Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грабежей и разбойных нападений 5 страница




6) определение степени обеспечения предприятия оборотными средствами, причин образования дебиторской и кредиторской задолженности.

По делам данной категории целесообразнее назначать комплексную судебно-бухгалтерскую, налоговую и финансово-экономическую экспертизу. На разрешение такой экспертизы ставятся следующие вопросы:

- правильно ли налогоплательщик определял ожидаемую прибыль и выручку от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении сумм промежуточных платежей в бюджет, и если допустил отклонения, то как они повлияли на налогооблагаемую базу и сумму налога;

- достоверны ли данные, указанные в расчете налога;

- правильны ли сведения налогоплательщика об уплаченных суммах НДС и расчеты при его перечислении в бюджет;

- верно ли налогоплательщик отразил в расчете налога и бухгалтерских документах фактическую прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг);

- достоверны ли данные по учету фактической себестоимости продукции (работ, услуг);

- соблюдался ли установленный порядок учета затрат на производство и реализацию при калькулировании себестоимости готовой продукции, и если были отклонения, то какие конкретно и как повлияли на определение суммы налога по каждому сроку платежа;

- правильно ли выполнен расчет налога, и если допущены нарушения, то в чем они выразились и как повлияли на определение налогооблагаемой базы и суммы налога по каждому сроку платежа;

- кто конкретно причастен к внесению в первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность искаженных данных об объектах налогообложения;

- в чем именно выразились действия по сокрытию объектов налогообложения, каков размер сокрытия и др.

Криминалистическая экспертиза документов исследует рукописные тексты, подписи, факсимиле, машинописные и принтерные тексты, оттиски печатей и штампов.

Компьютерно-техническая экспертиза помогает проверить компьютерные программы, установить их соответствие (несоответствие) действующим правилам организации бухгалтерского учета и отчетности.

Среди вопросов, разрешаемых с ее помощью, можно назвать такие:

- имеется ли на жестком диске данного ПК информация и какая именно;

- каково содержание стертых файлов на представленном носителе;

- кто автор информации (программы, данных), имеющейся на исследуемом носителе, как вывести на бумажный носитель информацию с дискеты или жесткого диска;

- каково время создания (последнего изменения) данных на представленном носителе;

- что представляет собой информация в представленном зашифрованном файле, и др.

 

Литература

 

Аксенов Р.Г. Криминалистическое обеспечение расследования налоговых преступлений. Тюмень, 2007.

Александров И.В. Основы налоговых расследований. СПб., 2003.

Кучеров И.И. Налоговые преступления: Учеб. пособие. М., 1997.

Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М., 1998.

Расследование некоторых корыстных преступлений в сфере экономики: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1998.

 

Глава 34. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

§ 1. Общие положения расследования

коррупционных преступлений

 

Провозглашенное Конституцией РФ равенство граждан перед законом и судом независимо от их имущественного и должностного положения обязывает Российское государство гарантировать обеспечение этого равенства. Поэтому на современном этапе развития страны одним из приоритетных направлений деятельности ее правоохранительных органов является борьба с преступлениями коррупционной направленности, в том числе фактами взяточничества, коммерческого подкупа и служебного подлога со стороны государственных служащих, которые тем самым подрывают авторитет органов государственной власти и управления, наносят значительный ущерб престижу страны на международной арене.

В УК РФ имеется гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", а также деяния, предусмотренные ст. 142, 146, 148, 169, 170, 174, 176, 178, 179, 183, 185, 196, 197, 246, 270 и др., которые могут совершаться представителями власти.

Расследование каждого из этих видов коррупционных преступлений обладает определенной спецификой, которая рассматривается самостоятельно. В то же время выработаны общие положения, которые являются определяющими для успешного расследования фактов коррупции. На примерах расследования таких деяний, как взяточничество, коммерческий подкуп и служебный подлог, составляющих ядро коррупционных преступлений, здесь раскрыты общие положения и особенности привлечения к уголовной ответственности коррупционеров - лиц, наделенных властными полномочиями и распорядительными функциями в силу занимаемого ими служебного положения, которое они используют для личного обогащения.

Взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность государственных органов, их структур и должностных лиц, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.

Правильное применение ст. 290 УК РФ зависит от четкого определения субъекта получения взятки, т.е. от определения понятия "должностное лицо". Для установления наличия у конкретного субъекта организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций необходимо обязательное обращение к служебным документам, определяющим его функциональные обязанности.

Понятие должностного лица раскрывается в примечании к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

С объективной стороны получение взятки выражается в получении материальной выгоды должностным лицом лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; в общем покровительстве или попустительстве по службе при условии, что это входит в служебные полномочия, или в силу должностного положения в способствовании таким действиям (бездействию).

Следователь, доказывая правовой статус взяткополучателя, изымает и приобщает к материалам уголовного дела следующие документы:

1) приказы о его приеме на работу и назначении на должность;

2) копию трудовой книжки или послужной список;

3) должностную инструкцию, положение о должности, или положение об органе, либо контракт, законодательные акты и другие нормативные материалы, регулирующие деятельность и поведение должностного лица;

4) лицевой счет по получению всех денежных сумм за период работы;

5) карточку вещевого и денежного довольствия (для военнослужащих и сотрудников некоторых правоохранительных органов);

6) табель рабочего времени;

7) справку о заработной плате за интересующий следствие период;

8) декларацию со сведениями о доходах и имуществе;

9) личное дело должностного лица.

В случаях, когда субъект является представителем власти и его полномочия непосредственно предусмотрены законодательным актом, следует приобщать к делу выписку из закона или иного нормативного акта, в которой отражены круг прав и обязанностей, ответственность, а также ссылки на то, что лицо, занимающее данную должность, является представителем власти или наделяется административно-хозяйственными либо организационно-распорядительными полномочиями.

По делам о взяточничестве подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) событие преступления (факт дачи-получения взятки) - установление места и времени выполнения субъектами конкретных действий или их бездействие;

2) способ, место и время совершения преступления - прямая или завуалированная передача взятки;

3) предмет взятки и его признаки;

4) источник средств для дачи взятки;

5) служебные действия взяткополучателя или его бездействие в интересах взяткодателя;

6) круг участников (соучастников) преступления;

7) цели и мотивы взяточников;

8) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность взяточников, и их характеристика;

9) характер и размер причиненного ущерба и преступного обогащения виновных лиц;

10) причины и условия, способствовавшие взяточничеству.

Исходная информация о фактах взяточничества может содержаться в следующих документах: заявлении должностного лица о предложении взятки; заявлении потерпевших, свидетелей и других лиц о совершенном или совершающемся преступлении; информации о взяточничестве, полученной из оперативных источников или из материалов расследования другого уголовного дела.

Для первоначального этапа расследования взяточничества наиболее типичны такие ситуации:

1) дело возбуждено по заявлению о предстоящей даче взятки или вскоре после ее передачи и заподозренным неизвестно об этом;

2) с момента дачи взятки прошло продолжительное время.

Расследование в первой ситуации начинается неожиданно для взяточников, и успех определяется неотложностью производства оперативных мероприятий и следственных действий. Их задачей является обнаружение и изъятие предмета взятки, других доказательств и изобличение преступников. В рамках исходной оперативно-тактической операции производятся такие следственные действия: допрос заявителей, задержание преступников с поличным, личный обыск задержанных, обыски на их рабочих местах и по месту жительства, осмотр предмета взятки, допрос подозреваемых, осмотр и изъятие документов, допрос свидетелей.

В ситуации, когда с момента дачи-получения взятки прошло продолжительное время, задачей расследования является собирание и исследование доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о целях и мотивах взяточников, обстоятельствах совершения преступления и причастных к нему лицах. Тогда производится допрос заявителя и свидетелей, обыск, осмотр и выемка документов, осмотр места происшествия, наложение ареста на корреспонденцию, документальные ревизии, криминалистические экспертизы, оперативно-розыскные мероприятия, допрос заподозренных во взяточничестве лиц и иных заинтересованных лиц.

