Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барт Ролан 41 страница




Барт как раз и полемизирует с подобным пониманием "истины", имея в-виду те случаи в литературоведении, когда произведение рас

сматривается всего лишь как эмпирический эпифеномен, за которым скрывается породившая его субстанциальная "причина" (тэновские "первоначальные силы", плехановский "социологический эквивалент", фрейдовские "комплексы" и т. п.); проникновение в такую "причину" - путем "взлома" произведения - якобы и приводит к постижению его окончательной "истины". Барт же исходит из следующих методологических посылок, утвердившихся в ходе современной "эпистемологической революции": 1) познающий субъект не пассивно запечатлевает преднаходимые "сущности" (сама "сущность" на деле есть не что иное, как взаимопереплетение "атрибутов"), но занимается активной рациональной деятельностью, направленной на освоение объекта; 2) поэтому он не созерцает объект, но включает его в свою деятельность, в различные формы собственного опыта, испытывает в свете определенных - исторически меняющихся - гносеологических установок; 3) в зависимости от этих установок один и тот же объект по-разному раскрывается перед исследователями, придерживающимися разных познавательных парадигм. Таким образом, отвергая субстанциалистскую трактовку "истины", Барт настаивает отнюдь не на непознаваемости, а на познавательной неисчерпаемости объекта и тем самым на существовании не одной, а множества "истин" о нем - истин, являющихся функцией истории, исторического движения человеческого разума. Наконец, определяя литературоведение как "дискурс о дискурсе" (а не об условиях его возникновения), Барт переносит проблему "истины" из сферы внешних "причин", порождающих литературу, в сферу самой литературы как особой смысловой реальности (см. также статью Барта "История или литература?" в наст, сборнике и коммент. к с. 319).

..."спокойной совестью". - См. коммент. к с. 132.

с. 272. "Валидность" (от лат. validus - адекватный, пригодный, имеющий силу). - В психологии валидность - важнейший критерий качества теста, означающий его пригодность для измерения того, что он предназначен измерять (так, тест, пригодный для оценки интеллектуальных способностей, может не годиться для оценки темперамента и т. п.). Понятие "валидности" ("пригодности") широко применяется и в других гуманитарных науках; по Ельмслеву, например, "пригодной" является лишь теория, включающая "ряд предпосылок, о которых из предшествующего опыта известно, что они удовлетворяют условиям применения к некоторым опытным данным", так что мера "пригодности" теории оказывается мерой ее "реалистичности" (см.: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. - В кн.: "Новое в лингвистике", вып. 1. М.: ИЛ, 1960, с. 274-276).

Вместе с тем всякая теория, согласно Ельмслеву, должна отвечать трем "эмпирико-дедуктивным" требованиям: "Описание должно быть свободным от противоречий (самоудовлетворяющим), исчерпывающим и предельно простым. Требование непротиворечивости предшествует требованию исчерпывающего описания. Требование исчерпывающего описания предшествует требованию простоты" (там же, с. 272).

Употребляя термин "валидность", Барт пытается совместить в нем критерий "пригодности" с критерием "внутренней непротиворечивости" ("связности", "когерентности") теории: "пригодным" может быть только "систематический" язык описания. При этом литературоведческая теория (социологическая, психоаналитическая и т. п.) считается валидной

постольку, поскольку адекватно описывает определенный смысловой "срез" произведения (или литературы в целом). Однако, будучи не в силах претендовать на абсолютное исчерпание смысловой полноты литературы, подобная теория ни в коем случае не может считаться "истинной" (т. e. владеющей единственной и окончательной "истиной" о литературном объекте).

с. 273. Алетический - от греч. aletheia - истина.

Литература и значение (Litterature et signification). - Впервые в журнале "Tel Quel", 1964, № 16. Перевод выполнен по изданию: Barthes R. Essais critiques. P.: Seuil, 1964, p. 258-276: Публикуется впервые.

