Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзамен по истории древнего мира. Билеты. 4 страница




Эта эпоха делится на время Западного Чжоу, когда столицей был город Хао, и Восточного Чжоу, когда столица была перенесена на восток в Лои (современный Лоян, в Хэнани).

Надо при этом учитывать, что в это время династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактически самостоя­тельными государственными образованиями, количество которых исчислялось десятками, если не сотнями, и китайские лето писцы применяют к переходному времени, охватывающему конец V и значительную часть III в. до н. э., наименование Чжаньго («Враждующие царства»).

Период Западного Чжоу характеризуется значительным усилением родовой знати, как придворной, так и провинциальной. Цари дают своим родственникам и приближенным значительные пожалования и привилегии. Обрабатываемая земля по-прежнему находилась в распоряжении общин. Существовала «колодезная система», заключающаяся в том, что территория, принадлежащая селению, делилась на девять частей (схема этого деления напоминала начертание иероглифа, обозначавшего «колодец»). Из этих участков восемь отдавалось в наделы различным семьям, а девятый (центральный) обрабатывался ими сообща, и урожай вносился старосте на общинные нужды (позднее он стал присваиваться царем).

Первые цари из династии Чжоу хотя и способствовали экономическому усилению землевладельческой знати, но пытались держать ее в своих руках и налаживали центральный и местный бюрократический аппарат.

Сохранились сведения о создании высшего государственного органа. Он состоял из трех советников царя (великого наставника, великого учителя и великого покровителя) и трех управителей: один ведал делами культа, другой — общественными работами (включая ирригацию), а третий — военным делом.

В переходный период «враждующих царств» (Чжаньго) возвышаются семь наиболее сильных государственных образо­ваний. Как это ни удивительно на первый взгляд, именно в эту эпоху наблюдаются в Китае значительные экономические сдвиги, которые в дальнейшем способствовали объединению страны.

 

Билет № 10.

1. Проблема возникновения человека и общества.

Закономерен переход к анализу форм и этапов эволюции орудий труда, составляющих основу трудовой деятельности и не менее важный элемент производительных сил, чем сам человек. Сопоставление стадий развития человека и орудий труда - один из главнейших моментов такого анализа. Параллельно с рассмотрением истории орудий труда и сопоставлением ее с историей самого человека должна быть произведена оценка той коммуникативной роли языка, которая вполне справедливо считается необходимой предпосылкой трудовой деятельности.

Только после анализа производительных сил можно перейти к попытке реконструировать, хотя бы в ограниченном объеме, производственные отношения и возникновение надстроечных явлений. И наконец, в заключение должна быть рассмотрена дискуссионная проблема места и роли селективных процессов как в становлении самого человека, так и в истории человеческого общества.

Антропогенез

Говоря об антропологическом критерии, мы будем, исходя из всего изложенного, принимать его последовательно морфологически, то есть основываться при определении систематического положения человека только на результатах изучения его анатомического строения, а также строения его непосредственных вымерших предков. На этом пути палеоантропологией сделаны к настоящему времени немалые успехи, так как открыто уже большое число ископаемых форм и почти все они описаны с большей или меньшей подробностью.

Однако, несмотря на многочисленные исследования, комплекс особенностей, которые должны быть положены в основу выделения человеческой формы, далек от окончательной характеристики и вызывает многочисленные дискуссии.

В эволюции гоминидной триады наблюдалась в процессе антропогенеза определенная последовательность: развитие прямохождения опередило формирование подлинно человеческой руки, образование такой руки опередило разрастание мозга и прогрессивную перестройку его структуры.

Производительные силы

После того как было установлено животное происхождение человека и дарвинизм утвердился в теории антропогенеза, в повестку дня встала дотоле никогда не обсуждавшаяся проблема движущих сил процесса происхождения человека, проблема управляющих этим процессом закономерностей.