При расследовании служебного подлога (ст. 292 УК РФ) устанавливаются следующие обстоятельства содеянного:

1) официальность документов, являющихся предметом служебного подлога;

2) ложность сведений, внесенных в документы либо искажающих их действительное содержание;

3) наличие корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц, совершивших служебный подлог;

4) в чьих интересах совершен подлог и связь данных интересов с лицом, совершившим действие (бездействие), имеющее признаки преступления;

5) нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ);

6) в чем конкретно существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций либо интересы общества и государства.

 

§ 2. Тактика производства следственных действий

при расследовании взяточничества

и других коррупционных преступлений

 

Тактические особенности первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании взяточничества определяются характером следственной ситуации и содержанием собранной криминалистически значимой информации.

Допрос заявителя. В ходе этого допроса выясняются подробные сведения о событии преступления и связанных с ним предшествующих и последующих обстоятельствах, а также устанавливается: кому, когда, где, кем, каким образом будет передана взятка или уже дана взятка; что является предметом взятки, его индивидуальные признаки и место нахождения; за совершение каких действий (бездействие) дана взятка.

При вымогательстве взятки устанавливается: форма вымогательства; сумма или предмет взятки; характер угроз и их последствия; причина обращения с заявлением и кто осведомлен о намерении заявить о произошедшем в правоохранительные органы, другие факты взяточничества.

При появлении сомнений в объективности заявления и наличии оснований для выдвижения версии об оговоре должностного лица необходимо провести срочную оперативно-розыскную проверку достоверности сделанного заявления. Кроме того, желательно напомнить заявителю, что при приеме заявления он предупреждался об ответственности за заведомо ложный донос.

Данные, полученные в ходе розыскных и проверочных мероприятий, должны быть проанализированы, и если они подтверждаются, то безотлагательно приступают к планированию и проведению тактической операции "Задержание с поличным". В ходе ее подготовки тщательно и детально изучаются: место предполагаемой взятки; пути подхода к данному месту и отхода от него; топографические особенности местности; структура и детали обстановки. Составляется план местности или помещения, на котором отмечается положение всех участников операции. Каждый из них подробно инструктируется о последовательности выполнения порученных ему действий в предполагаемых вариантах развития ситуации. Подготавливается фото-, аудио- и видеотехника, инструктируются специалисты, которые должны ее использовать.

Обязательно, с соблюдением мер конспирации, готовится к участию в операции заявитель, подготавливается передаваемый объект, который обрабатывается специальным красящим химсоставом. Эти действия отражаются в специальном рапорте. Кроме того, за обоими участниками встречи с начала подготовительных мероприятий и до момента передачи предмета взятки устанавливается оперативное наблюдение, которое также оформляется рапортом.

Затем производится непосредственное проведение операции по задержанию с поличным. После ее успешного завершения осуществляется обыск задержанного, составляется протокол осмотра обнаруженных у него объектов, производится осмотр места происшествия. Если задержанному удается освободиться от предмета взятки, то самым тщательным образом выявляются следы рук на этом предмете или на его упаковке.

К протоколу осмотра обязательно приобщаются фотоснимки и видеозаписи хода передачи предмета взятки и освобождения взяткополучателя от него. О проведении задержания с поличным составляется протокол с приложениями к нему (фото-, аудио-, видеозаписи), составленными и изготовленными с соблюдением требований ч. 4 ст. 84 УПК РФ.

При проведении тактической комбинации по задержанию с поличным только сотрудниками органов дознания (без следователя) это мероприятие оформляется протоколом оперативного эксперимента.

Осмотр предмета взятки. Обнаруженные у взяточников в ходе задержания и обыска предметы, денежные суммы и документы осматриваются и описываются. При описании предмета взятки указываются групповые и индивидуальные признаки, а у денежных купюр - номера и серии, которые были предварительно зафиксированы при подготовке задержания взяточников с поличным. Их совпадение - веская улика совершения преступления.

