.

Нравственные отношения - это отношения учителя с учителями, учениками и их родителями.

Детский мир Януша Корчака. ЯК следующем образом определяет основные педагогические категории:

Цель воспитания: развитие индивидуальности ребёнка.

Закономерности воспитания: 1) обусловленность развития ребёнка положительным опытом его детства («Без прошлого нет будущего»); 2) результаты развития и воспитания ребёнка определяются количеством безусловной любви, вложенной в него родителями и учителями.

Принципы воспитания: 1) принцип уважения (уважать права ребёнка быть тем, что он есть; уважение труда познания ребёнка; уважение неудач и слёз; уважение собственности ребёнка и его бюджета; уважение тайн и отклонений тяжёлой работы его роста; уважение самобытности). 2) принцип паритетности (равенства) взаимоотношений взрослого и ребёнка. 3) принцип безопасности (Не навреди!) 4) принцип ненасилия (право ребёнка быть тем, что есть). 5) принцип безусловной поддержки и помощи взрослого 6) принцип безусловной любви воспитателя к ребёнку.

Качества хорошего воспитателя проявляются в следующих умениях: 1) быть заинтересованным в чувствах ребёнка, его умениях и высказываниях; 2) умении «наклониться к ребёнку и прислушиваться»; 3) умении предоставления ему относительной свободы: избавлении от постоянной опеки, от «нет» и «нельзя» в ограничении контроля; 4) в умении быть добрым и справедливым; 5) умении не порицать детей; 6) в умении найти в каждом ученике «изюминку» и раскрыть её, но не предъявлять ко всем детям одинаковых требований; 7) в умении доверять детям в самостоятельной организации их жизни; 8) в умении не торопить ребёнка в раскрытии его способностей, в терпеливом ожидании его проживания трудных возрастных этапов; 9) в умении дарить детям нежность, доброту, любовь. 10) умении поддерживать замкнутого и слабого, нелюбимого и всеми отвергнутого ребёнка, улыбнуться ему, обнять; 11) в умении пропустить чужую обиду через своё сердце как свою; 12) умении создать условия, чтобы ребёнок старался доставить воспитателю радость и стать для этого хорошим.

Петелин А.Н Сущностные характеристики категории "становление" и основные этапы и уровни профессионального становления

 