с. 278....благодаря своей "валидности"... - См. коммент. к с. 272.

с. 279....смысл перехода от "ангажированной" литературы... к "абстрактной" литературе... - Под "абстрактной" литературой в 50-е - начале 60-х гг. во Франции понимали творчество авторов ("неороманистов", представителей "театра абсурда"), не стремившихся к непосредственной постановке актуальных социально-политических проблем в своих произведениях.

с. 281. Посмотришь на слова - это язык... - аллюзия на строки из басни Ж. Лафонтена; см. коммент. к с. 226.

с. 282....ее "субстанцию"... - Барт использует предложенное Л. Ельмслевом членение плана содержания семиотических объектов на субстанцию содержания и форму содержания, а плана выражения - на субстанцию выражения и форму выражения. Субстанция содержания - это "аморфная масса мысли", как бы преднаходимая языком. Специфические границы, проводимые в этой субстанции каждым конкретным языком, выделение в ней различных факторов и нахождение различных "центров тяжести" Ельмслев назвал формой содержания. Аналогичным образом субстанцию выражения в естественных языках можно определить как их фонетическую область, а форму выражения - как фонологическую организацию этой области, меняющуюся от языка к языку (см. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. - В кн. "Новое в зарубежной лингвистике. Вып. I". М.: ИЛ, 1960, с. 305 - 318).

с. 284. "Что такое литература?" - См. коммент. к с. 132.

с. 286....литература со спокойной совестью... - См. коммент. к с. 132.

с. 287....психоанализ в виде диссертации Морона. - См. коммент. к с. 267.

с. 288. В подлиннике: "tout "non-sens" n'est jamais, a la lettre, qu'un "contre-sens""; слов, которые были бы эквивалентны выражению "нечто, противное смыслу", в оригинале нет. - Прим. ред.

с. 293....в беккетовском "Годо". - Имеется в виду пьеса одного из создателей "театра абсурда" Сэмюэля Беккета (род. в 1906) "В ожидании Годо" (1952).

...известная "белизна" письма. - См. коммент. к с. 132.

Риторика образа (Rhetorique de l'image)

- Впервые в сб. "Communications", 1964, № 4, р. 40-51. Перевод выполнен по указанному изданию. Публикуется впервые.

с. 304....молчание бога не позволяет сделать выбор между различными знаками... - Аллюзия на работу Л. Гольдмана "Бог сокровенный" (см. коммент. к с. 66), где трагическая ситуация определяется через этическую равноценность возможных для героя способов поведения.

с. 305....панический "трепет смыслов". - Слово "панический" происходит от имени бога Пана, который был способен криком ввергать нарушителей своего покоя в ужас; см. также с. 259-260 наст. издания.

с. 313....наша психея... структурирована наподобие языка. - Речь идет о гипотезе Ж. Лакана; см. с. 590 наст. издания.

с. 317....из всех метабол. - О метаболах см.: Дюбуа Ж. и др. Общая риторика М.: Прогресс, 1986.

Критика и истина (Critique et Verite).

- Перевод, выполненный по изданию: Barthes R. Critique et Verite. P.: Seuil, 1966, впервые напечатан (с сокращениями) в кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987, с. 349-387. В настоящем издании публикуется полный, заново отредактированный текст перевода.

с. 319. "Новая критика" - условное название, под которым принято объединять ряд литературоведческих направлений (экзистенциализм, "тематическая критика", социологизм, структурализм и др.), сформировавшихся во Франции в 50-60-е гг. в противовес "старой", "университетской" (позитивистской) критике (см. статьи Барта "Две критики" и "Что такое критика?" в наст. изд.) и опирающихся на методы современных гуманитарных наук (лингвистика, семиотика, антропология, социология, психология).

