КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сопоставление грамматических форм слов
Методические указания. К работе по сопоставлению различных слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100-150 су- ществительных) и названий действий (не менее 20-40 глаголов). Весь речевой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге проделанной работы дети должны научиться изменять существительные, используя окончания единственного (-у, -а, -е(-и), -ом, -ой) и множественного числа (-ы(-и), -ов, -ах, -ами), а также иметь следующий запас глагольных форм: 1) повелительное наклонение 2-го лица единственного числа; 2) инфинитив; 3) изъявительное наклонение настоящего времени (3, 1, 2-е лицо единственное число; 3, 1-е лицо множественное число); 4) прошедшее время 3-го лица единственного и множественного числа. (На данном этапе обучения совершающиеся действия не сопоставляются во времени.) При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах. Если чередование стойко не усваивается, следует взять в работу только формы, доступные для усвоения. Задание 15. Предложить детям подобрать к картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картинок и сказать, чем они отличаются. Например: шар — шары мяч — мячи муха — мухи Задание 16. Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отличаются: дом — домик мяч — мячик шар — шарик еж — ежик ягода — ягодка лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик нос — носик — носище глаз — глаза — глазищи — глазки рука — руки —• ручищи — ручки нога — ноги — ножки — ножищи кот — слон — рот — ротик — котик слоник ротище Задание 17. Провести занятие на сопоставление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов: а) 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения; б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения: лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи — спит — сплю шей —шьет — шью читай — читает — читаю рисуй — рисует — рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою Задание 18. Научить детей изменять формы глаголов, используя сюжетные картинки с конкретным изображением действий. Игровой прием: "Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила": На сюжетной карЧто сказала мама Ответ тинке: дочке: девочки: Девочка спит. Спи. Я сплю. Девочка пьет. Пей. Я пью. Девочка идет. Иди. Я иду. Девочка сидит. Сядь. Я сижу. Девочка ест. Ешь. Я ем. Девочка стоит. Стой. Я стою. Задание 19. Научить детей одни и те же предложения употреблять в утвердительной и отрицательной форме. Я пойду гулять. — Я не пойду гулять. Он поедет на машине. — Он не поедет на машине. Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в лес за грибами. Замечание к проведению задания. Это задание лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно. — Петя, ты хочешь пить? — Да, хочу. — А ты, Вова, хочешь пить? — Нет, не хочу. Задание 20. Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица един-стенного числа этих же глаголов. Вова идет. — Я иду. Таня читает. — Я читаю. Нина шьет. — Я шью. Катя бежит. — Я бегу. Таня пьет. — Я пью. Толя рисует. — Я рисую. Вова льет. — Я лью. Оля ест. — Я ем. Катя спит. — Я сплю. Задание 21, Научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного числа (можно без местоимений). Я пью. — Я гуляю. — Мы пьем. Мы гуляем. Задание 22. Научить детей видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса что делать! Предлагаемый лексический материал Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?)... (собирать грибы). Мальчик копает песок, и нам надо... (копать песок). Мальчик убирает комнату, и нам надо... (убирать комнату). Девочка моет руки, и нам надо... (мыть руки). Мальчик пьет чай, и нам надо... (пить чай). Ната шьет платье, и нам надо... (шить платье). Вова идет в школу, и нам надо... (идти в школу). Задание 23. Сопоставить глаголы единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м1. Я пью. — Ты пьешь — Он пьет. Я ем. — Ты ешь. — Он ест. Я иду. — Ты идешь. — Он идет. Я несу. — Ты несешь. — Он несет. Я стою. — Ты стоишь. — Он стоит. Я сплю. — Ты спишь. — Он спит. Я иду гулять. — Ты идешь гулять. — Он идет гулять. Я мою руки. — Ты моешь руки. — Он моет руки. Я строю дом из кубиков. — Ты строишь дом из кубиков. — Он строит дом из кубиков.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |