Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История управления и делопроизводства в 1945—1990 гг




 

Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и пробле­мы восстановления народного хозяйства после окончания войны от­теснили на второй план вопросы документационного обеспечения управления. Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести к нача­лу 60-х гг. Утверждение некоторых исследователей относительно качественного повышения уровня разработок в этой области по срав­нению с периодом 20-х гг. представляется малодоказательным и спра­ведливо лишь отчасти для исследований по проблемам управления и документационного обеспечения управления, проведенных в 70-х гг. Негативная оценка базируется, прежде всего, на сопоставлении до­стижений мировой науки и практики по управлению и развитию ин­формационных технологий в этой области. Особенно остро и зримо отставание нашей страны выявилось в 80-90-е гг., когда теоретиче­ские разработки в области кибернетики, математических методов уп­равления, информатики и технической элементной базы привели к широкой информатизации общественно-политической и экономи­ческой жизни промышленно развитых стран Запада, внедрению в реальную управленческую деятельность новых технологий, к разра­ботке концепции «безбумажного офиса». Это отнюдь не умаляет достижений отечественной науки в области управления, НОТ, документоведения, в разработке комплекса теоретических и прикладных проблем — создание системы стандартов по документации. Единой государственной системы документации (ЕГСД), общесоюзных клас­сификаторов, унифицированных систем документации, совершен­ствование специальных систем документации, рекомендации НИИ труда по нормированию и оптимизации деятельности управленчес­ких работников.

В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работни­ков и работников административно-управленческого аппарата. Принятые решения по своему содержанию во многом совпали с рекомендациями совещания 1941 г. — подтверждена актуальность создания специализированного института с возложением на него задачи разработки Единой системы делопроизводства, сформули­ровано понятие НОТ и обозначены основные направления иссле­дований. Бесспорно, решения этого совещания активизировали работу ученых и практиков управления. Определенной вехой в развитии вопросов работы с документами стала утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР «Примерная инструк­ция о делопроизводстве для учреждений и организаций РСФСР», в которой основной акцент сделан на унификации делопроизвод­ственных работ. В этот период усиливается влияние Главного ар­хивного управления (ГАУ) при Совете Министров СССР. С 1958 г. ГАУ стало правомочно контролировать постановку документаль­ной части делопроизводства учреждений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы «Основные правила постановки доку­ментальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении мно­гих лет служили руководством для служб документации и архивов и способствовали упорядочению их деятельности.

На долгом и тернистом пути подготовки Государственной систе­мы документационного обеспечения управления, действующей в настоящее время, первым юридически важным этапом стаю приня­тие 25 июля 1963 г. постановления Совета Министров СССР «О ме­рах по улучшению архивного дела в СССР». Главному архивному управлению и ряду государственных комитетов н институтов пору­чалась разработка ЕГСД. Первым реальным результатом этой работы можно считать подготовку в 1965 г. «Материалов к Единой государ­ственной системе делопроизводства». В 1966 г. з рамках Архивной службы учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). которому поруча­лось завершить разработку данного документа. В 1967 г. ВНИИДАД разработал только методическую программу исследований. В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД. в подготовке которого приняли участие НИИтруда, ВНИИоргтехники. Институт государ­ства и права Академии наук СССР, ВНИИстандартизации. После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. «Основные положения ЕГСД» одобрил Госкомитет СМ СССР по науке и технике и реко­мендовал их министерствам, ведомствам и организациям для исполь­зования, но только как положения, не имеющие официального ста­туса. Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и пред­ложили оптимальную технологию выполнения управленческих опе­раций и их документирования. ЕГСД носила комплексный харак­тер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и ре­комендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Ре­ализация ее положений повысила общую культуру управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать структуру и штатную численность управленческого аппарата. Од­нако элементы новых информационных технологий, частично реализовывавшиеся в практике работы ведущих зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были из-за полного отсутствия литературы по этим вопросам и финансирования на их практическое изуче­ние. Этот пробел отчасти восполнен позже созданием новой ре­дакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной начальником Главного архив­ного управления в 1988 г.

Заметным явлением в истории делопроизводства 70—80-х гг. ста­ло издание ГОСТов на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72 и др.), общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической (а позднее и социальной) информации, унифицированных систем документации (УСД) и се­рии государственных стандартов на эти унифицированные системы. Значение некоторых ГОСТов проявилось в полной мере позднее в 90-х гг. Внедрение указанных материалов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализиро­вало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информа­ции, подготовило почву для автоматизации управленческих функ­ций. Последний вопрос широко обсуждался научной общественнос­тью страны в связи с планами создания автоматизированных систем управления (АСУ) и проектом подготовки общегосударственной ав­томатизированной системы сбора и обработки информации для уче­та, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Кон­цепцию ОГАС лишь частично удалось реализовать в народном хо­зяйстве, а унифицированные системы документации не получили до­статочной поддержки в средствах научной и массовой информации и остались невостребованными. В 90-е гг. та же печальная участь по­стигла и концепцию информатизации нашего общества. Но если идеи ОГАС были частично реализованы, то концепция информати­зации до настоящего времени окончательно не сформулирована. От­сутствие стройной теории и четкой программы информатизации сдерживают решение прикладных вопросов. В 1993 г. издан Обще­российский классификатор управленческой документации, в кото­рый включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям, и Основные по­ложения по ведению системы классификаторов и УСД. Поскольку в новой редакции ГСДОУ была изменена концепция подхода к опре­делению структуры и штатной численности сотрудников служб документационного обеспечения управления, Государственным коми­тетом, а позднее Министерством труда выпущены типовые и укруп­ненные нормативы времени и выработки по подготовке типовых и творческих документов по всем основным этапам их обработки: от сверки текстов и подбора экземпляров до завершения исполнения и оформления дел для архивного хранения. К сожалению, с начала 1980-х гг. ни одна унифицированная система документации не была издана массовым тиражом, что значительно затрудняет их внедре­ние. Получившие весьма широкое распространение компьютерные программы подготовки документов имеют, как правило, в своем со­ставе комплекты шаблонов документов, адаптированные на русский язык, и полностью игнорируют отечественные нормативы и тради­ции в области создания и оформления документов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.