Разница между "старой" и "новой" критиками сводится в основном к следующему. Позитивизм был уверен в существовании однозначной "истины" произведения ("...можно вполне трезво предсказать, что со временем установится полное согласие относительно определений, содержания и смысла произведений" - Лансон Г. Метод в истории литературы. М.: Товарищество "Мир", 1911, с. 45), которую якобы можно установить с помощью редуцирующего каузально-генетического метода, стремящегося свести литературу к совокупности тех или иных детерминирующих ее факторов (биологических, социально-исторических, биографических и т. п.). Такая редукция смысла к его детерминантам получила название "объяснительной процедуры". Что касается "новой критики", то в целом отнюдь не отвергая генетический метод как таковой, она сделала акцент на самом смысле, которым является произведение, подчеркнув его символическую многозначительность, то есть неисчерпаемость заложенных в нем смысловых инстанций. Соответственно, задача "новой критики" - не в экспликации явных значений текста, а в эксплицировании его неявных смысловых пластов. Ожесточенность полемики между Пикаром и Бартом прямо вытекает из различного понимания самих целей литературоведения как науки.

с. 324. Г-н де Норпуа, Бергот - персонажи романического цикла М. Пруста "В поисках утраченного времени" (издан в 1913-1927).

с. 325. Тератология - часть медицины, изучающая аномалии и уродства живых существ.

с. 327....от той степени строгости, с которой он применит избранную им модель к произведению. - См. коммент. к с. 272.

с. 331....следуем ли мы за Фрейдом или... за Адлером... - Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), начинавший как последователь 3. Фрейда, впоследствии отверг пансексуализм и биологизм своего учителя, выдвинув тезис об общественной обусловленности психики человека (см.: Адлер А. Индивидуальная психология. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986).

с. 334. Жюльен Бенда (1867-1956) -французский литератор, выступивший (в книге "Предательство интеллигентов", 1927) в защиту "интеллектуализма", против любых форм интуитивизма.

с. 336....пассеистского жаргона... - Пассеист (от франц. le passe прошлое) - сторонник возврата к прошлому, противник прогресса.

с. 338. Кризаль - персонаж комедии Ж.-Б. Мольера "Ученые женщины" (1672), с позиций житейского "здравого смысла" отвергающий всякую ученость как бесполезное мудрствование.

с. 339....к тому Мраку Чернильницы, о котором говорил Малларме... С. Малларме противопоставлял бездонную многосмысленность поэтического слова ("Мрак Чернильницы") тому слою его явных, сугубо поверхностных значений, усвоением которого довольствуется "толпа" (см.: Mallarme S.?uvres completes. P., Gallimard, 1945, p. 383).

с. 339. Да неужели же я существую до своего языка? и далее. - Барт здесь опирается на языковую теорию французского психоаналитика Жака Лакана (1901 - 1981); см. коммент. к с. 366.

с. 343. Жизель, Альбертина, Андре - персонажи романического цикла М. Пруста "В поисках утраченного времени".

с. 344. Люсьен Февр и Мерло-Понти заявили о нашем праве постоянно переделывать историю истории. - Под "переделкой" здесь понимается та смена научных "картин мира", которая сама происходит под действием истории, создающей все новые и новые исследовательские "языки", ценностно-познавательные установки, предоставляемые в распоряжение ученого эпохой, в которую он живет и т. п. Наряду с Л. Февром и М. Мерло-Понти, методологическое обоснование подобной "переделки" дал и французский философ-герменевтик Поль Рикёр (род. в 1913), чья работа "История и истина" (1955) оказала влияние на статью "Критика и истина" Р. Барта.

с. 348....правила... подвергаются "сожжению" (в обоих смыслах этого слова). - Французский глагол bruler означает "жечь" и "разоблачать".

с. 351....как это видно из теории четырех смыслов. - Согласно этой средневековой теории, Иерусалим, например, в буквальном (историческом) смысле означает город в Иудее, в аллегорическом - христианскую церковь, в моральном - душу верующего, а в анаго

гическом (возвышенном, мистическом) - царствие небесное. Изложение схемы четырех смыслов (или четырех толкований) см., например, в письме Данте к Кан Гранде делла Скала (Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968, с. 387).

