Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великая русская революция и первые годы Советской России 1917-1920 гг




На участие в конкурсе журналистики

ЗАЯВКА

Награждение

Критерии оценки студенческих СМИ

При оценке представленных материалов члены жюри руководствуются следующими критериями:

- оригинальная идея и профессиональное качество исполнения материалов;

- соответствие материалов заявленной теме и целям конкурса;

- выразительность, точность и доходчивость изложения;

- раскрытие темы;

- авторский текст материала;

- доступность целевой аудитории;

- убедительность презентации;

- содержательность (острота и актуальность рассматриваемых тем, проблем, вопросов);

- возможность привлечения студенческой аудитории других учебных заведений;

- художественное мастерство.

 

7.1. Победителей конкурса определяют члены жюри по следующим номинациям:

- обладатель Гран-при конкурса;

- лауреаты I, II, III степени по номинациям «Печатная журналистика», «Видеосюжет», «Фоторепортаж»;

- дипломант-участник конкурса.

7.2. По результатам конкурса членами жюри формируется делегация, представляющая СурГПУ на окружном фестивале Студенческая весна (12-15.04.2013).

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

 

Руководитель ЦИиСО Гаврилов В.В.

 

 


Приложение №1

 

Сведения об авторе
1. Фамилия, имя, отчество (полностью)  
2. Дата рождения (дд. мм. гггг)  
3. Курс / специальность  
4. Телефон домашний  
5. Телефон мобильный  
6. E-mail  
Сведения о конкурсной работе
1. Название конкурсной работы  
2. Тема  
3. Пояснение (аннотация) к работе (о смысле, обстоятельствах создания, о выборе темы и концепции работы)  
Личная подпись  
       

 

 

1. Прочтите отрывок из телеграммы, адресованной Николаю II, и укажите год, к которому относятся описанные события.

«Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок. На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом. Повелите немедленно призвать новую власть… Прикажите вновь созвать законодательные палаты… Государь, не медлите. Если революционное движение перебросится в армию, победят немцы, и гибель России, а с ней и династии будет неминуема. От имени всей России прошу Ваше Величество об исполнении изложенного. Завтра может быть уже поздно. Председатель Государственной думы Родзянко».

1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

 

2. Из протоколов допроса А.В. Колчака.

«Когда совершился переворот, я получил извещение о событиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной Думе непосредственно от Родзянко, который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что то правительство, которое существовало предшествующие месяцы, – Протопопов и т. д., – не в состоянии справиться с задачей ведения войны…

Я приветствовал перемену правительства, считая, что власть будет принадлежать людям, в политической честности которых я не сомневался, которых знал… Затем, когда последовал факт отречения государя, ясно было, что уже монархия наша пала, и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Черном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству… Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда, – что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую ставлю выше всего…

…Я видел…, что положение на фронте у нас становится все более угрожающим и тяжелым, и что война находится в положении весьма неопределенном в смысле исхода ее. Поэтому я приветствовал революцию, как возможность рассчитывать на то, что она внесет энтузиазм… в народные массы и даст возможность закончить победоносно эту войну, которую я считал самым главным и самым важным делом, стоящим выше всего, – и образа правления, и политических соображений».

Укажите название и год совершения события, которому посвящены данные воспоминания. Приведите название упоминаемой А.В. Колчаком войны, в ходе которой данное событие произошло.

На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех причин, по которым произошло событие, о котором вспоминает А.В. Колчак.

Как А.В. Колчак определяет свое отношение к произошедшему событию? Назовите не менее двух причин, которые он приводит в объяснение своей позиции.

 

3. Какие события отечественной истории относятся к 1917 г.?

1) провозглашение России республикой, принятие Декрета о мире

2) заключение Брестского мира с Германией, образование комитетов деревенской бедноты (комбедов)

3) Кронштадтский мятеж, замена продразвёрстки продналогом

4) разгон Учредительного собрания, принятие Конституции РСФСР

 

4. Сословное деление общества в России было устранено в

1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

 

5. К результатам Февральской революции относится

1) ликвидация монархии

2) передача земли крестьянам

3) выход России из мировой войны

4) установление рабочего контроля на фабриках и заводах

 

6. Прочтите отрывок из воспоминаний П. Сорокина и укажите, когда происходили описанные автором события.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари… На Литейном увидел бушующее пламя… Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».

1) в августе 1914 г.

