Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм образования следов рук и способы их обнаружения




Следы рук бывают поверхностными и объемными, видимыми, слабовидимыми и невидимыми, статическими и динамическими. Слабовидимые следы - это следы чистых рук, отобразившиеся на материале, не впитывающем потожировое вещество. Невидимые следы остаются на объектах, поверхность которых поглощает пот и жир (бумага, ткань, кожа, картон, фанера и т.п.).

В следственной и экспертной практике чаще других применяются визуальные, физические и химические способы обнаружения следов рук.

К визуальным относится обнаружение следов при помощи лупы, при косонаправленном освещении и на просвет. Это наиболее оптимальные способы, позволяющие сохранить следы в их первоначальном состоянии.

Физические способы основаны на свойстве потожировых выделений удерживать прилипшие к ним частицы. Порошки, используемые для работы с маловидимыми (слабовидимыми) и невидимыми следами рук, должны быть мелкими, сухими и контрастными по цвету с той поверхностью, на которой выявляются следы. Наиболее распространены такие белые порошки, как окись цинка, алюминиевая пудра, канифоль. Черными являются порошки окисей меди и свинца, железа, восстановленного водородом, графита, сажи. Порошкам восстановленного железа придаются различные цветовые оттенки, им присваиваются названия самоцветных камней: топаз, рубин, сапфир.

На обследуемую поверхность порошки наносятся специальной кистью флейц, изготовленной из очень мягкого беличьего или колонкового волоса. Применяются также аэрозольные распылители дактилоскопических порошков. Порошки восстановленного железа наносятся с помощью магнитной кисти.

Обработка следов парами йода основана на свойстве адгезии его мельчайших частиц с потожировым веществом. Достоинство этого способа состоит в том, что следы можно подвергнуть неоднократной обработке, а недостаток - следы быстро исчезают, переходят в невидимое состояние. Пары йода образуются в йодных трубках, снабженных резиновой грушей, или в химической посуде, в которой подогревается кристаллический йод. Такое окуривание целесообразно использовать тогда, когда предстоит обнаружение невидимых следов рук на больших поверхностях. Яркое (желто-оранжевое) окрашивание следов позволяет установить их локализацию. Затем следы обрабатываются порошком восстановленного железа. Закрепляют следы, выявленные парами йода, посредством копирования на йодокрахмальные или йододикстриновые пленки. Если следы рук оставлены на многоцветной поверхности, их необходимо обработать люминесцирующими порошками, а затем осмотреть в ультрафиолетовых лучах. Люминесцирующие порошки приготавливаются из салицилового натрия, крахмала, сульфида цинка или кристаллической камфоры.

Химические способы обнаружения невидимых следов рук - это обработка следовоспринимающей поверхности веществами, вступающими в реакцию с потожировыми выделениями и окрашивающими следы. Обрабатывать химическими реактивами лучше те поверхности, которые впитывают их жидкую составляющую.

Химические реактивы, используемые для выявления следов рук, это 1,5 - 2-процентный раствор нингидрина или аллоксана в ацетоне, а также спиртовой раствор азотнокислого серебра. Реактив нужно напылять на поверхность при помощи пульверизатора или, в крайнем случае, наносить ватным тампоном. Реакция окрашивания следов протекает не быстро. Для ее ускорения поверхность, пропитанную нингидрином, нужно подогреть, а пропитанную азотнокислым серебром - выставить на дневной свет.

Выявлять следы рук рекомендуется только на тех предметах обстановки места происшествия, которые нельзя направить на исследование из-за их громоздкости или высокой ценности.

Физическими способами удается выявить сравнительно свежие следы рук, а с применением химических реактивов - более старые.

Дактилоскопические исследования позволяют решить ряд задач, существенных для расследования: выявить из числа подозреваемых виновное лицо, установить личность преступника при помощи картотек, констатировать факт совершения нескольких преступлений одним субъектом, обнаружить некоторые важные обстоятельства расследуемого преступления, идентифицировать личность преступника.

Назначая дактилоскопическую экспертизу, необходимо предоставить эксперту сравнительные материалы: дактилокарты или чистые листы бумаги, на которых прокатаны ногтевые фаланги пальцев рук всех подозреваемых, а также объекты со следами рук (их копии), изъятые с места происшествия. Иногда необходимо представить эксперту еще и отпечатки ладоней (ступней ног), так как следы на месте происшествия могут быть оставлены и ладонями (босыми ногами).

 

§ 3. Следы ног

 

На местах происшествия нередко остаются следы ног (обуви) преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. По этим следам можно выяснить путь движения лиц к месту происшествия, как они там передвигались, куда ушли, организовать преследование подозреваемых.