Результат успешно проведенной операции по задержанию с поличным является основанием для возбуждения уголовного дела о взяточничестве или другом коррупционном преступлении.

Осмотр места происшествия при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами, может проводиться практически по любому из уголовных дел. Выезжая на осмотр, важно уяснить, какую информацию необходимо получить, учитывая, что местом происшествия, как правило, являются учреждения государственной, местной муниципальной власти, работа которых связана в том числе со сведениями, не подлежащими разглашению.

Поэтому следователь, специалисты, оперативные работники и понятые должны иметь соответствующий допуск к служебным документам, а вооруженная охрана объекта не должна помешать своевременно попасть на место происшествия. Следователь и орган дознания должны прогнозировать иную ситуацию и еще до выезда подготовиться к преодолению незаконного сопротивления, чтобы быстро приступить к осмотру места происшествия.

Сразу же после задержания взяткополучателя с поличным и возбуждения уголовного дела производятся следующие неотложные следственные действия и оперативные мероприятия: осмотр места происшествия; допрос в качестве свидетелей лиц, заявивших о вымогательстве взятки; обыски на рабочем месте и в местах проживания взяткополучателей; осмотр предмета взятки и фиксация его признаков, особенностей, количества денежных купюр, характера упаковки и т.п.; допрос подозреваемых, задержанных с поличным при получении взятки; осмотр и выемка документов, относящихся к служебным действиям должностных лиц, подозреваемых в получении взятки; допрос свидетелей; дача письменных поручений органам, ведущим борьбу с экономическими преступлениями, о производстве необходимых розыскных мер.

При расследовании коррупционных преступлений подлежат осмотру как непосредственное место, где вручалась взятка, так и ее окрестности, а также различные документы и предметы, которые каким-то образом связаны с преступлением. При необходимости уточнить назначение документа или по другим неясным моментам следователь консультируется с сотрудниками налоговой инспекции, аудиторами и другими специалистами.

Осмотр документов необходим для установления обстоятельств преступления, а именно: определения его участников; выяснения способов и приемов сокрытия содеянного; выполнения взяткополучателем действий или его бездействие, оговоренных со взяткодателем, и степень законности этих действий; правильность ведения делопроизводства и очередности прохождения документа от канцелярии к другим исполнителям и т.п.

С помощью технических средств (увеличительных приборов, осветителей и устройств, основанных на использовании невидимой части спектра) при осмотре могут быть выявлены различные подлоги материального характера. С целью выявления интеллектуальных подлогов осматриваются и сопоставляются однотипные документы, по которым прослеживается движение документов и их сопровождение, производившиеся при участии подозреваемых лиц.

Криминалистически значимая информация может быть получена и при осмотре личных дел, листков по учету кадров, приказов по учреждению и других кадровых документов, которые могут указать на родственные, приятельские либо тесные служебные связи с коммерческими структурами. Преступная связь с должностным лицом помогает коммерсантам устранять конкурентов, без налогов реализовать продукцию и т.д.

В целях поиска материальных следов преступления кроме осмотра производятся обыск и выемка. Основанием обыска служит наличие достаточных данных (в том числе и оперативного характера) о том, что искомые предметы находятся в конкретном месте. Обыски по делам о получении взяток могут быть: по месту жительства подозреваемых и членов их семей; по месту работы соучастников; по месту службы (работы) взяткополучателей и в других местах в зависимости от информации, полученной из достоверных источников.

Обыски производятся в целях обнаружения и изъятия: предмета взятки, его упаковки; документов, подтверждающих или опровергающих взятку; дневников, записей, квитанций, записок, писем; служебных и иных документов, подтверждающих или опровергающих причастность к решению вопросов, связанных с выполнением конкретных служебных действий в интересах взяткодателя. Кроме того, изымаются личная документация (переписка, адреса и номера телефонов, мобильные телефоны с записями адресов, номеров телефонов и иной информацией); ценные предметы и книги с дарственными надписями, могущие свидетельствовать о знакомстве участников преступления.