2) в феврале 1917 г.

3) в июле 1918 г.

4) в марте 1921 г.

 

7. Свобода совести, объявленная в России после Февральской революции, предусматривала

1) право использовать символы разных религий в государственных церемониях, судах, армиях

2) право открыто проповедовать любую религию в школах

3) проведение уроков закона божьего в школах

4) право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии


8. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашён одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался

1) Государственной думой

2) Учредительным собранием

3) Земским собором

4) съездом Советов

 

9. Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство?

1) Съезд Советов

2) Учредительное собрание

3) Государственное совещание

4) Государственная Дума

 

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию политического деятеля, о котором идёт речь.

«До последнего времени он был известен главным образом как министр иностранных дел Временного правительства. Между тем деятельность его на этом посту продолжалась очень недолго — всего два месяца... Несравнимо весомее значимость его личности в других многочисленных ипостасях — как талантливого и популярного учёного-историка, идеолога и организатора либерального движения в России, лидера кадетской партии, выдающегося деятеля Государственной думы и отечественной журналистики начала XX века...».

Ответ:_________________________

 

11. «Двоевластие» – это термин, относящийся к ситуации, сложившейся в

1) марте 1917 г.

2) ноябре 1917 г.

3) январе 1918 г.

4) июле 1918 г.

 

12. Что из названного относилось к последствиям издания Приказа № I Петроградского Совета?

1) восстановление смертной казни в армии

2) введение принципа единоначалия в армии

3) роспуск выборных солдатских комитетов

4) падение воинской дисциплины

 

13. Укажите не менее двух основных итогов февральских событий 1917 г. в Петрограде.

Назовите не менее двух новых органов власти, появившихся в результате этих событий.

 

«Нота Милюкова» – это опубликованное в апреле 1917 г. заявление, которое

1) отвергало требование о введении 8-часового рабочего дня

2) подтверждало готовность России вести войну до победного конца

3) объявляло о роспуске Петроградского совета

4) переносило дату выборов в Учредительное собрание

 

14. Прочтите отрывок из сочинения А.И. Деникина и укажите, в каком году произошли события, о которых идет речь.

«В результате длительного правительственного кризиса, вызванного событиями 3–5 июля, разгромом на фронте и непримиримой позицией, занятой либеральной демократией, в частности кадетской партией, в вопросе об образовании власти, Совет вынужден был освободить формально министров- социалистов от ответственности перед собою и предоставить право Керенскому единолично формировать правительство».

1) 1907 г. 2) 1914 г. 3) 1917 г. 4) 1918 г.

 

15. Демонстрации масс под лозунгом «Вся власть Советам!» в Петрограде в дни кризиса 3 – 5 июля 1917 г. привели в августе к

1) выступлению генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства

2) попыткам монархистов восстановить монархию

3) наступлению на фронте

4) укреплению союза кадетов и большевиков

 

16. Прочтите отрывок из радиограммы Временного правительства и укажите, кто подписал данную радиограмму.

«26 августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. Думы В.Н. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Корнилову всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной…

…Приказываю:

1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

2) Объявить город Петроград и петроградский уезд на военном положении…»

1) П.Н. Милюков

2) А.Ф. Керенский

3) Л.Д. Троцкий

4) В.И. Ленин

 

17. Прочтите отрывок из радиограммы А.Ф. Керенского и укажите фамилию генерала, о котором идет речь.

«26 августа ген[ерал]… прислал ко мне члена Гос. думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным Правительством ген[ералу]… всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной… Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан».

1) А.А. Брусилов

2) Л.Г. Корнилов

3) М.В. Алексеев

4) П.Н. Врангель

 

18. Попытка установления военной диктатуры Л.Г. Корнилова («корниловский мятеж») в 1917 г. произошла в

1) феврале 2) мае 3) августе 4) октябре

 

19. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью весной – осенью 1917 г.

ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) В.И. Ленин 1) военный министр Временного правительства

Б) П.Н. Милюков 2) Верховный главнокомандующий

В) Л.Г.Корнилов 3) министр иностранных дел Временного правительства

Г) А.И. Гучков 4) Председатель Временного правительства

5) лидер партии большевиков

 

Следствием поражения Л.Г. Корнилова в 1917 г. был рост популярности

1) Временного правительства

2) верховного главнокомандующего

3) кадетов

4) большевиков

 

20. Прочите фрагмент статьи 1917 г. и напишите название правительства, о котором идет речь.