Следы босых ног встречаются на местах происшествия довольно редко. При этом нужно помнить, что в поверхностном следе ступня отображается в виде двух крупных участков пятки и плюсны, соединенных полосой, передающей свод стопы. Только в объемных следах особенности строения стопы отражаются более полно, так как видны папиллярные узоры и различные дефекты кожного покрова: мозоли, шрамы, рубцы, складки и др.

Предварительное изучение единичного следа обуви производится в целях:

- выяснения особенностей обуви;

- сопоставления с другими следами;

- его правильного измерения и описания в протоколе.

Общие признаки следов:

1) длина следа обуви по линии от середины переднего края носка до середины заднего края каблука;

2) длина подошвы по оси следа (если задний ее срез отчетливо выражен);

3) ширина подошвы в наиболее широком месте;

4) ширина промежуточной части в самом узком месте;

5) длина каблука от заднего края до переднего края по оси;

6) ширина каблука в самом широком месте, а босой ноги в самом широком месте пятки.

Изучив общие признаки следа обуви, переходят к исследованию частных признаков. К ним относятся особенности отдельных частей следа, дефекты рельефной поверхности (протектора) подошвы, обозначения размера, фирменного знака и др. (рис. 8 - не приводится).

 

Рис. 8. Части следа босой ноги и обуви

 

Передний край

Промежуточная часть

Внутренний край

Задний край

Пальцы

Внешний край

Пяточная часть

 

Передний край

Внутренний край

Задний срез подметки

Задний срез каблука

Подметочная часть

Внешний край

Промежуточная часть

Передний срез каблука

Каблучная часть

 

Рисунок не приводится.

 

Дорожка следов ног. В дорожке следов ног отображаются особенности походки, в элементах которой проявляются анатомические и функциональные признаки человека. Так, у переутомленного, больного или раненого человека элементы дорожки следов существенно варьируют, так как ему трудно выдерживать одинаковый ритм движения. Выяснить по следам темп ходьбы или бега можно только тогда, когда есть несколько следов, составляющих дорожку (рис. 9 - не приводится).

 

Рис. 9. Элементы дорожки следов

 

Рисунок не приводится.

 

Длина шага измеряется как расстояние между двумя последовательно оставленными следами по линии направления движения. Ее измеряют раздельно для правой и левой ног. Длина шага достаточно четко коррелирует с ростом человека. Шаг мужчины среднего роста при спокойной ходьбе колеблется в пределах 75 - 85 см, а при беге достигает 1 м и более. Шаг правой ноги примерно на 1 - 2 см больше, чем левой, а у левшей наоборот. Длина шага у женщин на 5 - 10 см короче, чем у мужчин. Если мысленно провести прямую линию по направлению, в котором шел субъект, то она и будет линией направления движения.

Ширина шагов характеризует расстановку ног при ходьбе. Она определяется как расстояние между следами каблуков (пяток) левой и правой ног по линии, перпендикулярной к направлению движения. Ширина постановки ног равна в среднем 10 - 15 см.

Угол разворота стопы образуется между продольной осью следа и линией направления движения. Он отражает привычку ставить ступни ног при ходьбе параллельно одна другой, носками внутрь (отрицательный угол) или носками наружу (положительный угол). У мужчин угол разворота стопы обычно равен 15 - 25°, а у женщин - 10 - 20°.

Измерения элементов дорожки следов для правой и левой ног рекомендуется производить в нескольких местах, поскольку они могут иметь большие различия из-за случайных причин.

Фиксацию следов обуви осуществляют разными способами:

1) фотографированием по правилам масштабной фотосъемки;

2) подробным описанием в протоколе;

3) изготовлением слепков с объемных следов;

4) изготовлением копий с поверхностных следов.

Результаты предварительного изучения следов обуви вносятся в протокол, где обязательно указывается:

а) место их обнаружения;

б) вид следов;

в) их размеры;

г) индивидуальные особенности подошв;

д) данные измерения элементов походки;

е) способы изъятия и упаковки.

Следы обуви необходимо сразу же сфотографировать по правилам измерительной съемки, так как это в определенной степени нейтрализует опасность их повреждения или уничтожения. Объемные следы обуви копируют путем изготовления гипсовых слепков. Для этого след должен быть подготовлен: из него убирают все инородные предметы (прутики, камешки, окурки и др.), попавшие после следового контакта. В зависимости от состояния почвы, на которой оставлены следы, применяются три способа изготовления слепков: наливной, насыпной и комбинированный. Выбор конкретного способа зависит как от следовоспринимающей поверхности, так и от погодных условий и времени года.

