КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Восприятие информации, хранение, извлечение, воспроизведение. Элементы обучения. Внимание
Лимбическая система, ее роль в организации памяти, эмоций и регуляции висцеральных функций. Характеристика эмоций, механизм их возникновения. Эмоциональный стресс, его профилактика. Строение промежуточного мозга. Функции таламуса, гипоталамуса. Роль гипоталамуса в регуляции эндокринных, вегетативных функций. Участие в формировании мотивации, биологических ритмов в организме. Промежуточный мозг интегрирует сенсорные, двигательные и вегетативные реакции, необходимые для целостной деятельности организма. Основными образованиями промежуточного мозга являются таламус, гипоталамус, гипофиз. Таламус – обработка всех афферентных сигналов от всех аналитических систем, кроме обонятельного и сигналов к коре идущих от спинного, среднего мозга, мозжечка и базальных ганглий. Таким образом в ядрах таламуса происходит переключение информационного потока от рецепторов в разные отделы коры головного мозга. Отбирает и отсеивает ненужную на данный момент информацию, благодаря чему слабые или «второстипенные» сигналы к коре мозга не поступают. Это происходит с учетом доминирующей мотивации на данный момент. С функциональной точки зрения выделяют три вида ядер. Специфические – переключают проведение информации от какого-либо рецептора к конкретной коре мозга. Неспецифические – аксоны нейронов этих ядер оканчиваются в коре больших полушарий и образуют не локальные и диффузные связи. Ассоциативные – на нейронах этих ядер происходит конвергенция множества сигналов от большого количества нейронов затем информация передается к ассоциативным зонам коры. Подталамичкская область. Высший центр всех вегетативных функций. Входит в лимбическую систему и непосредственно участвует в организации эмоциональных, поведенческих и гомеостатических реакций организма.Центры: 1. Центр регуляции тонуса симпатической и парасимпатической нервной системы 2. Центр жажды 3. Центр голода – насыщения 4. Центр периодов сна и бодрости 5. Центр терморегуляции 6. Осмо- и волюморегуляциянейроны чувствительны к составу крови. 7. Центр удовольствия 8. Гипоталамо-гипофизарная система.
Лимбическая система представляет собой функциональное объединение структур мозга, участвующих в организации эмоционально-мотивационного поведения, таких как пищевой, половой, оборонительные инстинкты, организации цикла сон-бодрствование. Структура лимбической системы: 1. древняя кора – обонятельный мозг – обонятельный луковицы, бугорки, прозрачная перегородка. 2. старая кора – гиппонам, зубчатая, поясничная извилина. 3. промежуточная кора – парагиппопамповая. 4. подкорковые структуры – мендалины, передние ядра талямуса, сосцевидные тела и гипопоталамус. Функции лимбичской системы. Обеспечение постоянства внутренней среды (гомеостаза) – гипоталямус. Формирование побуждения к действию (мотивации) – кора больших полушарий. Влияние на гормональный фон – гипоталямус. Формирование эмоций – участвуют се системы. Участие в процессе сохранения памяти – гиппокамп, кора больших полушарий. Эмоция это специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы, которые зависят от мотивации возникающих при возникновении, внешних и внутренних, и возможности их удовлетворения. Интерес, радость, гнев, удивление, горе, отвращение, призрение, страх, стыд, вина, печаль. Эмоции взаимодействуют между собой и создают устойчивые комплексы – любовь, депрессия и, в конечном счете, формируют поведение индивида. Медиаторы эмоциональных состояний: 1. стресс связан с высвобождением норадреналина 2. эйфория – эндорфин, дофамин 3. чувство боли связывают с субстанцией Р. Круг Папеса. Структуры входящие в лимбическую систему и отвечающие за эмоции объединяются в круг Папеса: помять, обучение: гиппокамп – сосцевидные тела – передняя ядра таламуса – кора поясной извилины – парагипокампова извилина – гиппокам. Агрессия, оборонительное, пищевая, половая: миндалевидные тело – гипоталамус – медицефальные структуры – миндалевидное тело. Под термином «стресс» (напряжение) понимаются неспецифические психофизические проявление адаптационной активности при действии любых, значимых для организма факторов. Для обозначения стрессорного агента, оказывающего сильное, отрицательно влияющее на организм воздействие, применяется термин «стрессор». Различают также положительные формы стресса – эустресс (например, сильная радость) и отрицательные – дистресс. Наиболее тяжелая форма дистресса – шок.
Память – это интегративная высшая функция головного мозга. Это общебиологическое свойство нервных сетей объединение, фиксация, хранение и воспроизведение информации. Память – одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию и событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Обучение и память – это две стороны одного процесса. При изучении обучения, прежде всего, исследуется механизм приобретения знаний, при изучении памяти – механизм хранения и использования этих знаний. У человека существует не менее трех различных типов памяти: «непосредственный отпечаток» сенсорной информации (иконическая память), кратковременная и долговременная память. В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие «памяти». Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отражение, емкость ее невелика 7±2 предъявляемых элемента. Длительность сохранения следов от 5 до 60 сек. Запоминание связано с повторением, например, 5-7 слов или цифр, что позволяет сохранить информацию более длительное время. Долговременная память удерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении все жизни. Основой функционирования системы, которая имеет дело в с большим количеством запечатленной в памяти информации, является не физическая емкость, а способность отыскать ответ на поставленный перед такой системой вопрос. Переход от кратковременной к долговременной памяти – это преобразование процесса получения информации в процесс ее сохранения. Одна из систем мозга, обеспечивающих подобное преобразование – гиппокамп. В процессах перехода информации от кратковременного к длительному хранению участвует внимание (сознательный компонент), которое контролируется ретикулярной формацией мозга. Часть данных запоминается и в отсутствие внимания – это непроизвольное запоминание (подсознательный компонент). Запоминание или консолидация следов памяти осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокамп. консолидации следов данные становятся постоянным содержанием долговременной памяти. Запоминание осуществляется двумя способами – процедурным и декларативным. Процедурное запоминание связано с получением и хранением знаний о том, как надо действовать, а декларативное – о том, то составляет основу действия. Классические условные рефлексы – это способы приобретения и закрепления знаний о том, как надо действовать. Процедурная память вязана только с теми нервными структурами, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. Познавательные процессы, связанные с осознанием действий, в простейшем случае – это произвольные осознанные действия, являются примером приобретения декларативной памяти, которая предполагает участие височных отделом мозга.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |