Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Кольба




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ” АВГУСТА ЛЕША.

В 1954 г. вышла работа немецкого экономиста А. Леша "Географическое размещение хозяйства" (в 1959г. она была переведена на русский язык), где была представлена более сложная модель размещения городов, максимально приближенная к реальному миру. А.Лешем были введены дополнительные факторы, главный из которых - общее для всех населенных пунктов данной территории центральное место: самый крупный и важный город, экономический центр всей системы населенных пунктов. Логика дальнейших рассуждений сводилась к следующему: сетки распределения с К=3,4,7 и вращали их вокруг общего центрального места, чтобы добиться совпадения максимально возможного числа центров при К=3, К=4, К=7. Это позволило оптимизировать все три структуры сразу - рыночную, транспортную и административную.

По мере удаления от главного центрального места, система равномерного распределения городов в пространстве преобразуется в "секторальную" структуру, где чередуются сектора, "богатые" и "бедные" населенными пунктами.

Модель Кольба условно называют "моделью правильного распределения гнезд". Суть модели вкратце сводится к следующему: наиболее оптимальным является размещение населенных пунктов в виде "сгустков": крупный город занимает центральное положение в системе расселения, вблизи границы его влияния - его конуса спроса располагаются малые города; деревни группируются вокруг малых городов на периферии их зон сбыта.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕСТА: ЯРМАРКИ И РЫНКИ.

Во многих удаленных районах менее развитых в экономическом отношении стран, где плохо развита инфраструктура и существуют лишь сезонные дороги, потребители – преобладающие в структуре населения сельские жители, не могут регулярно ездить за товарами и услугами в удаленные города - постоянные центральные места. Их функции по снабжению центральными товарами и услугами выполняют разъездные торговцы. Как правило, они переезжают от деревни к деревне, вызывая к жизни широко распространенное явление как ярмарки, то есть периодические рынки. По мере роста численности и плотности населения, развития экономики, роста доходов, стандартов и уровня потребления, увеличивается общий объем торговли, а периодичность появления ярмарки в данном месте учащается. При дальнейшем росте спроса рынки начинают торговать ежедневно, придавая новые функции и стимул для развития вмещающему их центральному месту. Людность его растет, концентрация капиталов способствует развитию обслуживающих торговлю и других производств.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ. Осуществляется двумя главными способами - экономическими и политическими мерами. Как правило, системы расселения достаточно инерционны и резкое их изменение практически невозможно.

К главным методам регулирования, называемым экистической политикой относятся: строительство новых городов и размещение новых базовых отраслей в городах, людность и значение которых надо увеличить. Как правило, развитие транспорта -подведение железнодорожных магистралей, улучшение коммуникаций ведет к развитию городской экономики, и наоборот.

Хорошо известны случаи, когда процветавшие в определенные исторические периоды города. Например, Тобольск - "матерь городов сибирских" динамично развивался в 16-17 вв., когда был форпостом русского освоения Сибири, где в то время было всего две губернии - Томская и Тобольская. Город, наряду с Москвой имел право принимать иностранных послов. Однако, в 19 в. Московско-Сибирский тракт, а позднее и Транссибирская магистраль прошли южнее Тобольска. Развитие города затормозилось, его значение упало за счет преимущественного роста городов, расположенных на транспортных магистралях. Таким образом, город, лишенный в последующие эпохи выгод своего географического положения затух, теряя импульс развития.

К регулированию систем расселения относится так же проекты, широко осуществляемые в ряде развивающихся стран проекты переноса столиц во внутренние слабоосвоенные районы для стимулирования их развития.

В СССР экистическая политика сводилась к ограничению прописки и строительства новых промышленных предприятий в крупных городах, особенно в Москве и Ленинграде (введено с 1931г.), попыткам стимулирования развития наиболее перспективных из числа малых и средних городов. Как правило, экистическая политика не была сопряжена с экономической, и поэтому большая часть целей осталась недостижимой.

Регулирование системы городского расселения в ЮАР в условиях апартеида - обязательного раздельного проживания черного, цветного и белого населения. Для обслуживания развивающейся промышленности в "белых" городах была необходима рабочая сила - африканцы, в них, однако, не проживающие. Местом жительства коренного населения стали специально построенные т. наз. "тауншипы" - черные пригороды, соединенные транспортными магистралями с крупнейшими городами. Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР - Дурбана, Йоханнесбурга. В настоящее время, когда апартеид был осужден и отменен законодательно, существовавшая ранее система расселения продолжает оставаться, и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Черные жители с низкими уровнем доходов не смогут позволить себе изменить место жительства.

Сегодня ученые продолжают поиск закономерностей развития и размещения городов.

 

Литература:

 

1. Лаппо Г. М. География городов. М.,1997

2. Хорев Б.С. Проблемы городов. М., 1975

3. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М. 1991

4. Кудрявцев О. К. Расселение и планировочная структура крупных городов – агломераций. М., 1995

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.