с. 352....писатели держат сторону Кратила, а не Гермогена. - В противоположность Кратилу (персонажу одноименного диалога Платона), убежденному в том, что "существует правильность имен, присущая каждой вещи от природы", его оппонент Гермоген утверждал, что "ни одно имя никому не врождено от природы, оно зависит от закона и обычая тех, кто привык что-либо так называть" (Платон. Кратил, 383а, 384 d).

с. 357. Наряду с языковой способностью, постулированной Гумбольдтом и Хомским... - Поясняя понятие языковой способности, В. Гумбольдт писал: "Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем" (Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984, с. 313-314). В концепции американского языковеда Наума Хомского (род. в 1928) языковая способность (компетенция) - это заложенное в человеке "знание" языка, "абстрактная система, лежащая в основе поведения, система, состоящая из правил, которые взаимодействуют с целью задания формы и внутреннего значения потенциально бесконечного числа предложений" (Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 89).

с. 358. Берма - персонаж романического цикла М. Пруста "В поисках утраченного времени", актриса. О посещении героем представления "Федры" с Берма в главной роли рассказывается в начале романа "У Германтов".

с. 359....отправная точка анализа, горизонтом которого является язык. - См. коммент. к с. 366.

с. 362....во времена Лотреамона. - Барт имеет в виду стихию фантасмагории, заполняющую "Песни Мальдорора" французского писателя Изидора Дюкасса (1846-1870), выступившего под псевдонимом "граф Лотреамон".

с. 366....любое письмо... указывает не на внутренние атрибуты субъекта, но на факт его отсутствия и далее. - В этих рассуждениях Барт опирается на учение видного французского психолога, создателя структурного психоанализа Жака Лакана (1901 -1981). Основные положения этого учения вкратце сводятся к следующему.

Психический аппарат человека, по Лакану, включает в себя три инстанции - реальное (le reel), воображаемое (l'imaginaire) и символическое (le symbolique).

Реальное. Характеризуя психическое становление индивида, Лакан исходит из факта первичной неотчлененности "я" ребенка от окружающего мира - факта, известного еще в прошлом веке (так, А. А. Потебня в работе "Мысль и язык" (1862) писал: "На первых порах для ребенка еще все - свое, еще все - его я; хотя именно потому, что он не знает еще внутреннего и внешнего, можно сказать и наоборот, что для него вовсе нет своего я....исходное состояние

сознания есть полное безразличие я и не-я". - Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976, с. 170). По Лакану, "мир" для ребенка в первую очередь отождествляется с телом Матери и персонифицируется в нем, а потому выделение из этого мира (отделение от материнского тела), образование субъективного "я", противопоставляемого объективируемому "не-я", оказывается своего рода нарушением исходного равновесия и тем самым - источником психической "драмы" индивида, который, ощущая свою отторгнутость от мира, стремится вновь слиться с ним (как бы вернуться в защищенное материнское лоно). Таким образом, первичной движущей силой человеческой психики оказывается нехватка (le manque-a-etre), "зазор", который индивид стремится заполнить. Это стремление Лакан обозначил термином потребность (le besoin). Сфера недифференцированной "потребности", настоятельно нуждающейся в удовлетворении, но никогда не могущей быть удовлетворенной до конца, и есть реальное. "Реальное" властно заявляет о себе в каждый миг существования индивида (в этом смысле оно всегда "здесь"), но вместе с тем находится по ту сторону всякой рациональности и потому не может быть уловлено ни в процессе психоаналитического сеанса (Лакан выводит "реальное" за пределы научного исследования), ни в процессе субъективной саморефлексии: оно "вне игры".

