Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус таможенного брокера




Физические лица как субъекты таможенного права

Индивидуальными субъектами таможенного права являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, которые пересекают российскую государственную границу и перемещают через таможенную границу товары и транспортные средства. Такие лица юридически считаются наделенными специальной таможенной правосубъектностью.

Все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. При этом груз может перемещаться через таможенную границу как для личного потребления, так и для коммерческих и иных производственных целей. Большинство людей пересекают границу, преследую цель международного туризма, бурно развивающегося в последние годы. Таможенные правила множества стран устанавливают упрощенный порядок таможенного оформления для лиц, въезжающих в страну, при условии, что они не имеют большого количества товар. Если физическое лицо перемещает товары не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, действует льготный порядок исполнения таможенных процедур. Такой порядок характеризуется полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением к товарам мер нетарифного регулирования, упрощенным таможенным оформлением.

Предназначение перевозимых товаров определяется таможенным органом, исходя из их потребительских свойств и количества, частоты перемещения, обстоятельств поездки, отсутствия оснований полагать, что товары перемещаются для коммерческой деятельности. На отдельные категории товаров могут быть установлены количественные ограничения по провозу. Например, лицо может перемещать через границу не более 2 литров алкогольных напитков и 200 штук сигарет. В случае перемещения физическим лицом товаров, предназначенных для коммерческой деятельности упрощенный порядок таможенного оформления заменяется на общий, согласно действующему таможенному законодательству.

Физические лица перемещают товары, не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности и валюту в пределах стоимостных и количественных ограничений через внутренние таможенные границы государств-участников Таможенного союза в упрощенной форме (без письменного декларирования).

 

Таможенный брокер (представитель) определяется ТК РФ как посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ (подп. 17 п. 1 ст. 11).

Институт таможенного брокера имеет исключительно важное значение для таможенного законодательства, что признается всеми развитыми государствами. Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, являющаяся одним из основных международных правовых актов в области таможенного дела, содержит целую главу, посвященную отношениям между таможенной службой и третьими лицами, в том числе таможенными брокерами. В соответствии со стандартным правилом 8.2 данной Конвенции национальное законодательство определяет условия, при соблюдении которых третье лицо может действовать от имени и по поручению заинтересованного лица во взаимоотношениях с таможенной службой и устанавливает ответственность третьего лица перед таможенной службой за уплату пошлин и налогов, а также за любые нарушения.

В первую очередь необходимо отметить существенные изменения в структуре нормативной правовой базы деятельности таможенного брокера.

ТК РФ 1993 г. достаточно подробно регламентировал вопросы деятельности таможенного брокера и контроля за его деятельностью со стороны таможенных органов. Вместе с тем ранее действовавший ТК РФ, устанавливая общие основы деятельности таможенного брокера, содержал положение, согласно которому таможенный брокер осуществлял свою деятельность на основании как этого Кодекса, так и подзаконного акта, утверждаемого Правительством РФ. Кроме того, широким спектром полномочий, связанных с обеспечением деятельности таможенного брокера (порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера, срок ее действия, ведение государственного реестра таможенных брокеров), был наделен ГТК России. Тем самым правовое регулирование деятельности таможенных брокеров осуществлялось нормативными правовыми актами трех уровней: ТК РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами ГТК России.

Большим достоинством нового ТК РФ является то, что его положения сформулированы с учетом практики таможенного администрирования в отношении таможенных брокеров. С учетом имеющегося богатого опыта в данной сфере были закреплены основные требования к порядку деятельности таможенного брокера (представителя) непосредственно в тексте ТК РФ. Он не содержит норм, прямо наделяющих Правительство РФ полномочиями по регулированию деятельности таможенного брокера. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, ограничены установлением порядка ведения Реестра таможенных брокеров (представителей) (ст. 19), а также установлением формы свидетельства о включении в указанный Реестр (п.1 ст. 21), формы решения об отзыве указанного свидетельства (п. 3 ст. 21), формы отчетности таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами (ст. 364 ТК РФ).

Лицо может быть таможенным брокером (представителем) в случае соответствия следующим критериям:

1) таможенный брокер (представитель) должен быть юридическим лицом. Данное требование порождает обязанность данного лица соблюдать все формальности, предусмотренные гражданским законодательством РФ, включая обязанность государственной регистрации и получения соответствующего свидетельства;

2) таможенный брокер (представитель) должен быть российским юридическим лицом. С учетом положений подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ в качестве российского юридического лица рассматриваются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ;

3) таможенный брокер (представитель) должен быть включен в соответствии с установленным порядком в Реестр таможенных брокеров (представителей) и иметь соответствующее свидетельство. Аналогичное требование содержится в ст.19 ТК РФ. Порядок включения лиц в указанный Реестр и получения свидетельства будет изложен ниже.