Для изготовления слепка наливным способом порошок гипса разводят в воде до консистенции сметаны. Получившуюся массу заливают в след слоем на 73 его глубины. Затем кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала и выливают оставшуюся массу. При насыпном способе в след через сито насыпают слой сухого гипса толщиной 1 - 2 см, потом укладывают каркас и засыпают гипсом до краев. После этого гипс увлажняется с помощью пульверизатора.

При сочетании насыпного способа с наливным получается комбинированный способ, пригодный для фиксации объемных следов обуви на всех поверхностях. Если следы остались на снегу, гипс разводят в холодной воде, температуру которой доводят до 0°C. Для этого в воду добавляют снег до тех пор, пока он не перестанет таять.

Следы на дисперсной основе (пыль, цемент, мука и т.д.) нуждаются в предварительном закреплении. Для этого используется 6 - 10-процентный раствор перхлорвинила в ацетоне. Через пульверизатор раствор разбрызгивается над следом и прочно связывает мелкие частицы основы, после чего в след можно залить гипсовый раствор.

Для фиксации следов обуви используется также силиконовая паста "К". При отливке слепка в нее добавляется наполнитель белого или темного цвета в зависимости от окраски следов. В полученную массу доливают специальный катализатор и тщательно перемешивают. Получившимся компаундом заполняют объемный след, который при комнатной температуре затвердевает примерно через полчаса. Нужно помнить, что в этой пасте реакция полимеризации не происходит при температуре ниже 0°C. Кроме пасты "К" аналогичные результаты можно получить путем применения компаундов "СИЭЛАСТ", "СКТН" и др.

Поверхностные следы обуви (ног), образованные в результате наслоения пыли (грязи) либо иных веществ на твердую следовоспринимающую поверхность, копируют путем наложения следокопировальной пленки или липкой бумаги, а также листовой (сырой) резины. Для этого лист резины зачищают (обязательно в одном направлении) крупнозернистой наждачной бумагой до образования ровной бархатистой поверхности. Затем зачищенной стороной лист накладывают на след и плотно прижимают.

Трасологическая экспертиза следов ног назначается для установления фактических обстоятельств дела, общих и характерных признаков виновного (по дорожке следов), отождествления обуви, изъятой у подозреваемого.

 

§ 4. Следы орудий взлома и инструментов

 

Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома.

Под взломом понимается проникновение в преступных целях в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стены, пола, потолка или других преград.

К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.

При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом.

Осмотр взломанных замков и преград. Чтобы проникнуть в помещение или другое хранилище, преступники чаще всего отпирают и взламывают замки либо дополнительные приспособления к ним, прибегая при этом к отпиранию замков отмычками, подобранными или поддельными ключами, вырыванию дужки из короба, перекусыванию или перепиливанию дужки навесного замка.

Чтобы установить орудие, которым взломан замок, его следует изъять и направить на криминалистическую экспертизу. Нужно помнить, что нельзя производить какие-либо действия с замком, чтобы избежать нанесения дополнительных следов. Вместе с замком изымаются и ключи от него.

Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата, и др. Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия: фомка, "балерина" и др.

От орудий взлома на преградах остаются следы:

- удара и нажима;

- разруба и разреза;

- распила;

- сверления.

Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину. Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), по нему можно установить угол заточки топора.

При распиле преграды ножовкой большая часть опилок располагается со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.

Необходимо помнить, что при осмотре любой взломанной преграды, особенно когда прилагались большие физические усилия, нужно сразу же предпринять меры к обнаружению следов рук, ног, капель (мазков) крови и др. Эти следы детализируют информацию о характере манипуляций взломщика. Следы крови изымают вместе с предметом-носителем, а при невозможности изъятия делают соскобы и помещают их в пробирку.

Фиксация следов. Обнаруженные на месте происшествия следы орудий взлома прежде всего необходимо сфотографировать по правилам масштабной съемки, а затем тщательно осмотреть, провести необходимые измерения и подробно описать в протоколе.

В протоколе осмотра места происшествия о следах орудий взлома и инструментов указывают:

а) вид и материал преграды, на которой остались следы;

б) вид следов, их локализацию;

в) форму каждого следа;

г) длину и ширину следа в двух взаимно перпендикулярных направлениях, его наибольшую глубину;

д) отличительные особенности следа;

е) наличие в следах посторонних частиц;

ж) способ изъятия следов.

Изъятие следов взлома производится по возможности вместе с самим предметом-носителем или его частью. При отсутствии такой возможности со следов изготавливаются слепки. В качестве слепочных материалов применяются пластилин и синтетические компаунды.