На первых порах исследования древнейших следов трудовой деятельности не было ни четкой методики раскопок, ни сколько-нибудь полной типологии каменного инвентаря. Поэтому многие местонахождения, считавшиеся древними, на поверку оказались сравнительно поздними, а искусственными орудиями зачастую считались камни с обивкой явно естественного происхождения. Подавляющее большинство древнейших местонахождений, фигурирующих в первых сводных работах об ископаемом человеке, принадлежащих перу Ч. Лайэля, Дж. Леббока и других исследователей, не выдержали проверки временем и сохранились в анналах науки как курьезы.

Производственные отношения

Очень долго стадную жизнь приматов считали упорядоченной в крайне малой степени. Такой подход, выражавший общее весьма отрицательное отношение к упорядоченности в стадных сообществах животных, частично находил подтверждение в прямых наблюдениях.

Возникновению разных форм идеологии и ее роли в истории первобытного общества посвящена громадная литература, которую здесь невозможно перечислить. Мы коснемся этих вопросов лишь в той мере, в какой они имеют непосредственное отношение к теме нашего сайта, да и то больше в плане датировки возникновения идеологических явлений, связанных с религией и искусством.

2. Империя Цинь.

Постоянная вражда царств, достигшая своего апогея в IV и начале III в. до н. э., мешала благоприятному развитию производительных сил и обмена. Для создания единой ирригационной системы и регулярного распределения речных вод в масштабе всей страны требовались совместные усилия различных областей, невозможные при децентрализации. В процессе объединения страны главную роль сыграло царство Цинь, охватывавшее западные районы Китая и распространившее свое господство на юг, вплоть до берегов Янцзы.

В IV в. до н. э. в царстве Цинь были проведены важные реформы, инициатором которых был сановник по имени Шан Ян. Опираясь на служилую аристократию и торгово-ростовщические круги, этот реформатор нанес решительный удар устоям патриархальной семьи и сельской общине. Шан Ян поощрял дробление крупных семейств и раздел их имущества, а также разрешил открытую, беспрепятственную куплю-продажу общинных наделов. Был усилен податной гнет. Подати взимались независимо от размеров урожая, так что многие общинники, которые не могли в неурожайный год внести установленное количество продуктов (зависящее от размеров полей), разорялись, теряли землю и даже личную свободу.

Циньские цари могли собрать огромные средства, которые помогли им реорганизовать армию. Бронзовое оружие было почти полностью заменено железным. Боевые колесницы все больше вытесняются более подвижной и маневренной конницей.

Благодаря реформам Шан Яна армия царства Цинь стала превосходить по своим боевым качествам войска других китайских царств, что сказалось в последующих междоусобных войнах. В течение первой половины III в. до н. э. циньским царям удается разгромить всех своих соперников. Династия Чжоу в середине III в. до н. э. утрачивает не только фактически, но и официально свою власть.

Окончательное объединение страны произошло в царствование Ин Чжэна (246—210 гг. до н. э.), который подчинил своей власти все царства, существовавшие еще на территории Китая. В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и стал именоваться Цинь Шихуанди (первый император Цинь).

Он провел ряд успешных войн на севере с гуннами, а на юге со страной Юэ (к югу от Янцзы, включая территорию современных провинций Гуандун и Гуанси). Для защиты от северных кочевников была сооружена Великая Китайская стена, представлявшая из себя сложную укрепленную линию, состоявшую из земляных валов, каменных и кирпичных стен и башен.

В своей внутренней политике Цинь Шихуанди распространил на всю империю установление Шан Яна. Все государство было разделено на 36 областей, управлявшихся царскими чиновниками. Старая наследственная знать была отстранена от управления и поставлена под неусыпный контроль.

Тотчас после смерти Цинь Шихуанди началось массовое крестьянское восстание, к которому примкнули и рабы. Один из вождей этого движения - деревенский староста Лю Бан оказался наиболее удачливым. В 207 г. до н. э. он сверг последнего представителя династии Цинь и основал новую династию, получившую название Первой, или Старшей, династии Хань.

 

Билет № 11.

1. Расцвет первобытнообщинного строя. Родоплеменная организация.

Общий подъём производительных сил в мезолите и особенно в неолитическое время явился той основой, на которой складываются новые черты общественной структуры древнейшего человечества. Эти новые черты общественных отношений ещё не означали какого-то решительного и коренного изменения существовавших до этого порядков, но их значение всё же было очень велико. Суть этих изменений заключалась в том, что они вели к дальнейшему сплочению родовых общин и к росту связей между ними. Теперь окончательно вызревают племенные объединения, представляющие собой наиболее высокую ступень в развитии древней родовой организации, скреплённой кровнородственными связями.

Одни памятники материальной культуры не могут дать полного представления об общественном строе племён столь отдалённого от нас периода. Но на помощь можно привлечь данные этнографии — описания общественного строя тех племён, которые к тому времени, когда они стали известны науке, стояли на уровне неолита. Особенно хорошо изучен племенной строй североамериканских индейцев ирокезов, описанный выдающимся американским этнографом Л. Морганом.

Ирокезы жили родами, являвшимися наиболее ярко выраженными, известными науке, образцами материнского рода. Отдельные роды были организованы в более широкие объединения. Индейцы называли такие объединения родов внутри племён «братствами». Морган перевёл соответствующий индейский термин аналогичным по смыслу древнегреческим словом фратрия. Фратрии образовались из двух начальных родов, составлявших вместе первичное племя. В условиях экзогамного брака, исключавшего брачные связи между сородичами, нельзя было жениться в пределах своей фратрии; фратрии были связаны между собой посредством брачных союзов.

В дальнейшем, в связи с непрерывным ростом населения и сегментацией племён, т. е. разделением племён на новые роды и племена и их расселением, количество таких родов увеличивалось, но и тогда они.до известного предела сохраняли взаимную связь. Связь эта выражалась в том, что каждое племя попрежнему делилось на две половины или на два крыла. Но каждая половина состояла уже из нескольких родов — обыкновенно из трёх, четырёх и более. На этой ступени члены различных родов, входивших в состав той или иной фратрии, уже могли вступать в брак внутри фратрий, но не в пределах рода. Потеряв своё регулирующее значение в области брачных отношений, фратрия, однако, сохранила важную организующую роль как во внешней, так и во внутренней жизни родовых общин. Две фратрии организовывали общеплеменные торжества — праздники. Одна фратрия выступала против другой во время игр и состязаний. В случае смерти выдающихся членов племени фратрия, к которой принадлежал покойный, участвовала в похоронах, оплакивая его, тогда как другая фратрия несла на себе все заботы по устройству похоронных церемоний.

По фратриям организовывались религиозные союзы — братства, производившие инициации — особые обряды, совершавшиеся над юношами при достижении ими возмужалости и знаменовавшие собой переход их в Число взрослых мужчин—полноправных Членов племени. Инициации, известные у многих других племён, играли большую роль в общественной жизни, так как только после совершения этих обрядов юноша получал право вступать в брак, участвовать в племенном собрании и т. д.

Ещё важнее была роль фратрий в случае конфликтов, грозивших единству племени, например, когда случалось убийство внутри племени, а также во всех других случаях, когда тот или иной вопрос выходил за рамки данного рода, например при выборе вождей.

Во время межплеменных войн у индейских племён фратрии были естественной формой военной организации. Каждый род выступал в бою в составе своей фратрии. Каждая из двух фратрий племени шла отдельным строем, с собственным значком, под начальством собственного вождя. На этом фратриальном членении строилась вся военная организация.

Две фратрии составляли племя. Каждое племя имело собственную территорию, включавшую как область его непосредственного расселения, так и территорию для охоты и рыбной ловли. Каждое племя имело, разумеется, и собственное имя. Роды, входившие в племя, говорили на одном общем для них диалекте. Племя осуществляло контроль над жизнью отдельных родов. Оно утверждало или даже смещало выбранных родами старейшин, а также военных вождей, избиравшихся специально для руководства военными действиями.

Для этого и для ведения общих дел существовал общеплеменной совет родовых вождей, действовавший на основе единогласия. Совет племени регулировал отношения с другими племенами. Он принимал и отправлял посольства, объявлял войну и заключал мир. Иногда во главе племени стоял верховный вождь, с весьма ограниченными, однако, правами. Он должен был в особых случаях, требовавших немедленных мер, принимать их до того, как соберётся совет племени.

Дальше таких племенных объединений американские индейцы в развитии своей общественной организации в большинстве случаев не пошли. Но кое-где всё же имели место и более широкие объединения, включавшие уже несколько родственных племён. Такова была знаменитая в истории североамериканского континента федерация ирокезских племён. Племена эти, насчитывавшие в целом до 20 тыс. человек, были связаны кровным родством и общим языком, распадавшимся на родственные диалекты.

Они заключили между собой «вечный союз» и имели союзный совет, состоявший из 50 старейшин, представлявших определённые роды и племена. Каждое из племён могло собрать совет, но по собственному почину совет собираться не мог. Заседания совета происходили в присутствии всех племён, причём каждый ирокез мог взять слово, решение же выносил совет. Как и в племенных советах, все решения принимались единогласно. Союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями и одинаковой властью.

2. Империя Хань.

(206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Первой (Старшей) династии Хань (с 206 г. до н. э. - по 9 г. н. э) пришлось бороться с разрухой, со­провождавшей падение империи Цинь. От голода, болезней и междоусобиц погибло множество народа.

Лю Бан восстановил централизацию страны и в то же время пошел на известные уступки тем, кто пострадал при династии Цинь. Он освободил множество людей, превращенных в государственных рабов за долги или преступления, отменил особенно тяжелые налоги и повинности, передал местные дела в руки выборных старост. Были даны некоторые льготы преследуемой в предшествующий период старой знати. По мере усиления Ханьской империи стали восстанавливаться деспотические порядки времен Цинь Шихуанди. Особенно это чувствовалось при наиболее видном представителе Первой династии Хань — императоре У-ди (140—87 гг. до н. э.). При нем местная знать вновь была поставлена под контроль императорских чиновников.

Внешняя политика У-ди была особенно агрессивной. Китай далеко вышел за пределы, которых он достиг при династии Цинь, особенно в северо-западном направлении. Захватническая политика требовала огромных средств. Налоги и повинности достигли необычайных размеров. Подушная подать изымалась даже с детей и стариков, что и привело к массовым случаям детоубийства и отцеубийства. В конце I в. до н. э. положение становится настолько напряженным, что наиболее дальновидные представители господствующего класса делают попытки смягчить его посредством социальных реформ.

Особенно показательна в этом отношении деятельность Ван Мана (9—23 гг. н. э.). Это был узурпатор, выдвинувшийся в качестве регента, а затем свергший династию Хань. Для укрепления своего положения Ван Man провел ряд реформ в расчете на поддержку широких масс населения, но одновременно направленных на усиление полицейских функций государства.

Была запрещена продажа земли и определенных категорий частных рабов. Одновременно была установлена норма землевладения на семью—100 му (около двух гектаров), которую нельзя было превышать. Излишки было постановлено раздавать безземельным и малоземельным.

Государственная власть стала вмешиваться в торгово-ростовщические операции. Регулировались рыночные цены, и царские чиновники раздавали деньги из казны в долг, конкурируя с частными ростовщиками. Поскольку все эти мероприятия проводились бюрократическим путем, то они саботировались и на практике приводили к обогащению чиновников. Сам Ван Ман проявлял нерешительность и временами отменял свои собственные постановления. Чтобы привести в порядок расстроенные финансы страны, он увеличил налоги и ввел новую монету. В результате выросли цены (рис подорожал в 50 раз). Обманутые в своих ожиданиях бедняки, убедившись, что Ван Ман не в состоянии бороться со злоупотреблениями чиновников и провозглашенные им реформы на деле не проводятся, поднимают восстания. К повстанцам примыкают и сторонники отстраненной Ван Маном династии Хань.

