Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Вьетнама во второй половине XIX в




Накануне французского завоевания Вьетнама наиболее трезвомыслящие представители из среды интеллигенции и чиновничества предлагали представителям правящей элиты провести ряд широкомасштабных реформ. Во второй половине XIX в. во Вьетнаме зародилось просветительское движение, лидеры которого выступали за развитие государства по капиталистическому пути. Наиболее яркими его представителями являлись Нгуен Чыонг То, Ле Динь, Динь Ван Диен и др. Они выражали свои взгляды в памятных записках на имя императора, в которых были предложения реформ экономики и общественной жизни. Среди наиболее значимых из них — прекращение практики изоляции Вьетнама от остального мира, прежде всего от европейских государств, развитие торговых связей, использование передового европейского опыта и специалистов для модернизации вьетнамской экономики. Наиболее яркой фигурой этого направления был Нгуен Чыонг То. Побывав в Европе и затем вернувшись назад во Вьетнам, он попытался убедить правящую элиту в необходимости коренных преобразований, прежде всего разделения исполнительной и законодательной ветвей власти в государстве, сокращения громоздкого чиновничьего аппарата и одновременного повышения жалования оставшимся администраторам, организации периодических изданий и т.д. Большое значение им придавалось коренному реформированию традиционной системы образования, для чего в первую очередь он предлагал упразднить в стране китайскую конфуцианскую традицию в этой сфере, ввести в практику национальную вьетнамскую письменность, изучать в школах естественные науки и историю родной страны. В области экономики для выхода из кризиса Нгуен Чыонг То предлагал развивать строительство ирригационных сооружений, железных дорог от севера до юга страны, отменить внутренние таможни, формировать внутренний рынок и т.д.

Он считал, что практически осуществить эти преобразования возможно лишь через авторитет императора, которому предлагал ориентироваться на опыт Японии. Тем не менее все эти и другие подобного рода предложения были отвергнуты вьетнамским монархом, остававшимся приверженцем консервативных взглядов. Французы, пришедшие во Вьетнам, вели себя достаточно осторожно при проведении на его территории своей культурной политики, понимая, что имеют дело с государством, имеющим давние и глубоко проникшие в его цивилизационную основу традиции. Так, например, ими была сохранена конфуцианская система конкурсных экзаменов, но с 1896 г. при их проведении стала использоваться латинизированная письменность куок-нгы, а позднее, в начале XX в., был добавлен экзамен на знание французского языка. Французы предпринимали попытки некоторого реформирования вьетнамской системы образования, создавая вместо традиционных сельских школ начальные и средние. Параллельно формировалась и система частных учебных заведений, где обучение велось на французском языке и по программам, разработанным в метрополии. Была создана и система для получения европейского образования представителями вьетнамской элиты, для чего создавалась Школа ожидающих назначения в Ханое и Школа государственного обучения в Хюэ. В 1898 г. в Ханое были открыты Профессиональная школа, в которой изучались национальные и европейские приемы декоративно-прикладного искусства и Французская школа Дальнего Востока, сотрудники которой изучали историю и филологию народов Индокитая. Немного раньше французами были образованы Бактериологический институт в Нячане, а также Географическая, Метеорологическая и Геологическая службы. Проводимые французами преобразования, при всей их практической направленности на укрепление во Вьетнаме колониального режима, не могли не сказаться положительно на дальнейшем развитии страны. В этот период продолжали развиваться традиционные для Вьетнама направления в литературе и искусстве. Одни ее представители видели причины отсталости своей страны в приверженности старым конфуцианским догмам и пытались в своих произведениях создать нового героя, у которого теоретические знания, основанные на современных достижениях, сочетаются с практическим опытом. Другие, наоборот, искали образы и героев в прежних эпохах.

Постепенно появляются деятели культуры, ставившие своей целью проводить французское влияние во Вьетнаме. Видной фигурой этого типа стал Чыонг Винь Ки (1837-1898), ставший автором грамматики вьетнамского языка, книги по истории Вьетнама, а также большого количества произведений художественной прозы. С 1865 г. по его инициативе в Сайгоне стала выходить первая на вьетнамском языке газета — «Зядинь бао». Наиболее известным поэтом являлся Нгуен Динь Тиеу, поэма патриотического содержания которого «Люк Ван Тиен» стала первым большим произведением вьетнамского автора, переведенным на французский язык и изданным в метрополии. Во второй половине XIX в. перу вьетнамских авторов принадлежало большое количество произведений сатирической направленности, в которых высмеивались пороки вьетнамской элиты, а также и французские колониальные власти. Наиболее яркими представителями этой литературной тенденции стали Нгуен Кхюен (1835-1909) и Ту Сыонг (1870-1909). Также создавались и анонимные народные произведения о героях борьбы за независимость Вьетнама от французских колонизаторов — Де Тхаме, Фан Динь Фунге и др. В этот период продолжал свое развитие и вьетнамский театр. Театральные постановки создавались, как правило, на сюжеты известных литературных произведений. Наиболее популярными были труппы, работавшие в театральном жанре тыонг, сложившегося еще в XVII в. Наиболее выдающимся драматургом второй половины XIX в. в жанре тыонг являлся Дао Тан (1846-1908).

Особенно тыонг был популярен в период нахождения на престоле императора Ты Дыка, лично занимавшегося его популяризацией среди своих подданных. Именно тогда большее внимание стало уделяться не содержанию той или иной пьесы, а форме ее подачи зрителю, утонченной технике актерского исполнения. Постепенно туонг стал искусством для избранных, мало понятным простому народу. Поэтому параллельно с официальным, стал складываться т.н. «народный» туонг, основанный на сатирическом начале. В таких пьесах бичевались пороки тогдашнего вьетнамского общества и прославлялись простые честные люди. Другим театральным жанром был тео, также сформировавшийся еще в XVII в. и рассматриваемый период его представители в сатирической форме обличали власть предержащих, выражая в определенной степени общественное мнение оппозиционно настроенных к французам народных низов.

После начала французской колонизации Вьетнама представителям вьетнамского изобразительного искусства, особенно скульпторам, приходилось испытывать на себе сильное воздействие культурных традиций метрополии. Однако первые художественные школы, пропагандирующие и учитывающие европейские традиции, открылись лишь в начале XX в. Наиболее заметным явлением вьетнамской культуры второй половины XIX в. стали зодчество и архитектура. Самым значительным памятником той эпохи является ансамбль императорского дворца в Хюэ, включающий в себя постройки в комплексе с садами и водоемами, в которых, как в зеркале, они отражались, создавая великолепную неповторимую композицию, восхищавшую современников. В связи с приходом в страну французов, значительные силы вьетнамских архитекторов были направлены на проектирование административных зданий для колонизаторов, а также их жилых домов. Здесь также постепенно переплелись традиции вьетнамской и европейской архитектурных школ и направлений. После смерти в 1860 г. Анг Дуонга на престоле оказался один из его сыновей — Нородом, правивший вплоть до своей смерти в 1904 г. На годы его правления пришлось превращение Камбоджи в протекторат Франции и окончательная потеря Сиамом своих позиций в этой стране. В период 1861-1891 гг. один из сыновей Анг Дуонга, Си Ватха, организовал крупные волнения крестьян с целью добиться собственного восхождения на престол вместо Нородома, но эти попытки закончились неудачей.

Вмешательство Франции в дела Камбоджи началось после заключения в 1862 г. договора с Вьетнамом. В начале августа 1863 г. французскому представителю Ла Грандьеру удалось убедить Нородома согласиться на протекторат, и вскоре был подписан франко-камбоджийский договор о протекторате, хотя в тот момент он не был официально опубликован. Согласно этому договору французский император Наполеон III принимал Камбоджу под свой протекторат. Франция получала право назначать туда своего представителя. Ни один представитель иностранного государства не имел права находиться на территории Камбоджи без согласия губернатора Южного Вьетнама и правительства Камбоджи. Порты страны открывались для торговли с французами, которые получали право свободно передвигаться и торговать на всей территории Камбоджи. Судопроизводство в отношении камбоджийцев оставалось в компетенции кхмерских судебных органов. В случае конфликта между французским и камбоджийским подданными, дело должно было передаваться на рассмотрение французского судьи при наблюдении камбоджийского чиновника. Устанавливалась свобода деятельности для католических миссионеров на всей территории Камбоджи. Франция также принимала на себя обязательства поддерживать в Камбодже законность, осуществлять ее внешнюю защиту и решение ряда других вопросов. Несмотря на настойчивые просьбы французского представителя, в договор не было включено положение о предоставлении французским подданным право купли-продажи земли в Камбодже.