«Бессильная в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособная к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущая целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящая страну из-под смертельного удара корниловщины, – наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной»… в пределах Зимнего дворца».

 

21. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооружённое восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <...>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чём не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто приём политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление... в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влияние... растёт. Целые пласты трудящегося населения только ещё начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идём. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом всё дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но всё остальное — под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдёт до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это — случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира.... Если мы, взявши власть сейчас одни, придём (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

С1. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх аргументов, которые приводились сторонниками вооружённого восстания.

СЗ- Укажите не менее трёх аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооружённого восстания на данном историческом этапе.

 

22. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д. Мстиславского и укажите, о каком съезде в нем говорится.

«Съезд должен был открыться днем: кворум был давно уже налицо: к утру еще в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата – цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистических партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открывалось: большевики хотели до начала его закончить ликвидацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фактом».

1) I съезде Советов 3) II съезде РСДРП

2) II съезде Советов 4) VI съезде РСДРП

 

23. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, содержал призыв к

1) миру без аннексий и контрибуций

2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в революционную

4) присоединению России к Версальскому миру

 

24. Декрет о мире был принят

1) Временным правительством

2) Учредительным cобранием

3) II съездом Советов

4) Государственной Думой

 

25. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ГОДЫ

A) Декрет о замене продовольственной и сырьевой 1) 1917 г.

разверстки продовольственным налогом 2)1918 г.

Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов 3) 1920 г.

B) первая Конституция РСФСР 4) 1921 г.

Г) Декларация об образовании СССР 5) 1922 г.

А Б В Г
       

 

26. Что из названного относится к первым мероприятиям Советской власти?

1) восстановление крестьянской общины

2) принятие первого пятилетнего плана

3) заключение коалиции с кадетами

4) отделение церкви от государства

 

27. Прочтите отрывок из законодательного акта и определите год его принятия.

«Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподают общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом»

1) 1914 г. 3) 1924 г.

2) 1918 г. 4) 1928 г.

28. Кто возглавил Совет народных комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий 3) В.И. Ленин

2) А.И. Рыков 4) И.В. Сталин

29. Назовите два декрета, принятых на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в одном из них. (ФИПИ стр. 176)

 

30. Признание Совнаркомом России независимости Финляндии произошло в

1) 1917 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1929 г.

 

31. Москва стала столицей РСФСР в

1) 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1920 г. 4) 1922 г

32. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1-С3.

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс

«Сегодня день выборов… Волнения, ожидания, сомнения… Мое имя в числе кандидатов от двух губерний. Я была участницей и свидетельницей всего хода выборов, происходивших в условиях, противоположных самой идее народного представительства. Большевики только что захватили власть. Среди треска ружейной и пулеметной пальбы, вихря анархии неграмотным, не привыкшим к политическому мышлению мужчинам и женщинам приходилось разобраться в сложных программах, о которых они услышали незадолго до того…Так как, несмотря на насилия и подлоги, большинство все-таки оказалось у эсеров – за них голосовало крестьянство – большевики уничтожали выборные документы и готовые списки.»

С 1. О выборах в какой орган власти пишет автор воспоминаний? Когда (укажите месяц и год) начал работу данный орган?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех политических сил, представленных в выбираемом органе.

С 3.Какие отличительные черты выборов называет автор? Приведите не менее трех черт.


33. Наибольшее число голосов (около 40%) на выборах в Учредительное собрание в конце 1917 г. набрала партия

1) кадетов

2) большевиков

3) правых эсеров

4) меньшевиков

34. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 г., назывался

1) Государственной думой

2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3) III Всероссийским съездом Советов

4) Учредительным собранием

 

35. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А. Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

 

36. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, с каким событием он связан.

«В... комнату быстрым и твердым шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко... Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает... что матрос Железняков только что подошел к председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: "Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам"».

1) свержением Временного правительства

2) разгоном Учредительного собрания

3) запретом деятельности партии кадетов

4) разгромом редакции газеты «Правда»

37. Когда было разогнано Учредительное Собрание?

1) в ноябре 1917 г.

2) в январе 1918 г.

3) в июле 1918 г.

4) в январе 1919 г.

38. Приведите не менее двух основных вопросов, которые должно было разрешить Учредительное собрание.

Назовите не менее трех основных политических партий (сил), представленных в Учредительном собрании.

Прочтите отрывок из труда современных историков и напишите название партии, о представителях

которой идет речь.

«На протяжении всего 1917 г. [они] использовали наряду с основным своим лозунгом старый лозунг

Учредительного собрания. Видимая верность демократическому принципу оказалась

беспроигрышным тактическим ходом. Правительство Керенского было свергнуто в октябре под

флагом устранения последнего препятствия на пути к созыву Учредительного собрания. …Но разгон

Учредительного собрания был предрешен еще в тот момент, когда [они] согласились на Апрельской

конференции с пересмотром своей программы. Одно это делало маловероятным нахождение

компромисса с другими социалистическими партиями…».

Термин «сепаратный» по отношению к Брестскому миру 1918 г. применяется в обозначение того, что

1) мир был подписан большевиками без согласия Учредительного собрания

2) советское руководство отказалось заключить мирные договоры с союзниками Германии

3) мир был подписан без согласования с союзниками России – государствами Антанты

4) результатом подписанного мира стал рост сепаратистского движения на национальных окраинах

России

Сепаратный мирный договор с Германией был подписан Советским правительством в Брест-Литовске

в

1) феврале 1917 г.

2) октябре 1917 г.

3) марте 1918 г.

4) ноябре 1918 г.

39. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале — марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трёх последствий.

 

40. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 г. стал их протест против

1) создания Всероссийской чрезвычайной комиссии

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» — Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне

 

41. С августа 1918 г. в правительство РСФСР входили

1) только большевики

2) меньшевики и эсеры

3) большевики и левые эсеры

4) большевики, эсеры и меньшевики

 

Что из перечисленного можно отнести к следствиям политики «красного террора»?

1) отделение церкви от государства

2) разгон Учредительного собрания

3) формирование Рабоче-Крестьянской Красной Армии

4) рост антибольшевистской оппозиции

 

42. Расположите в хронологической последовательности события

1) заключение Брестского мира

2) роспуск II Государственной Думы

3) созыв Учредительного собрания

4) заключение Портсмутского мира

 


43. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, где был заключён мир, упоминаемый в тексте.

«Трудно сказать, что было бы, если бы большевики решили продолжать войну с противником. Еще труднее сказать, что было бы, если бы противник... предложил иные условия мира и не пытался свести Россию к пределам Московского княжества. Я думаю, что в последнем случае Германия приобрела бы спокойного соседа. Авторитет большевизма тогда поднялся бы, и часть общественных группировок нашла бы для себя возможным сотрудничать с ним... Если бы... мир был хоть немного более приличным... тогда, быть может, от большевиков началось бы мирное развитие России».

1) в Портсмуте 3) в Берлине

2) в Брест-Литовске 4) в Риге

 

44. Брестский мир был аннулирован в

1) 1918 г. 2) 1922 г. 3) 1933 г. 4) 1939 г.

 

45. В 1919 г. был создан

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) «Союз 17 октября»

3) Земгор (Земский и городской союз)

4) Коммунистический интернационал

 

46. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

К апрелю 1918 г. в Советской России сложилась тяжелейшая экономическая обстановка. Экономические мероприятия большевиков вызывали резкую критику и неприятие, начался массовый выход из рядов партии. В.И. Ленин задумался об изменении экономической политики, им были разработаны конкретные предложения для соратников по исправлению допущенных ошибок и «перегибов». Но весной – летом 1918 г. этот план реализован так и не был.

Назовите не менее трех причин тяжелого экономического положения страны к весне 1918 г. Приведите одно основное положение, раскрывающее причины того, что план Ленина не был реализован в 1918 г.

 

47. Экономическая политика советской власти летом 1918 г. включала

1) массовую национализацию промышленности

2) отказ от монополии на внешнюю торговлю

3) форсированную индустриализацию

4) массовую коллективизацию сельского хозяйства

 

48. Как назывался созданный во время Гражданской войны орган управления Красной Армией?

1) Военно-революционный комитет

2) Реввоенсовет

3) Совет труда и обороны

4) Государственный комитет обороны

 

49. Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в

1) октябре 1917 г.

2) декабре 1917 г.

3) мае 1918 г.

4) январе 1919 г.

 

50. Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Ответ_______________________________

 

51. Какая группа событий относится к 1918 г.?

1) выступление Чехословацкого корпуса, объявление адмирала А.В. Колчака Верховным правителем России

2) мятеж Л.Г. Корнилова, создание Совета народных комиссаров

3) советско-польская война, успехи Красной Армии в Крыму

4) «поход на Москву» А.И. Деникина, наступление Н.Н. Юденича на Петроград

 

52. Разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму в ходе Гражданской войны произошел в

1) 1918 г. 3) 1922 г.

2) 1920 г. 4) 1924 г.

 


53. Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны.

ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) А.И. Деникин 1) председатель Реввоенсовета РСФСР

Б) Л.Д. Троцкий 2) командующий Добровольческой армией белых

В) Н.Н. Юденич 3) командующий белогвардейскими войсками на северо-западе России наступавшими на Петроград

Г) М.В. Фрунзе 4) командир Первой конной армии красных

5) командующий Южным фронтом Красной армии, руководивший штурмом Перекопа

 

54. Установите соответствие между участниками Гражданской войны в России и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в

таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) М.В. Фрунзе 1) возглавлял Реввоенсовет РСФСР с 1918 г.

Б) П.Н. Врангель 2) руководил армией белых в Крыму в 1920 г.

В) Л.Г. Корнилов 3) возглавлял белые войска в Сибири в

1918–1920 гг., провозгласил себя Верховным правителем России

Г) Л.Д. Троцкий 4) возглавлял части Красной армии, штурмовавшие Крым в 1920 г.

5) возглавлял Добровольческую армию во время «Ледового похода» и штурма Екатеринодара в 1918 г.

55. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».

Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _______ году».

Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.

 

56. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

2) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

3) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н.П. Махно.

4) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

5) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

6) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

 

57. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?

1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции

2) необходимость сражаться на два фронта — против Красной Армии и против иностранных интервентов

3) поддержка Антантой Красной Армии

4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения

 

58. Что из названного относилось к причинам победы красных в Гражданской войне?

1) помощь, оказанная советскому правительству странами Антанты

2) отказ царских офицеров и генералов от участия в Белом движении

3) опасение крестьян потерять полученное по Декрету о земле в случае победы белых

4) проведение советским правительством новой экономической политики (нэпа)

 

Утверждение советской власти обернулось для России полномасштабной Гражданской войной,

повлекшей миллионные жертвы. Назовите не менее трёх предпосылок Гражданской войны.

 

59. Прочтите отрывок из постановления Ростовской городской конференции профсоюзов и укажите название международной конференции, об участии в которой советских делегатов идёт речь.

«1) Настаивать, чтобы делегаты РСФСР на... конференции против претензий мировой буржуазии предъявили счёт русских трудящихся масс. В этот счёт должны быть включены все жертвы, которые русский народ понёс благодаря военным интервенциям Антанты. Наши делегаты... должны поставить в счёт мировой буржуазии и Колчака, и Деникина, и Врангеля, и всех наёмников капитала, разоривших русский народ.

2) Вождь революционного пролетариата на конференцию... ехать не должен».

1) Генуэзская

2) Парижская

3) Тегеранская

4) Мюнхенская

 

60. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) вступление СССР в Лигу наций

2) советско-польская война

3) установление дипломатических отношений с США

4) участие Советской России в генуэзской конференции

 

61. Как назывались организации деревенской бедноты, созданные в июне 1918 г.?

1) комбеды

2) продотряды

3) колхозы

4) ликбезы

 

62. Необходимость поддержки продовольственной диктатуры в деревне летом 1918 г. стала одной из причин создания

1) рабфаков

2) ликбезов

3) комбедов

4) наркоматов

 

63. Какой из терминов обозначает экономическую политику советского правительства 1918–1920 гг.?

1) протекционизм

2) военный коммунизм

3) новая экономическая политика

4) «Великий перелом»

 

64. В результате проведения политики «военного коммунизма» Советской республике удалось

1) обеспечить рост промышленного производства

2) полностью обеспечить города продовольствием

3) сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне

4) стабилизировать денежную систему страны

 

65. Продразверстка – это

1) уравнительное наделение крестьян землей

2) добровольное товарищество крестьян по совместному ведению хозяйства

3) выделение крестьянских отрубов и хуторов

4) изъятие у крестьян излишков продуктов в пользу государства

Какое из понятий связано с политикой «военного коммунизма»?

1) рекрутская повинность

2) картель

3) кооператив

4) всеобщая трудовая повинность

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.255 сек.