Наиболее крупное движение вспыхивает в Шандуне в 18 г. н. э. и распространяется в ряде других провинций. Во главе этого восстания становится Фань Чун, приказывающий всем участникам вооруженной борьбы выкрасить брови в красный цвет в качестве отличительного знака. Отсюда происходит название повстанцев «Красные брови». В 23 г. н. э. Ван Ман был убит, а в 25 г. «краснобровые» подступили к стенам столицы Чаньань и овладели ею.

Примкнувшие к народному движению представители свергнутого императорского дома Хань выдвинули из своей среды некоего Лю Сю, объявившего себя императором и укрепившегося в старинном городе Ло-и. Так пришла к власти младшая династия Хань (25—220 гг. н. э.). Ее называют также Восточной династией Хань.

Чтобы расколоть ряды повстанцев, Лю Сю в ряде областей произвел освобождение некоторых категорий рабов и объявил о снижении налогов. Часть восставших разошлась по домам, а наиболее упорные были подавлены вооруженной силой.

В конце II в. н. э. Китай опять испытывает потрясения. Поднимается новая волна широкого народного движения, получившая название восстания «Желтых повязок» (184 г. н. э.). Во главе его стояли талантливый вождь Чжан Цзяо с двумя братьями. Это восстание продолжалось около двух десятков лет и, хотя было усмирено, потрясло империю Хань до основания. В 220 г. н. э. она распадается на три царства.

 

 

Билет № 12.

1. Причины и предпосылки разложения первобытнообщинного строя.

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось не-одинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Про-дукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же кар-тину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к воз-никновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифферен-циацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдель-ными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вто-рые – в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племе-на или даже группы племен.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, вер-хушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравен-ства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкно-вений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в террито-риальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на терри-тории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкоп-ский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно уби-тых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богат-стве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разно-временно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали ра-бовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капита-лизму (народы Америки, Австралии)1.

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рам-ках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и ук-репления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной об-щине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, ча-стнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает ус-ловия для возникновения классового общества и государства.

2. Древняя Палестина.

1. Евреи поселяются в Палестине. Примерно три с половиной тысячи лет тому назад в землю Ханаанскую, что на Восточном побережье Средиземного моря, пришли кочевые племена семитов. Задолго до этого они жили за рекой Евфрат, затем переправились через нее и кочевали в Аравийской пустыне. Себя эти племена называли "народ Израиль". Другие же народы называли их "ибрим", или "евреи", что, вероятно, означало "переправившиеся через реку" или "пришедшие из-за реки".

Племенной союз Израиля состоял из двенадцати родов (колен). Этими родами управляли судьи (вожди). Главным источником, из которого мы знаем о древней истории евреев, является Библия. Первая часть Библии - Ветхий Завет - священная книга евреев. Особенно ими почитаются первые пять книг Библии - Тора, или Пятикнижие Моисеева.

Древние евреи верили в единого бога Яхве, в то время как другие народы поклонялись многим богам и идолам. Они считали себя народом, избранным Богом. Древние евреи были убеждены, что Бог заключил договор (завет) с их предками. В Библии рассказывается, что праотец (патриарх) евреев Авраам, родившийся в месопотамском городе Уре, получил знамение от Бога и наказ вести своих соплеменников в ту землю, которую Бог укажет. Этой землей оказался Ханаан - та его часть, которая позже стала называться Палестиной. Здесь на берегу реки Иордан находилась земля обетованная (обещанная) Богом. Однако эту землю евреям пришлось отвоевывать у тех, кто жил здесь задолго до них, а затем налаживать отношения с соседними странами и народами.

В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города.