Пластилин используется для изготовления слепков со следов, оставленных на металлических и иных твердых поверхностях. Перед вдавливанием в след пластилин тщательно разминают до состояния эластичности. Затем одну его сторону выравнивают, прижав, например, к стеклу. Эту сторону вдавливают в след и оставляют на 10 - 15 минут, чтобы пластилин восстановил свою естественную плотность. Затем слепок отделяют от следа и помещают в подходящую упаковку.

Более точные копии удается получить с помощью синтетических слепочных масс (пасты "К", "СКТН" и др.), оптимальных для откопирования объемных следов орудий взлома и инструментов.

Для получения слепка со следа на твердой основе (дереве, пластмассе, металле и др.) его окружают бортиком из пластилина, а к следам на вертикальных поверхностях пристраивают пластилиновый кармашек. Затем в пасту "К" добавляют до 30% наполнителя (порошка соответствующего цвета) и перемешивают до получения однородной массы. Добавив в нее катализатор N 18 в пропорции 10:1, еще раз тщательно перемешивают и получившийся компаунд заливают в след.

Поверхностные следы-наслоения орудий взлома и инструментов изымают путем их перекопирования на дактилопленки, следы, образованные темными частицами, переносят на светлую пленку и наоборот.

Следы-отслоения обычно изымаются вместе с объектом-носителем, а в качестве сравнительного материала с поверхности взломанной преграды отбирают пробы краски, ржавчины, пыли и т.п.

На трасологическую экспертизу рекомендуется направлять все объекты со следами от орудий взлома. Для решения идентификационных вопросов в распоряжение экспертов передают также орудия взлома (если на момент назначения экспертизы они изъяты). Орудия должны быть представлены в оригинале.

В тех случаях, когда нельзя направить на экспертизу сам предмет (объект) со следами орудий взлома или инструментов, представляются слепки с этих следов. Кроме того, следы необходимо зафиксировать на масштабном фотоснимке взломанного объекта.

Направляемые на экспертизу объекты, слепки, орудия взлома должны быть упакованы так, чтобы при транспортировке гарантировать их сохранность от повреждения или утраты. Важное значение имеет упаковка полученных слепков. Каждый из них нужно завернуть в чистую бумагу и поместить в коробку с мягким упаковочным материалом (вата, поролон и др.). На упаковке указывается место обнаружения следа, его вид и дата изъятия, делаются другие надписи, заверяемые оттиском печати. Трасологическая экспертиза разрешает такие вопросы, как установление отдельных обстоятельств совершения взлома, некоторых характерных признаков личности взломщика, идентификации орудий взлома и инструментов по их следам на взломанных преградах.

Перед экспертом-трасологом ставятся следующие вопросы: исправен ли замок, присланный на экспертизу; отперт замок с помощью отмычки или подобранным ключом; можно ли открыть замок без нарушения контрольного вкладыша; в каком положении (открытом или закрытом) был поврежден замок; каким видом орудия взлома оставлены следы на преграде (на двери, окне и т.д.); с какой стороны производилось разрушение преграды: с внутренней или наружной; каким способом произведен взлом; не одним ли орудием оставлены следы, обнаруженные на разных местах происшествия; не обладало ли лицо, судя по способу взлома, определенными профессиональными навыками и какими именно; не произведен ли взлом с помощью орудия, представленного на экспертизу.

 

§ 5. Следы транспортных средств

 

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов-веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые - это результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем поехала по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе.

Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

1) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

2) при переезде луж направление движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

3) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

4) рисунок протектора типа "елочка" должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

5) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

6) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля.

Фиксация следов транспортных средств. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему - установить модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

1) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;

2) характере имеющихся в нем неисправностей;

3) перевозимом грузе;

4) признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;

5) том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

 

Литература

 

Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. М., 1992.

Ищенко П.П. Получение розыскной информации в ходе предварительного исследования следов преступления. М., 1994.

Маплис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза. М., 2000.

Папиллярные узоры: идентификация и определение характеристик личности (дактилоскопия и дерматоглифика). М., 2002.

Сайфиев Р.И., Яровенко В.В. Теория и практика совершенствования средств обнаружения и фиксации невидимых следов рук. Владивосток, 1983.

Тартаковский Д.Ф. Измерительная информация в системе доказательств. СПб., 2003.

Турчин Д.А. Научно-практические основы криминалистического учения о материальных следах. Владивосток, 2004.

Турчин Д.А., Чижиков И.С. Полевая криминалистика и ее практическое применение: Науч.-практ. пособие / Под ред. Е.П. Ищенко. М., 2006.

 

Глава 9. ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ КАК НОСИТЕЛИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.