Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сасанидский Иран




К началу средневековья на территории Ирана существовало парфянское государство. Парфия не была полностью централизованным государством. В областях существовали самостоятельные правители. В 20-х годах III в., когда Парфия была истощена длительной борьбой с Римом, правитель области Парс Арташир поднял восстание и сверг Артабана V (227-229). Завершил создание державы САСАНИДОВ сын Арташира Шапур I (241-272). Существенных отличий от прежней династии не было достаточно долго. Постепенно персидское наречие вытеснило другие диалекты. В государстве развивалась и земледельческая, и кочевая экономика. Важную роль играли города, которые в западной части государства были самоуправляющимися единицами. На протяжении всего сасанидского периода продолжался подъем городов.

Население делилось на две группы: полноправные члены общин и неполноправные, среди последних были и рабы. Община представляла собой агнатическую группу. Группы эти различались по своему юридическому и социальному положению. Кроме того, существовали особые сословия (профессии). В принципе они идентичны индийским варнам. Сословия эти постепенно дробились, но их руководители занимали точно определенное положение в государстве. Постепенно усиливалась родовая верхушка деревни - дехкане.

Государственной религией в стране был зороастризм, центром которого была мысль о постоянной борьбе тёмного и светлого начал, Добра и Зла. Сложный культ совершали в специальных храмах жрецы - хербады и мобады. Храмы Огня владели значительным имуществом- землями, рабами. Религия требовала постоянных приношений, за несоблюдение обрядов назначались разнообразные штрафы. Жрецы полностью контролировали судебную и образовательную системы страны. Протесты против жестокого контроля приняли вид ересей.

В III в. распространилось учение пророка Мани (род. в 215 г., начал проповедовать в 242 г. в Ктесифоне). Пророк пытался основать синтетическую, всемирную религию. Основываясь на разнообразных философских и религиозных учениях, он создал теорию, которая оказала заметное влияние на духовную жизнь средневековья в Европе и в Азии. Мани учил, что люди и существующий мир являются порождениями Зла и что спасение может быть достигнуто лишь в результате освобождения духа от всего материального, земного. Для освобождения света, смешавшегося с тьмой, мир должен погибнуть. Поэтому люди должны отказаться от мясной пищи и вести нравственный образ жизни. Наставникам людей, "избранным", нельзя вступать в брак. Манихейцы первоначально получили поддержку властей, так как шаханшахи стремились ограничить влияние жречества. Однако, когда начались массовые выступления не только против религии, но и против власти, пропаганда манихейства была запрещена, а сам он казнен (276 г.).

В IV в. на значительной части территории страны начался переход от родовых отношений к раннегосударственным. В процессе объединения дехкан вокруг азатов развернулась их социальная борьба с господствующим военно-рабовладельческим сословием. Арташир II (379-383) пытался облегчить положение новой местной власти и издал указ об освобождении крестьянства от податей на 10 лет, но был свергнут. Йездигерд I (399-420) сумел подавить несколько крупных восстаний знати, но в конце концов погиб.

В результате на рубеже V-VI вв. страна переживала острейший социальный кризис: движение Маздака, сына Бамдада, происходившего из жреческого сословия. В основе движения, начавшегося в 488 г., лежала идея закономерности победы светлого начала над темным при непосредственном участии человека. Человек должен активно вмешаться в борьбу со злом ради уничтожения имущественного и социального неравенства. Шаханшах Кавад I в 496 г. был свергнут знатью и духовенством, но в 499 г. сумел восстановить свою власть с помощью эфталитов и дехкан Ирана, принял реформу Маздака и придал ей государственный характер. Маздак стал одним из высших должностных лиц. Последовавшие репрессии усилили влияние радикального крыла маздакитов, Кавад I потерял контроль над ситуацией, влияние перешло к его сыну, Хосрову, происходившему из дехкан. В 528-529 гг. Хосров жестоко подавил движение еще при жизни Кавада. Теперь дехкане были уравнены в правах с родовой знатью, получили возможность собирать крупные земельные наделы. Расширение контроля землевладельцев-дехкан над окрестным населением привело к раздробленности, облегчившей в дальнейшем арабское завоевание. Но учение маздакитов не исчезло, оно воздействовало и на ислам. Восстания под лозунгами Маздака продолжались до IX в.

Хосров I провел военную и административную реформы, окончательно уничтожив прежнее военное сословие. Правитель стал главой армии, в которую отныне активно привлекали дехкан. Однако социально-политическая борьба в государстве не прекращалась. В стране произошло восстание Бахрама Чубина, позднее, в 628 г., был убит Хосров II Парвиз. Хосров I старательно проводил централизацию государства, разделив его на четыре большие части и приблизив центральное управление к местному. Однако новые правители частей государства (останы и марзпаны) вскоре тоже начали стремиться к обособлению.

Налоговая реформа Хосрова I обеспечила постоянные ставки земельных податей в деньгах (хараг) в зависимости не от размеров урожая, а от обрабатываемых площадей и возделываемых культур. Была введена подушная подать (гезит) для всего податного населения (рам). Реформы в целом способствовали формированию особого сословия дабиров - чиновничества.

Сасанидский Иран проводил активную внешнюю политику. Уже Шапур начал войны с Римом на западе и с Кушанским царством на востоке. Однако по договору 298 г. персы были вынуждены передать Риму часть Месопотамии и признать контроль Рима над Арменией. В 387 г. Иран заключил новый договор с Римом, уже о разделе Армении. Бахрам V Гур (421-38) вел трудные войны с восточной империей и эфталитами и притеснял христиан, вызвав восстание в Армении. Йездигерд II и его преемник Пероз вели тяжелые войны на востоке, с эфталитами.

Войны с Византией продолжались с переменным успехом свыше 30 лет. Мир 561 г. сохранил прежние границы. В 563-67 гг. эфталиты были, наконец, побеждены. Из Йемена были изгнаны эфиопы, южная часть Аравийского полуострова перешла под контроль персов. поражения от Византии и ее союзников-тюрок привели к невыгодному миру 591 г. В 602 г. Хосров II возобновил войну с Византией, и она продолжалась до его убийства в 628 г. Преемник Хосрова, его старший сын Кобад Шахруйе принужден был просить мира у Византии. Обе державы за четверть века войн были обескровлены и не смогли противостоять исламскому наступлению. Как оказалось, Иран надолго потерял свою национальную государственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.