2. Борьба с филистимлянами. Мирный труд народа Израиля был прерван нашествием "народов моря" - филистимлян. Библия свидетельствует о том, что древние евреи мужественно отражали нашествие врагов.

Из Библии мы знаем, что одним из героев этой войны был Самсон. Он обладал такой огромной силой, что мог разодрать льва, как козленка. Многотысячное войско филистимлян Самсон разгромил, использовав как оружие ослиную челюсть. Не могли враги одолеть Самсона, но его погубила филистимлянка Далила. Самсон полюбил Далилу. Она же коварно выспросила у него, в чем источник его силы. Самсон признался, что сила его заключена в длинных волосах. Далила позвала филистимлян и приказала коротко остричь спящего Самсона. Вместе с волосами Самсон утратил свою силу. Филистимляне захватили его в плен и ослепили. Заковав его в цепи, они заставили Самсона вращать мельничные жернова. Прошло время... Филистимляне во время своего праздника решили поиздеваться над Самсоном. Они собрались в храме и заставили великана забавлять их. Но у Самсона уже отросли волосы и с ними вернулась его могучая сила. Самсон вырвал два столба, на которых держалась кровля храма. Храм обрушился и погреб под собой героя и его многочисленных врагов.

3. Цари Израиля. Примерно за тысячу лет до н. э. первым царем Израиля стал Саул. Он одержал немало побед над врагами, но в конце концов филистимляне убили царя и его сыновей.

После Саула израильтяне избрали своим царем юношу Давида. В детстве Давид был пастушком. Он прославился тем. что, когда был подростком, победил великана Голиафа. Когда войска царя Саула и филистимлян сошлись на поле брани, перед вражеским войском в медном шлеме, чешуйчатой броне, со щитом и копьем выступил Голиаф. Он вызывал на бой израильтян. Сорок дней никто не решался вступить с ним в единоборство. Наконец появился Давид, выглядевший мальчиком по сравнению с Голиафом.

Давид отказался от воинского вооружения. У него была праща, с помощью которой метали небольшие камни. Давид сказал Голиафу: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Бога воинств израильских". Подросток метнул из пращи камень. Камень попал великану в лоб и поразил его насмерть. Давид отсек Голиафу голову, наступив ногой на его тело. Филистимляне, увидев гибель своего предводителя, обратились в бегство.

Давид оказался талантливым правителем. При нем под властью Израильского царства находились различные народы. Израиль в то время поддерживал дружеские отношения с соседней Финикией. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим. По преданию, этот город был воздвигнут на том самом холме, где праотец Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака, но тот был чудесно спасен.

Давид передал престол младшему сыну Соломону. При Соломоне в израильском царстве воцарились мир и благополучие. Израиль имел выход к Средиземному и Красному морям, контролировал важные торговые пути из Аравии в Египет и в другие страны. В Израиль ввозили драгоценные металлы, предметы роскоши, коней, колесницы, строительные материалы.

Богатства Соломона позволили ему отстроить Иерусалим. В городе был воздвигнут огромный храм. Руководили его строительством финикийские мастера. Иерусалим стал религиозным центром. Израиля, хранилищем еврейских святынь.

После смерти Соломона государство распалось на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то и другое. Позже оба царства были захвачены соседями.

Царь Соломон прославился своей мудростью и справедливостью. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение иногда называют соломоновым.

 

Билет № 13.

1. Пути или формы разложения первобытнообщинного строя.

По мере хозяйственного обособления семей родовая община переставала быть необходимой в качестве производственного коллектива, так как препятствовала развитию частной собственности и в конечном счете росту производительных сил. Производственные отношения уже не соответствовали обогнавшим их производительным силам. В результате борьбы между частнособственническим началом, которое олицетворялось отдельными семьями, и первобытно коллективистским, отстаивавшим старые принципы коллективного производства и уравнительного распределения, кровнородственные связи еще более отделяются от производственных, а родовая община прекращает свое существование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.