Целью обыска у взяткополучателей также является: определение материального достатка (путем изъятия и изучения банковских сберегательных книжек, исследования доходов и расходов членов семьи); выявление фактов крупных денежных трат, приобретения дорогостоящих предметов и драгоценностей. По окончании обыска необходимо наложить арест на имущество.

Обыски у взяткодателей производятся в целях получения фактических данных об источниках получения средств для дачи взятки, а также для обнаружения в обыскиваемом помещении криминалистически важных материальных следов соучастников преступления, а именно: следов рук, записок, подаренных, забытых или оставленных на хранение предметов и т.д. По окончании обысков у взяткодателей тоже следует наложить арест на имущество.

При расследовании коррупционных преступлений выемка производится в случае поступления по делу криминалистически важных однозначных сведений о наличии определенных документов или предметов в конкретном помещении или на конкретном объекте, где работает, живет или бывает должностное лицо.

В протоколах осмотра, обыска и выемки следует подробно отражать весь ход процессуального действия и используемую криминалистическую технику, подробно описывать общие и индивидуальные признаки обнаруженных и изымаемых предметов и документов. Необходимо использовать дополнительные средства фиксации: фото- и видеосъемку, зарисовку.

Допрос подозреваемого, задержанного с поличным. Главным условием успешного допроса является:

1) предварительная тщательная подготовка: изучение личности подозреваемого (ознакомление с автобиографией и прошлой деятельностью, определение круга знакомых, друзей и покровителей); выяснение функциональных служебных обязанностей, а при необходимости и получение консультаций у специалистов как по вопросам служебной деятельности, так и по назначению и содержанию конкретных документов;

2) немедленный допрос подозреваемого после проведения оперативно-тактической операции по его задержанию.

Подозреваемый допрашивается по поводу обнаруженных у него денежных сумм (предмета взятки), обстоятельств и источника их получения, функциональных обязанностей его служебной деятельности, характера произведенных им действий, о причине его задержания, взаимоотношениях с соучастниками преступления и т.п.

Если подозреваемый не признает получения взятки, ссылаясь на свидетелей и на конкретные документы, которые якобы оправдывают его действия, то в этой ситуации целесообразно: осмотреть упомянутые документы, а при необходимости изъять их; немедленно произвести целенаправленные допросы лиц, на которых ссылается подозреваемый, а также допросить его родных и близких по вопросу принадлежности денежных средств или предмета взятки.

В целях воспрепятствования сговору подозреваемого с родственниками, друзьями, коллегами, а также с лицами, на которых он ссылается, немедленно, после их допроса и при наличии существенных противоречий, провести очные ставки между ними и подозреваемым.

Допрос свидетелей. Тактика допроса свидетеля определяется его отношением к фактам расследуемого события, к участникам преступления и возможной заинтересованностью в исходе уголовного дела. Перед допросом личность свидетеля обязательно изучается. Это необходимо для определения очередности вызова и избрания оптимальных тактических приемов допроса свидетелей.

Допросом устанавливаются обстоятельства осуществления заподозренными лицами преступных действий и их документальное отображение. Выясняется, каковы отношения свидетеля с подозреваемым, принимались ли меры к ускорению (задержанию) рассмотрения конкретных документов, а также законность выполнения должностным лицом служебных действий. Не вызывали ли у допрашиваемого определенных подозрений действия взяточника, и если да, то в чем они выражались.

Ревизоры, члены инвентаризационных комиссий допрашиваются по фактам и сигналам о взяточничестве, о всех выявленных ими нарушениях в делопроизводстве и деятельности должностных лиц, интересующих следственные органы; о мерах, принимавшихся должностными лицами к их сокрытию, и их официальные объяснения по выявленным ревизорами нарушениям и отклонениям от принятых правил.

Посетители должностных лиц допрашиваются обо всех требованиях, предъявлявшихся к ним со стороны последних, о времени (рабочее или нерабочее), о методах и способах, с помощью которых вымогались взятки, о свидетелях, которые могут подтвердить эти сведения. При допросе авторов сообщений в СМИ о взяточничестве устанавливается источник сведений об опубликованных или озвученных фактах. Подробно выясняются обстоятельства, при которых они им стали известны, какие они принимали меры для проверки данных фактов, каковы ее результаты относительно конкретных должностных лиц и потерпевших.

Знакомые взяточника допрашиваются об образе жизни подозреваемого, его материальном достатке, о фактах приобретения им предметов роскоши, ценных вещей, дач, квартир, земельных участков, а также о связях в неслужебное время.

Наложение ареста на корреспонденцию проводится с целью установления всех соучастников, их связей между собой и с другими лицами, оказавшими им содействие в подготовке, осуществлении и сокрытии преступления. Необходимость проведения этого следственного действия объясняется тем, что соучастники содеянного могут находиться в разных населенных пунктах и даже в разных странах. Поэтому наложение ареста на корреспонденцию должно проводиться в тесном взаимодействии с оперативно-розыскными подразделениями.

Оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию и расследованию данного вида преступлений осуществляют подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономической и с организованной преступностью, а также иные правоохранительные органы, имеющие подразделения по борьбе с коррупцией.

Следователь на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ вправе поручать органам дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий по расследуемому уголовному делу. Поручение должно выноситься в письменной форме на имя начальника оперативно-розыскного подразделения, к чьей подведомственности относится расследуемое преступление. Поручение должно содержать обоснования необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, срок его выполнения составляет 10 суток.

К розыскным действиям относятся:

1) выявление лиц, причастных к преступлению (соучастников);

2) выявление свидетелей, располагающих криминалистически важными сведениями об обстоятельствах содеянного;

3) сбор сведений о материальном достатке взяточников и взяткодателей, их связях;

4) проверка законности справок, документов, послуживших основанием для удовлетворения противоправных интересов взяткодателей, и т.п.

Производство судебных экспертиз. При выявлении в процессе ревизии или осмотра подделок (подлогов) в служебных документах или фиктивных документов проводятся судебно-почерковедческие и судебно-технические экспертизы документов. Стоимость предмета взятки определяется судебно-товароведческой экспертизой. Для установления принадлежности участникам преступления следов рук, обнаруженных на объектах взятки, производится дактилоскопическая экспертиза, а для определения химического состава обработанных специальным веществом предметов взятки - судебная химическая экспертиза.

 

§ 3. Особенности расследования отдельных видов

коррупционных преступлений

 

Особенности расследования коммерческого подкупа

 

Коммерческий подкуп - это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

При коммерческом подкупе субъектами преступления являются лица, которые постоянно или по специальному полномочию выполняют организационно-хозяйственные функции в коммерческих организациях, не относящихся к государственным органам и муниципальным учреждениям. Данное преступление предусмотрено гл. 23 УК РФ, а уголовное дело по ст. 204 УК РФ возбуждается только по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Такое положение является существенной особенностью возбуждения уголовного дела по факту коммерческого подкупа. Процесс раскрытия содеянного тоже усложняется.

Коммерческий подкуп - корыстное преступление. Поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела здесь могут служить:

1) заявление гражданина о передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, объекта подкупа;

2) информация о фактах подкупа, поступившая от службы собственной безопасности, от ревизионных и контролирующих органов (когда с момента подкупа прошло продолжительное время);

3) оперативно-розыскная информация о факте состоявшейся передачи предмета подкупа или же предстоящей его передаче.

Расследование в первой ситуации начинается неожиданно для лица, получившего предмет подкупа. Задачей расследования здесь является обнаружение и изъятие предмета подкупа, а также иных доказательств, изобличение преступников. При этом, как и при даче взятки, в рамках оперативно-тактической операции "Задержание преступника с поличным" производятся следующие следственные действия: допросы заявителей, личный обыск, а при необходимости и освидетельствование задержанных, обыски на их рабочих местах, в домах, квартирах, осмотр предмета подкупа, допрос подозреваемого. Далее осуществляются осмотр и изъятие документов, допросы свидетелей и руководителей организации, по заявлению которых возбуждено уголовное дело.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.