Термин "становление" является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, так и в педагогике, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна. Становление - философская категория, привлекшая к себе внимание многих мыслителей прошлого и настоящего. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии - это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. По мнению Гегеля, каждый имеет представление о становлении и при этом каждый признает, что "это есть лишь одно представление; каждый, далее, признает, что если проанализировать это представление, то мы убедимся, что в нем содержится определение бытия, а также того, что полностью противоположно - определение ничто; далее, два эти определения нераздельны в одном представлении, так что становление есть единство бытия и ничто". [1] Результат становления, по Гегелю, представляет собой наличное бытие.
Согласно современному философскому учению неотомизма (Жак Маритен и др.) о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). В современном общепринятом научном понимании становление - философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явления - их непрерывный переход, превращение в другое [2]. Как правило, термин становление употребляется в трех значениях: 1. Как синоним категории "развитие". 2. Как выражение процесса создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе. 3. Как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему [3]. Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя, и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности, если речь идет о становлении и развитии личности. Например:
"Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию" [4]. "Развитие личности - стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности" [5]. "Развитие личности - объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации.
"Формирование личности - процесс становления социально значимых качеств личности, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера" [6]. Но, как отмечают в своем исследовании Э.Н.Гусинский и Ю.И Турчанинова [7], пытаясь сколько-нибудь точно указать момент появления личности в процессе индивидуального развития, мы обязательно наталкиваемся на трудноопределимый период своеобразной "подготовки" к появлению объекта, которую, как правило, обозначают словом "становление". В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они ещё не складываются в то определенное целое, которое наблюдателю известно (пусть приблизительно) по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко, и для философии образования это крайне существенно: размышляя о становлении и развитии личности, оно рассматривает, как правило, именно тот период, когда личность формируется, но еще не выявилась вполне. Развитие - целенаправленное накопление информации с последующим её упорядочением, структурализацией. Целенаправленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры.
  В философии под развитием понимают изменение, но не любое, а направленное, необратимое и закономерное. Современные научные представления позволяют рассматривать развитие живого организма как развертывание, раскрытие изначально имеющихся свойств: наследственные программы, действуя в реальных условиях среды, определённого окружения, превращают генотип (схему, план будущего организма) в фенотип (сам реальный организм). Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно имеем в виду, что этот объект как-то совершенствуется, усложняется, развивается. Особую проблему составляет становление системы. Чтобы начать развиваться, система должна возникнуть, то есть пройти период становления. Говоря о личности учителя вообще, и личности будущего учителя музыки, в частности, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих учителей именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное "качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии" [8]. В психолого-педагогической литературе широко используется термин "профессиональное становление" личности [9]. Современные исследователи рассматривают "профессиональное становление" с различных позиций. Например, Кудрявцев Т.В. рассматривает "профессиональное становление" как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса - профессиональное самоопределение. Зеер Т.В. трактует "профессиональное становление" как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности. Левитан К.М. исследует "профессиональное становление" личности учителя как решение профессионально значимых, все более усложняющихся задач - познавательность, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего учитель овладевает необходимым комплексом связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [10].
  Сущность категории "профессиональное становление" может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями "развитие" и "формирование". Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (то есть циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. Становление же, согласно философии Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, выступает в качестве "первой истины", являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата Развитие личности учителя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменение сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений. Развитие личности осуществляется через изменение ее направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей человека). В ходе развития личности происходит и становление ее целостности. По мнению К.М. Левитана, эта целостность заключается в: 1) подчинении всех элементов структуры личности ее направленности, которая обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов ее развития; 2) обретении необходимых личности, но еще отсутствующих качеств. Критерием профессионального развития личности учителя выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в педагогической деятельности. Основная предпосылка развития личности --направленность, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентаций.
  С точки зрения Л.И. Анциферова, развитие - основной способ существования личности: "Социальное и психическое становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию" [11]. Таким образом, постоянная незавершенность, а, следовательно, нескончаемость процесса становления - характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий ее способности к безграничному развитию. Личность, развиваясь, формируется, она принимает определенную форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. По мере становления личности растет целостность ее психологической организации, накапливается новый потенциал развития. Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенных Е.А. Климовым: оптант - фаза выбора профессии; адепт - человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; мастер, авторитет, наставник [12].
  К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности учителя; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности педагога-профессионала [13]. Кудрявцев Т.В., Зеер Т.В. выделяют четыре стадии профессионального становления личности учителя: 1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.
  2. Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интересы к будущей профессии. Вторая стадия - это прежде всего обучение в ВУЗе. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессионально-педагогическая направленность, педагогическое умение и способности, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к педагогической деятельности. 3. Профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. 4. Мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения педагогическим мастерством все большую привлекательность приобретает сама деятельность. Удовлетворение приносит сам процесс обучения учащихся, общение с ними. Педагогическая деятельность становится потребностью личности. Мастерство означает, что профессиональное становление личности состоялось [14].