Франко-камбоджийский договор 1863 г. вызвал волну недовольства в кхмерском обществе, выразившегося в том числе в народных выступлениях под руководством Суа в 1864-1866 гг. и По Камбау в 1865—1867 гг. на юге страны. По мере того как Франция завоевывала Южный Вьетнам, Камбоджа стала занимать все более значительное место в замыслах французских колонизаторов. Контроль над Камбоджей увеличивал экономическое значение южновьетнамских провинций, а также создавал благоприятные условия для дальнейшей колонизации региона. Кроме того, Франция таким образом действий могла ограничить намерение Сиама, в значительной степени подконтрольного Великобритании, в его дальнейших попытках захвата камбоджийских земель. Французские представители провели встречу с Нородомом, который заверил их в своем дружеском расположении. Нородом видел важность французского фактора, так как Франция теперь контролировала его недавнего сюзерена и без ее поддержки могла вновь обостриться сиамская угроза Камбодже. Таким образом, из двух возможных зол — подчиняться Сиаму или Франции — он выбрал, по его мнению, меньшее. В течение 1864-1867 гг. шли переговоры между Францией и Сиамом, которые завершились соглашением о разделе Камбоджи. В ходе этих переговоров выявились серьезные разногласия в руководящих кругах Франции по вопросу о дальнейших действиях в Индокитае. В конечном итоге победила точка зрения, представители которой считали необходимым добиться отказа Сиама от претензий на Камбоджу даже ценой каких-либо уступок этой стране. Сиам в ходе переговоров с Францией добивался присоединения к себе камбоджийских провинций Батамбанг и Ангкор (Сиемреап), что и было достигнуто. По условиям франко-сиамского договора 1867 г. камбоджийско-сиамский договор 1863 г. аннулировался. Права Франции на протекторат над Камбоджей были официально, признаны Сиамом. Фактически это был раздел территории Камбоджи между Францией и Сиамом. Важным этапом на пути дальнейшего укрепления французских позиций в Камбодже стали двусторонние договоры 1882 и 1884 гг. Если первый из них всего лишь ограничивал ввоз оружия в Камбоджу через Сайгон, то второй фактически лишал Камбоджу суверенитета.

Камбоджийский монарх заранее одобрял все практические действия, которые французская администрация захочет провести на территории Камбоджи. Камбоджийские административные органы попадали под полный контроль французских колониальных властей, которые также получали права на установление и порядок взимания налогов, таможенных пошлин, организации общественных работ и др. Французские резиденты назначались в камбоджийские провинции, подчиняясь генеральному резиденту, ответственного лишь перед губернатором Кохинхины. Резидент имел право свободного доступа к камбоджийскому монарху, для которого французами устанавливался бюджет содержания. В 1884-1896 гг. страну охватило движение в защиту королевской власти от французов. По призыву Нородома началась партизанская борьба против французов. В результате королю. Камбоджи французы возвратили в 1886 г. ряд привилегий и; функций, которых он был лишен по договору 1884 г. и стали 1 проводить в отношении камбоджийской монархии более ост-^ рожную и взвешенную политику.

В 1872 г., через три года после смерти Манта Турата, на престол Луанг Прабанга взошел один из его сыновей Ун Кхам, который находился у власти до 1894 г. В это время началась борьба за контроль над его владениями между Сиамом, поддержанным Великобританией, и Францией. Франция еще в годы правления Наполеона III разработала план подчинения долины Меконга, чтобы создать благоприятные условия для своих владений в Южном Вьетнаме. Торговое значение Лаоса для Камбоджи в этом контексте представлялось весьма важным. Французы считали, что Лаос станет неплохим рынком сбыта произведенных ими товаров, которые будут туда доставлять через Камбоджу. Еще одним побудительным мотивом являлось желание обеспечить удобный доступ к южным провинциям Китая через Луанг Прабанг, а также стремление возможно дальше отодвинуть границу от наиболее значимых их владений в Индокитае, к которым они-относили Вьетнам и Камбоджу. Захват Францией Южного Вьетнама, Камбоджи, а затем и ее дальнейшее продвижение к северу полуострова изменили соотношение сил в Индокитае в пользу Сиама, в котором на первых порах в Луанг Прабанге видели защитника от французской угрозы. Сиамское руководство, за которым стояла Великобритания, полагало, что проникновение Франции в этот район угрожает его интересам и, чтобы опередить своих потенциальных конкурентов, осенью 1885 г. предприняло оккупацию районов на северных и восточных границах Луанг Прабанга. Одновременно ими были назначены два резидента к правителю Луанг Прабанга. Во Франции этот шаг Сиама вызвал весьма негативную реакцию, так как считалось что Франция является правопреемницей Вьетнама и Камбоджи во внешних делах и должна защищать их права на спорных с Сиамом территориях. Сиам, естественно, стремился укрепить свои позиции в районе Луанг Прабанга и по просьбе Ун Кхама послал туда свои войска для его защиты. В 1886 г. Франция и Сиам заключили двусторонний договор о создании на территории Луанг Прабанга французского консульского учреждения и образовании комиссии для уточнения границ Луанг Прабанга с Вьетнамом.

В 1887 г. на Луанг Прабанг напали китайские отряды «Черных флагов», поставив под угрозу жизни Ун Кхама и его ближайшего окружения. Воспользовавшись моментом, французы сумели эвакуировать их из охваченной пламенем столицы и предложить свою военную помощь для ликвидации возникшей угрозы. Это вызвало недовольство в Сиаме. Тем не менее французы все же помогли справиться с китайскими отрядами, которые в октябре 1888 г. вынуждены были капитулировать. В конце 1889 г. была организована специальная экспедиция с целью более детального изучения на месте перспектив для развития французского бизнеса на лаосских землях. С декабря 1892 г. по май 1893 г. происходили дипломатические переговоры между Великобританией и Францией по поводу разграничения сфер влияния в данном регионе и месте Сиама в происходивших неоднозначных процессах. В апреле-мае 1893 г. по приказу французского генерал-губернатора Индокитайского союза на лаосские территории были введены войска, имевшие предписание в случае необходимости применять силу. Сиаму был предъявлен ультиматум. 3 октября того же года Франция и Сиам подписали соглашение, по которому последний отказывался от своих притязаний на все лаосские территории, отныне переходившие под протекторат Франции. Провинций Батамбанг и Ангкор становились территориями с особым правовым режимом, при котором у Сиама не было возможности иметь там войска, а его военным кораблям нельзя было плавать по Меконгу и озеру Тонлесап. Франции учреждала свои консульства в Корате и Нане. Таким образом. Франция значительно расширила свои колониальные владения в Индокитае, а Сиам понес серьезные территориальные потери.

В результате впервые в истории Нового времени, на карте появилось государственное образование Лаос. Территории, его составившие, были разделены на три части и такое административное деление официально вступило в силу со 2 декабря 1893 г. Луанг Драбант подчинялся резиденту Тонки-на, район верхнего Меконга — властям Аннама, район среднего Меконга — губернатору Кохинхины. В Луанг Прабанге был оставлен правитель, чаще всего называемый на европейский лад королем, при котором имелся упахат и королевский совет, состоявший из трех членов, назначаемых королем с согласия французского верховного резидента. Для охраны короля и поддержания порядка имелась личная гвардия. Король Луанг Прабанга царствовал, но не управлял, поскольку все его распоряжения получали юридическую силу только после их утверждения французским верховным резидентом. Остальная часть Лаоса официально подчинялась французскому верховному резиденту. Там было сохранено среднее и низшее звено местной администрации, которая контролировалась французскими чиновниками. По замыслу французских колониальных властей, такая система управления лаосскими землями должна была улучшить эффективность их управления этими территориями. Однако это административное деление в целом и границы Лаоса, в частности, служили источником постоянных трений между членами Индокитайского союза. Поэтому французские власти вскоре стали подготавливать новое административное деление Лаоса. В 1895 г. территория Лаоса была разделена на два автономных района — Верхний и Нижний Лаос (со столицами в Луанг Прабанге и Кхон-ге). Во главе каждого из них стоял верховный резидент. Такое деление просуществовало до 1899 г.

Создание Индокитайского союза завершило собой длительный процесс юридического оформления колониального господства Франции над территориями Индокитая. Формы и доктрины французской колониальной политики в Индокитае определялись, в первую очередь, особенностями социально-экономического развития метрополии, а также учитывались и цивилизационные факторы, присущие Вьетнаму, Лаосу и Камбодже. При осуществлении на практике колониальной политики французское правительство стремилось выдвинуть на первый план такие цели, как гуманность, защита свободы исповедания религии и т.д. Учитывались при этом соображения национального престижа, такие как традиции французской монархии, величие нации и т.д. В октябре 1887 г. в состав Индокитайского союза вошли Кохинхина, Аннам, Тонкин и Камбоджа. Позднее туда были включены Лаос (1899) и китайская территория Гуанчжоувань (1900). Общее управление этим своеобразным объединением осуществлялось министерством колоний, а непосредственно в самом Индокитае высшим должностным лицом метрополии являлся французский генерал-губернатор. Генерал-губернатор становился единственным официальным представителем президента Французской Республики на территории Индокитая, обладал правом издавать декреты, имевшие обязательную юридическую силу. Генерал-губернатору подчинялась гражданская администрация, и он являлся официальным полномочным представителем Французской Республики в странах Дальнего Востока и верховным главнокомандующим вооруженными силами Индокитайского союза. В ведении генерал-губернатора находился и бюджет Союза. Только он имел право официальной переписки с правительством метрополии. Генеральный секретарь являлся по должности заместителем генерал-губернатора и лицом, непосредственно возглавлявшим административный аппарат Союза, в его прямом подчинении находились правоохранительные органы. В 1894 г. было создано управление финансового контроля, отвечавшее перед метрополией за положение дел в области финансов и контролировавшее деятельность Индокитайского банка. Колониальная администрация вначале ввела судопроизводство по французским законам для европейцев, французов и ассимилированных лиц из числа местного населения, но затем были введены уголовное и гражданское законодательство для коренного населения с учетом традиций местного судопроизводства. Важную роль в деятельности центрального аппарата играло управление таможен и государственных монополий. Это управление являлось главным источником ресурсов, питавших генеральный бюджет, и было наиболее разветвленной службой Индокитайского союза. В 1898 г. были образованы Управление общественных работ и Управление сельского хозяйства, в задачи которых входила организация железнодорожного строительства, управление работами в шахтах, мелиорацией, оказание помощи французским переселенцам в освоении земель в Индокитае, изучение особенностей индокитайской экономики и т.д. Кроме того, в подчинении генерал-губернатора находилось управление почт и телеграфа. Все перечисленные управления имели отделения на местах. С 1898 г. французская администрация стала привлекать местное население для несения административной службы, в частности, в управлении таможен и монополий, при сборе налогов и т.д., где особенно необходимо было знание местных условий. Армия выполняла частично правоохранительные функции, а также функции таможенной и пограничной службы. Главные силы сухопутных войск сосредотачивались на севере Вьетнама. И в них входили не только французские войска, но и местные вооруженные формирования численностью до 20 тыс. человек. Названные выше органы имели непосредственное подчинение генерал-губернатору. Кроме того, при нем имелся и ряд совещательных органов. Главным из них был Высший совет Индокитая, созданный в 1887 г. Спустя десять лет в него были введены и представители от местного населения. Он собирался один раз в год, и в его состав входили главнокомандующие родами войск, высшие государственные чиновники Индокитайского союза, лица, представлявшие экономические интересы Франции, а также французских колонистов — делегатов торговых палат Сайгона, Ханоя и Хайфона, сельскохозяйственных палат Кохинхины и Тонки-на, смешанных палат по делам торговли и сельского хозяйства Аннама и Камбоджи, а также из пяти представителей элиты —по одному от каждой страны Союза— Камбоджи, Кохинхины, Аннама, Тонкина и Лаоса. Они назначались генерал-губернатором по представлению глав местной французской администрации. Во главе местной администрации в Кохинхине находился губернатор, в Аннаме, Тонкине, Камбодже — верховный резидент, формально руководивший всеми делами совместно с местными правителями этих протекторатов. Губернатору Кохинхины (Южный Вьетнам) подчинялись все чиновники, находившиеся на ее территории, он также имел право решать вопросы, связанные с предоставлением земельных участков, строительством инфраструктуры и т.д. В качестве совещательного органа при губернаторе существовал Совет, в котором под его председательством заседали высшие чиновники колонии и Колониальный совет, формально представлявший интересы местного населения. Французское население после достижения 21 года избирало своих представителей в Колониальный Совет на основе всеобщих и прямых выборов. Коренное же население могло принимать участие в выборах лишь с 25 лет на основе ограниченного избирательного права в зависимости от размеров вносимых налогов и рода деятельности. В Кохинхине существовала торговая палата и палата сельского хозяйства, куда избирались представителями французских и вьетнамских предпринимателей с правом высказываться по вопросам промышленности, торговли и сельского хозяйства. Во главе каждой из 21 провинции Кохинхины стоял французский чиновник, одновременно являвшийся председателем совета провинции, избиравшегося местной элитой. Упразднив центральную вьетнамскую администрацию на территории Кохинхины, французские власти ввели там право наследования земельных угодий и для невьетнамского населения, что было выгодно, прежде всего, для китайских переселенцев, до этого не имевших такой возможности. Местная вьетнамская администрация сохранилась лишь на уровне уездов и волостей.

Введение в колонии прогрессивного для того времени французского законодательства с учетом местных традиций ста? вило население Кохинхины в более благоприятное положение в сравнении с населением в других частях Индокитая. Для укрепления своей власти французы создали систему эндижената, своеобразных правил поведения местных жителей, согласно которым вьетнамцам запрещалось без официального разрешения перемещаться из одной части страны в другую. Главные органы Индокитайского союза были сосредоточенных в Сайгоне, одновременно являвшимся административным центром Кохинхины. Тонкин (Северный Вьетнам) рассматривался французами в качестве важного района на пути дальнейшего продвижения в Китай. Завоевывая Центральный и Северный Вьетнам, Франция хотела искусственно отделить Тонкин от Аннама. До, образования Индокитайского союза Аннам и Тонкин находились под управлением генерального резидента, которому были подчинены верховные резиденты Аннама и Тонкина. Во главе администрации в Тонкине стоял чиновник, именуемый верховным резидентом, функции которого были аналогичны функциям губернатора Кохинхины. Он являлся главой всего административного аппарата Тонкина. В качестве совещательного органа при нем в 1898 г. был образован Совет протектората. В 1894 г. был учрежден аналогичный совместный совет для Аннама и Тонкина. В него входили высшие чиновники, командующие войсками, размещенными на его территории, генеральный прокурор и др. При верховном резиденте имелись две торговые палаты — в Ханое и Хайфоне и сельскохозяйственная — в Ханое. Торговые и сельскохозяйственные палаты Тонкина имели те же функции при верховном резиденте, что и палаты Кохинхины. Тонкин вначале был разделен на 13, а затем на 23 провинции. Во главе каждой из них находился французский резидент-администратор, который контролировал всю деятельность местных вьетнамских чиновников. Вьетнамская администрация Тонкина, в отличие от Кохинхины, сохранялась. Вьетнамские чиновники осуществляли там непосредственное управление в соответствии с вьетнамским традиционным правом. В то же время таможенная служба, финансы, общественные работы находились под контролем французских чиновников. Протекторатами, где хотя бы формально, но сохранялись собственные государственные органы, являлись Аннам, Камбоджа и Лаос. Глава государства-протектората рассматривался во Франции в качестве главы иностранного государства, деятельность которого ограничивалась метрополией через резидента. Французское законодательство отношения протектората и метрополии определяло как неравноправный союз двух суверенных государств. Протекторат имел юридически двойственный характер. Он не являлся французской территорией, подобно колонии, но и не был территорией иностранного государства. Жители страны-протектората не имели французского гражданства, оставаясь подданными своего монарха. Тем не менее они имели статус лиц, находящихся под покровительством Французской Республики, и за ними признавались некоторые права, имевшиеся у ее граждан (быть допущенным на административную работу во французские учреждения, служить во французской армии и др.). Во французском законодательстве определялась и такая форма колониального владения как концессия. Таковыми на территории Индокитая являлись города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг), которые вначале входили в состав протекторатов, но затем, в 1888 г., были переданы Франции на правах собственности. Во главе Аннама (Центральный Вьетнам) стоял император, который получал ежегодное содержание от французского правительства, а бюджет его двора утверждался верховным резидентом. При нем имелся совет Короны, а также тайный совет. В сентябре 1897 г. совет Короны был заменен советом министров под председательством французского верховного резидента. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме того, при императоре имелся секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник. Для поддержания порядка при дворе состояло около ЗОО солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках вьетнамских чиновников. Аннам был разделен вначале на 12 провинций, а позднее — на 16. Фактическим главой Аннама был находившийся в Хюэ верховный резидент, подчинявшийся непосредственно генерал-губернатору Индокитайского союза. Он осуществлял внешние связи с зарубежными представительствами, находившимися на территории Аннама, имел право на личную аудиенцию у императора, контролировал деятельность местных администраций, определял бюджет протектората. Управление провинциями также было поставлено под контроль французского резидента. Кроме того, финансы, общественные работы, таможенная служба находились под его прямым контролем. Камбоджа была организована в протекторат в 1884 г., что подтвердили указы 1889-1898 гг. Во главе страны находился король. Он имел право издавать законы, которые вступали в законную силу после утверждения французским резидентом. Финансы, налоги, таможни, государственные монополии находились полностью в руках Франции, которая за счет средств камбоджийского населения оплачивала административные расходы и расходы на содержание короля и его двора. Король стал фактическим чиновником, получавшим свое жалованье от французских властей. При короле создавался совет министров, председателем которого являлся верховный резидент. При нем функционировал с 1899 г. в качестве совещательного органа совет, состоявший из высших чиновников протектората.

Государственный аппарат находился в непосредственном подчинении верховного резидента, который, в свою очередь, подчинялся генерал-губернатору Индокитая. В его обязанности входило исполнение постановлений, принятых генерал-губернатором, он также отвечал за кадровые изменения во французском и местном административном аппарате. Камбоджа была разделена вначале на шесть, а впоследствии — на четырнадцать провинций. Во главе каждой стоял резидент и глава местной администрации. Первый из них следил за соблюдением законов на территории подведомственной провинции, контролировал действия местных властей, занимался вопросами налогообложения, разбирал судебные дела французских граждан и т.д.

В провинциях и других более мелких административных образованиях управление было сосредоточено в руках местной администрации, действия которой контролировались французскими чиновниками. Кроме того, в руках французов находилось непосредственное управление финансами, таможнями и общественными работами. Последней территорией Индокитая, вошедшей в состав Индокитайского союза, стал Лаос, образованный в результате объединения под французским протекторатом нескольких разрозненных территорий, когда обе части — Верхний и Нижний Лаос — были объединены в 1899 г. под руководством французского генерального резидента, которому были предоставлены равные права с резидентом Аннама, Камбоджи и Тонкина. Местом пребывания генерального резидента стал Саваннакет, а позднее Вьентьян. Французские чиновники в Луанг Прабанге были подчинены генеральному резиденту. После этого, в 1900 г., Лаос был включен в состав Индокитайского союза и разделен на десять провинций (в том числе одну военную территорию).

В конце мая 1898 г. французский министр иностранных дел направил в китайский МИД документ относительно Гун-чжоуваня, в котором Франция предлагала Китаю уступить ей эту территорию в аренду сроком на 99 лет. Несмотря на все попытки Франции быстро решить этот вопрос, он затягивался из-за сопротивления Китая. Лишь в феврале 1900 г. соответствующий документ был утвержден, и данная территория перешла под непосредственное управление французского генерал-губернатора Индокитая. В парламенте и правительстве метрополии французские владения в Индокитае были представлены от Кохинхины одним депутатом парламента; от Камбоджи Аннама и Тонкина — по одному делегату в высший совет колоний. После создания Индокитайского союза эта территория постепенно расширяла свою самостоятельность в решении местных проблем. Одновременно усиливалась роль центральных органов данного союза в сравнении с местными на уровне входивших в него территорий. В 90-е гг. XIX в. парламент Франции своими декретами предоставил большую самостоятельность Индокитайскому союзу. В 1897 г. генерал-губернатором Индокитая был назначен П. Думер, находившийся на этом посту вплоть до 1902 г. Под его руководством был проведен ряд реформ колониального управления Индокитаем с целью превращения последнего в экономическом отношении в более эффективное колониальное объединение и совершенствования там работы административного аппарата. С 1897 г. французами в Индокитае была введена государственная монополия на производство и продажу алкоголя, соли, опиума, а также на спички, табак и порох. Тогда же была проведена налоговая реформа, которая привела к их повышению и дифференциации, что, в конечном итоге, существенно увеличило поступление финансовых средств в бюджет Индокитайского союза. Основная масса полученных средств направлялась на развитие инфраструктуры Индокитайского союза, строительство железных и шоссейных дорог. Средства также вкладывались в развитие транспорта, ирригационное строительство, реконструкцию морских и речных портов, строительство судоходных каналов и т.д. К концу XIX в. в Тонкине и Лаосе появились французские акционерные общества по разработке полезных ископаемых, и к этому периоду в Индокитае уже добывали 260 тыс. тонн каменного угля. Франция постепенно выкупила у вьетнамцев и китайцев все угольные шахты. К началу XX в. во Вьетнаме образовалось несколько крупных текстильных компаний по производству шелка и хлопчатобумажных тканей. В конкуренции с ними были разорены вьетнамские ремесленники, занимавшиеся текстильным производством. В области сельского хозяйства французский капитал занимался освоением рисоводства (прежде всего в Кохинхине) с целью его экспорта, а также разведением гевеи. К концу XIX в. здесь возникли первые французские каучуковые плантации, а также плантации чая и кофе. Таким образом, к началу XX в. были созданы все условия для интеграции государств Индокитая в мировой рынок на зависимой основе, а также окончательно оформились границы и система колониального управления Францией подчиненных ей территорий в Индокитае, просуществовавшие, с небольшими изменениями, вплоть до Второй мировой войны. В 1904 году Франция и Сиам подписали договор, по которому к французским владениям в Лаосе были присоединены части Луангпхабанга и Тямпасака, находившиеся на западном берегу реки Меконг. Договор 1907 года отодвинул южные границы французских владений дальше на запад. Следует заметить, что пять частей, на которые был поделен французский Индокитай, были весьма неравноценными. Наиболее отсталыми и труднодоступными для хозяйственного освоения были Камбоджа и Лаос, а в наиболее выгодном положении оказалась Кохинхина, которая стала не только рисовой житницей, но и местом разведения гевеи и экспорта каучука, что приносило немалые доходы. Были введены монополии на опиум, соль и алкоголь, что тоже вскоре стало приносить колониальной казне многомиллионные доходы. Началось строительство дорог, включая соединившую юг и север Вьетнама железнодорожную магистраль, расширялись добыча угля и экспорт его, создавались плантации кофе и чая; На рубеже XIX—XX вв. в промышленность французского Индокитая, в основном Вьетнама, французские предприниматели вкладывали уже немалые деньги, которые приносили огромные проценты, чему способствовали покровительствовавшие французскому капиталу тарифы. Много внимания было уделено горнодобывающим промыслам в Камбодже и Лаосе, а также плантационному и дорожному строительству в этих протекторатах.
Бесцеремонное вторжение колонизаторов в страны древней культуры не могло не вызвать их сопротивления, которое приняло наиболее отчетливые и сильные формы во Вьетнаме. Прежде всего это было движение в защиту императора, «кан выонг», пик которого пришелся на конец XIX в. Суть его сводилась к поддержке правящим аппаратом страны и широкими кругами населения достоинства низверженного и униженного колонизаторами правителя. Удалившийся в отдаленный и труднодоступный район Вьетнама и укрывшийся с семьей в специально отстроенной для этого крепости император Хам Нги начал в конце 80-х годов своего рода кампанию открытого неповиновения, сопровождавшуюся партизанскими боевыми выступлениями. Схваченный в 1888 г., Хам Нги был выселен в Алжир, но выступления не прекращались еще около десятилетия, пока соглашение 1897 г. не признало за руководителем движения, генералом-Де Тхамом, права на автономное управление созданным им освобожденным районом. На рубеже XIX—XX вв. армия-Де Тхама стала серьезной поддержкой нарождавшегося во Вьетнаме движения за национальное освобождение во главе с такими его признанными идеологами из числа уже сформировавшейся новой интеллигенции, как Фан Бой Тяу, который в 1904 г. возглавил созданное им Общество обновления Вьетнама, реорганизованное в 1912 г. в Общество возрождения Вьетнама. Если движение, возглавлявшееся в первые десятилетия XX в. Фан Бой Тяу, было достаточно радикальным и ставило своей целью насильственное свержение власти колонизаторов и восстановление независимости страны во главе с полумонархом-полупрезидентом (из тайно вывезенного в Японию принца Кыонг Дэ готовился такого рода руководитель), то другое влиятельное направление в национальноосвободительном движении тех лет было представлено Фан Тю Чинем, делавшим акцент на просвещение народа, на прогресс науки и ознакомление вьетнамской молодой интеллигенции с культурой Европы, для чего активно использовались произведения европейских мыслителей в китайских переводах (иероглифика была все еще главным элементом образования во Вьетнаме). Впрочем, для колонизаторов эта разница была не слишком существенной, так что на рубеже второго десятилетия XX в. деятельность обоих признанных лидеров была насильственно пресечена. Первая мировая война дала немалый толчок для дальнейшего развития экономики колониального Индокитая. Расширялось плантационное хозяйство (каучук, кофе, чай), развивалась горнодобывающая промышленность и быстро увеличивалась численность рабочих в стране. Появилась обрабатывающая промышленность, стали возникать первые национальные банки.

Вторая война между Великобританией и Бирмой началась в 1852 г. и выявила огромное превосходство английской армии, достигшей поставленных перед собой целей и захватившей Пегу. После окончания военных действий вновь началась борьба за бирманский престол. Столица была перенесена в Мандалай. Новый монарх Миндон попытался провести ряд реформ с целью преодоления социально-экономической отсталости страны. Он попытался ограничить власть местных чиновников, ввести единый 10-процентный налог, чеканить собственные деньги, построить телеграф и т.д. Для осуществления намеченного он пригласил специалистов из Франции, Италии и ряда других государств. Были также направлены дипломатические миссии в ряд европейских государств для выхода из состояния изоляции от внешнего мира. В 1867 г. был подписан торговый договор с Великобританией, искавшей в тот момент сухопутный маршрут из Индии в Китай, который можно было проложить через бирманскую территорию. По этому договору были уменьшены таможенные пошлины на ввозимые в Бирму английские товары. В 1879 г. англичане прервали отношения с Бирмой несмотря на попытки последней урегулировать возникший конфликт.

В октябре 1885 г. англичанами наконец-то был найден повод к очередной, третьей по счету, войне с Бирмой после того, как власти этой страны оштрафовали представителей одной английской торговой компании за превышение вывоза из Бирмы тикового дерева. Английский вице-король Индии направил ультиматум с требованием передачи всей бирманской внешней торговли под английский контроль. 14 ноября 1885 г. начались военные действия, а 28 ноября уже была захвачена столица Бирмы. Монарх и члены его семьи были высланы англичанами за пределы страны. 1 января 1886 г. был опубликован манифест английского вице-короля Индии о превращении Бирмы в колонию Великобритании на правах одной из провинций Британской Индии. Однако сопротивление бирманского населения насильственной колонизации продолжалось в виде партизанских действий вплоть до 1895 г.

Англичане ввели в стране новое административное деление, разделив Бирму на области и округа. В деревнях назначались старосты, ответственные перед колониальными властями. Высшие и средние должности в колониальном аппарате управления занимали чиновники метрополии. Горные районы сохранили прежнюю систему управления, лишь формально контролировавшуюся англичанам. Карены служили в армии, среди них было довольно много, до 20 процентов, христиан. Широкую автономию, возможность иметь собственные вооруженные силы, сбор налогов и т.д. имели также и шанские правители.

В социально-экономической области англичане проводили политику, направленную на стимулирование выращиванияриса, расширяя площади для его возделывания. Появились товарные рисоводческие хозяйства, в Бирму стали переселять индийских рабочих. Существовали также и нефтепромыслы, лесоразработки и рудники. Начала зарождаться и бирманская национальная буржуазия, но в тот период она была еще очень слабой и зависела от англичан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.