Применительно к статусу таможенного брокера (представителя) следует обратить внимание на специальную оговорку о том, что казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

Рассматривая указанные выше характеристики таможенного брокера (представителя), следует отметить отмену лицензирования деятельности таможенных брокеров и введение механизма включения лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей). Хотя, в сущности, данный механизм также гарантирует соблюдение разрешительного порядка допуска лиц к деятельности в качестве таможенного брокера (представителя), такое нововведение позволяет как упорядочить нормативную правовую базу лицензирования различных видов деятельности, так и конкретизировать содержание и значение процедуры ведения Реестра таможенных брокеров (представителей).

Деятельность таможенного брокера (представителя) заключается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций в соответствии с ТК РФ. Уточним, что согласно ст.11 ТК РФ под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые при их таможенном оформлении.

Главным нововведением в части содержания деятельности таможенных брокеров (представителей) по сравнению с ТК РФ 1993 г. является изменение гражданско-правовой природы взаимоотношений таможенного брокера (представителя) и клиента. Если в соответствии с таможенным законодательством РФ, действовавшим до вступления в силу нового ТК РФ, такие взаимоотношения строились на основе агентского договора, то сейчас клиент заключает с таможенным брокером (представителем) договор поручения.

Иначе говоря, ранее таможенный брокер мог совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. В соответствии с ТК РФ таможенный брокер (представитель) действует уже от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению.

Поскольку объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ (ст.322 ТК РФ), юридическую ответственность за выполнение требований таможенного законодательства несут лица, указанные в ст.16 ТК РФ. В том случае, если нарушение таможенного законодательства, повлекшее соответствующие санкции, произошло по вине таможенного брокера, лицо, заключившее с ним договор, вправе взыскать с него понесенные убытки в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В связи с изложенным следует отметить ужесточение требований к таможенному брокеру (представителю), в том числе в части размеров сумм обеспечения. Такое ужесточение позволяет более эффективно осуществлять контроль за деятельностью таможенных брокеров (представителей) и сводит к минимуму вероятность появления таможенных брокеров, создаваемых для обслуживания одной-двух внешнеэкономических сделок и исчезающих после выполнения своей задачи.

Как и ранее, взаимоотношения таможенного брокера (представителя) и представляемого лица основываются на положениях публичного договора.

Ведение Реестра таможенных брокеров (представителей) не является новой обязанностью таможенных органов. ТК РФ 1993 г. также предусматривалась такая функция, однако ведение Реестра носило в большей степени информационно-справочный характер и обеспечивало публичный контроль за деятельностью таможенных брокеров.

Теперь же, как указывалось выше, включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) приобрело принципиально новое значение и фактически пришло на смену лицензированию деятельности таможенных брокеров, что было предусмотрено ТК РФ 1993 г. Ранее получение лицензии являлось неотъемлемым условием получения права выступать в качестве таможенного брокера; при этом порядок выдачи такой лицензии устанавливался ГТК России. В соответствии с ТК РФ 2003 г. все правила, связанные с процедурой включения лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей), установлены его положениями.

Указанные положения, связанные с включением лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей), содержатся в ст.140-142 ТК РФ.

Статья 140 ТК РФ устанавливает четыре основных условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей):

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат. Предыдущий ТК РФ допускал получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера при наличии только одного специалиста по таможенному оформлению;

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст.339 ТК РФ. В соответствии с п. 2 этой статьи размер обеспечения уплаты таможенных платежей для таможенного брокера (представителя) не может быть менее 50 млн руб.;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма в соответствии с п.4 ст.140 ТК РФ не может быть менее 20 млн руб.

При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Данное положение целиком соответствует стандартному правилу 8.4 Киотской конвенции, в соответствии с которым уполномоченное третье лицо (в данном случае - таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенной службой.

Для анализа правомочий таможенного брокера (представителя) при совершении соответствующих таможенных операций следует учитывать установленный ТК РФ статус лиц, интересы которых таможенный брокер (представитель) защищает на основе заключенного с такими лицами договора.