  Таким образом, профессиональное становление личности - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это "формообразование" личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности. Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.
  По К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация - это процесс "становления собой", напрямую связанный с понятием личностного роста. К.Юнг считал, что личностный рост - это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности [15]. Автор индивидуальной психологии А.Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию[16]. А. Маслоу рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение "высших" потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по Маслоу, это значит не оставаться в потенциальности. "Лучший выбор жизни" всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой [17].
  К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становится все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и "самость"[18]. Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности [19]. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным "рабочим инструментом". И чем совершенней этот инструмент, тем успешней профессиональный результат. Следовательно, именно в педагогической профессии личностный рост - непременное условие профессионализма. Образовательная траектория - возможность личности на основе выбора "определять свой образовательный путь, удовлетворять потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей" [20].
  Ученые подчеркивают неравномерность этапов профессионального становления личности, обозначая её как индивидуальную траекторию профессионального роста. В контексте нашей работы нас интересует проектирование становления личности как субъекта профессионально-педагогической деятельности и жизнедеятельности. В вузовский период профессионального становления личности учителя музыки мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А. Сластенина) [21]: 1. Уровень становления - адаптивный. Приспособленческая стадия, введение в учебно-профессиональную деятельность: - неустойчивое отношение к восприятию содержания предметов общекультурного и психолого-педагогического блоков; - адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям; - учебно-профессиональная музыкальная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне; - стимулирование различных форм самостоятельности и активности в образовательной и музыкальной среде; - развитие музыкальных, креативных, эмпатийных способностей, но отсутствует готовность к творческому освоению художественных произведений; - формирование навыков самообладания самопознания эмоциональной саморегуляции; - принятие субъект-субъектных взаимоотношений, взаимодействий в образовательной среде; - нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем; - развитие способности к профессиональной интерпретации жизненных обстоятельств.  
  2. Уровень становления - профессионально-репродуктивный. Стадия освоения музыкально-профессиональных знаний и умений: - развивается потребность в музыкально-профессиональной реализации; - актуализируется познавательная рефлексия; - происходит овладение ценностями и смыслами учебно-профессиональной, музыкально-педагогической деятельностей; - развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути; - создание методологической и методической базы овладения профессией учителя музыки; - развитие музыкального мышления, понимания, интонационной сущности музыкального художественного произведения. 3. Уровень становления - личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла учебной профессиональной деятельности: - развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества, самовыражения студента в учебно-воспитательном процессе; - поиск и стимулирование индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности; - готовность к профессиональному решению теоретико-прикладных, музыкально-исполнительских и учебно-практических проблем в ВУЗе и школе; - нахождение музыкально-педагогических направлений и предпочтений в блоке специальных музыкально-педагогических дисциплин для адаптации в будущей профессиональной деятельности; - выработка адекватного коммуникативного поведения будущего учителя музыки в профессиональной деятельности и жизненном пути. 4. Уровень становления - субъектно - креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего учителя музыки: - субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста; - умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа учебно-профессиональной, музыкальной и жизненной деятельности; - усиление роли профессиональных, музыкальных, психолого-педагогических знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане; - систематизация взглядов и установок в отношении музыкального искусства, культурного пространства, жизненного и профессионального пути; - нахождение своего собственного индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности; - полная готовность к профессионально-педагогической музыкальной деятельности.
  В модели профессионального становления будущего учителя музыки необходимо определить позицию будущего учителя (студента). Ее следует представить как позицию личностного и профессионального саморазвития, где внешнее педагогическое воздействие совпадает с его внутриличностным потенциалом. Это, с одной стороны, означает соответствие его целей, мотивов и способов действий педагогическим требованиям, а с другой - выход за пределы указанных предписаний. Получается, что система педагогических требований не заглушает, а инициирует способности студентов к поиску путей жизненного и профессионального роста, стимулируя его активность, избирательность, творческую устремленность. В личностно ориентированной парадигме образования проектируемое становление современного специалиста, педагога, в частности, учителя музыки, может дать положительный результат только в том случае, в тех условиях, когда для становления учителя музыки как творческой личности, сам педагог будет творцом. Учитель обречен в этом случае на творчество, что особенно важно в музыкальной педагогике. Здесь в педагогическом сотрудничестве не может быть методов обучения и воспитания для всех. А это, в свою очередь, постепенно заставляет педагога расширять свой творческий потенциал. Будущий педагог должен обладать не только определенными педагогическими, музыкальными, организаторскими, коммуникативными способностями, но и глубокими знаниями и умениями для того, чтобы самому выявить необходимые для творчества средства, инструментарий и материалы, руководствуясь при этом соответствующими ориентирами. Результатом профессионального становления педагога является его профессиональное мастерство.
  Примечания: 1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логика. - М.: Мысль. - 1974. - С.224 2. Философский словарь. - М.,1987. - С. 458
  3. Современная философия: словарь и хрестоматия. - Ростов н/Дону: Феникс. - С.73-74 4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000 5. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Дону: Издательство "Феникс", 1998. - С.372
  6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с. 7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. - С.31 8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000
  9. Батракова С.Н. Основы профессионального педагогического общения - Ярославль, 1986.; Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. - Л.: Знание, 1983.; Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Урал, 1988.; Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2; Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие - Саратов, 1991. и др. 10. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. - Саратов, 1991. 11. Психология формирования и развития личности / Ред. Анциферова Л.И. - М.: Наука, 1981. - С. 8-9.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности 11. 1. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях | Страны Центральной Африки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 12026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.