Вместе с тем ряд правомочий таможенного брокера (представителя) оговаривается особо. Так, таможенному брокеру предусмотрено право выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом в том случае, когда в соответствии с ТК РФ требуется представление обеспечения их уплаты. Аналогичное положение содержится в ст. 346 ТК РФ, входящей в гл. 31 ТК РФ, которая регламентирует вопросы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Другим существенным правом таможенного брокера (представителя) является право требовать от представляемого лица передачи документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. В числе таких документов могут быть истребованы документы, которые содержат информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также другую конфиденциальную информацию.

Как было отмечено выше, таможенный брокер (представитель) самостоятельно совершает таможенные операции, но действует при этом от имени представляемого лица. Учитывая специфику подобной системы взаимоотношений, необходимо обеспечить полную согласованность действий обеих сторон, гарантировать деятельность таможенного брокера (представителя) на основе исчерпывающей и точной информации. Выполнение таких условий не только создает предпосылки для эффективной и правомерной деятельности таможенного брокера (представителя) и выполнения участниками ВЭД требований таможенного законодательства, но и упрощает порядок разбирательства в случае возникновения конфликтных ситуаций. В подобных ситуациях брокер не сможет сослаться на то, что представляемое им лицо не предоставило в его распоряжение необходимых документов, если такие документы не были им прямо истребованы. Представляемое лицо, в свою очередь, не сможет мотивировать свой отказ предоставить необходимые документы тем, что содержащиеся в них сведения носят конфиденциальный характер.

Действуя в рамках публичного договора, таможенный брокер (представитель) наделен правом устанавливать особые условия договора, помимо тех, которые прямо следуют из норм таможенного законодательства. Так, таможенный брокер (представитель) вправе предоставлять скидки в отношении цены и другие льготы при оказании своих услуг. Однако в случае применения таможенным брокером (представителем) подобных льгот они должны устанавливаться в отношении отдельных категорий представляемых лиц. Таким образом, предоставление льгот по усмотрению таможенного брокера (представителя) в отношении произвольно выбранных лиц недопустимо.

Также таможенный брокер (представитель) вправе устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечить исполнение этим лицом своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством РФ. Как следует из текста данной нормы, подобное требование может устанавливаться таможенным брокером (представителем) в отношении любого лица. При этом положения ТК РФ не возлагают на таможенного брокера (представителя) обязанности обосновывать такое требование.

Положения ТК РФ, относящиеся к обязанностям таможенного брокера (представителя), претерпели существенные изменения по сравнению с аналогичными нормами ТК РФ 1993 г.

Обязанности таможенного брокера (представителя), установленные ТК РФ, обусловлены необходимостью обеспечить выполнение таможенным брокером (представителем) требований таможенного законодательства РФ, гарантировать защиту законных интересов представляемых лиц, а также обеспечить возможности для надлежащего контроля за деятельностью таможенного брокера (представителя) со стороны таможенных органов.

Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении выполняемых таможенным брокером (представителем) таможенных операций, необходимых для помещения товаров под соответствующий таможенный режим или иную таможенную процедуру.

При этом необходимо обратить внимание на то, что факт совершения таможенным брокером (представителем) таких операций не возлагает на него обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также исполнения иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ возлагаются на иных лиц (т.е. на лиц, обязанных совершить таможенные операции для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ, перевозчиков и др.).

На таможенного брокера (представителя) возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. При этом за уплату таможенных платежей, в соответствии с ТК РФ подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Аналогичное положение содержится в ст. 320 ТК РФ, определяющей лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов. Согласно п. 1 данной статьи таможенный брокер (представитель) является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов при декларировании товаров.

В части обеспечения возможности надлежащего контроля за деятельностью таможенного брокера (представителя) таможенными органами на него возлагается установленная обязанность вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях. В связи с изложенным представляется уместным упомянуть об установленной п. 6 ст. 363 ТК РФ обязанности таможенного брокера (представителя) хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции. Понятие "пять календарных лет" означает, что течение пятилетнего срока начинается первого января года, следующего после года, в течение которого совершались таможенные операции.

В тексте нового ТК РФ сохранено положение предыдущего ТК РФ, согласно которому обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом. Иными словами, таможенный брокер (представитель) обязан в полном объеме выполнить все обязанности, которые возложены на него в соответствии с таможенным законодательством, включая ТК РФ 2003 г., вне зависимости от содержания договора с представляемым лицом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.