Воображаемое. По Лакану, это тот образ самого себя, которым располагает каждый индивид, его личностная самотождественность, его "Я" (Moi). Формирование "воображаемого" происходит у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев - на стадии, которую Лакан назвал "стадией зеркала": именно в этот период ребенок, ранее воспринимавший собственное отражение как другое живое существо, пытавшийся его потрогать, лизнуть или просто заглянуть за зеркало, начинает отождествлять себя с ним (что выражается в необычайном оживлении, смехе, мимике и т. п.). Таким образом, процесс формирования "воображаемого" оказывается оборотной стороной процесса разрыва индивида с внешним миром, с телом Матери. Важнейшая функция "воображаемого" психическая защита индивида: "воображаемое" подчиняется не "принципу реальности", а логике иллюзии: оно создает такой образ "Я", который устраивает индивида и играет экранирующую роль как по отношению к объективной действительности, так и по отношению к тем образам этого индивида, которые существуют в сознании его партнеров по коммуникации "других"; в этом смысле "воображаемое" есть область "незнания", заблуждения человека относительно самого себя. Недифференцированная "потребность", характеризующая уровень "реального", будучи спроецирована в сферу "воображаемого", конкретизируется в форме желания (le desir), управляемого принципом удовольствия/неудовольствия и ориентированного на эмпирические объекты. При этом диалектика "желания" такова, что его удовлетворение (например, утоление жажды) приводит к исчезновению самого желания, то есть первичного жизненного импульса; такое удовлетворение равносильно смерти, поэтому для поддержания жизни необходимо возникновение все новых и новых объектов желания. Однако подлинной потребностью человека является, по Лакану, не само по себе стремление к овладению этими объектами, а стремление к слиянию с миром: слиться же с миром - значит получить признание с его стороны, быть любимым (хвалимым и т. п.) другими людьми

(так, ребенок, выпрашивающий у матери сладости, на самом деле требует ее внимания, ласки): подлинное желание человека состоит в том, чтобы другой его желал, в нем нуждался и т. п.; он хочет сам быть "объектом", которого не хватает партнерам по социальной коммуникации, хочет быть причиной "желания" с их стороны (см. Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966, р. 181, 268). Таким образом, выявляется принципиальная зависимость индивида от окружающих его людей, обобщаемых Лаканом в понятии Другого, носителя "символического". Символическое. По Лакану, это совокупность социальных установлений, представлений, норм, предписаний, запретов и т. п., которую ребенок застает готовой при своем рождении и усваивает по большей части совершенно бессознательно; "символическое", будучи "порядком культуры", выполняющим регуляторную функцию, как раз и персонифицируется в фигуре Другого или Отца, поскольку именно через Отца ребенок впервые приобретает навыки культурного существования, то есть усваивает социальный Закон. "Символическое" - это область сверхличных, всеобщих, социокультурных смыслов, задаваемых индивиду обществом; это, следовательно, область бессознательного. Отсюда - радикальный пересмотр Лаканом классического понятия "субъекта". Если в рамках картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания (ср. Cogito ergo sum) и как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект (le sujet) предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических структур и как точка приложения сил бессознательного: не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе "субъект" есть "ничто" (rien), некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда - постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и "Я" (Moi) как носителем "желания", то есть между "символическим" и "воображаемым". "Символическое" стремится полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собственный нарциссический образ, то есть, подставив "Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это "речь Другого", но это такая речь, которая постоянно редактируется "воображаемым": "Бессознательное - это глава моей истории, которая отмечена пробелом или обманом, это глава, подвергшаяся цензуре" (Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966, p. 259). При этом бессознательное рассматривается Лаканом в качестве своеобразного языка, ибо символическое организовано по тем же законам, что и естественные языки ("бессознательное структурировано как язык"): в нем можно выделить сферу означающих и означаемых, язык и речь, парадигмы и синтагмы, законы метафорического переноса и метонимического смещения и т. п. Вместе с тем следует иметь в виду существенное отличие "языка бессознательного", с которым имеет дело психоанализ, от естественных языков, с которыми имеет дело лингвистика как таковая, - отличие, на которое указал, в частности, Э. Бенвенист: бессознательная символика является одновременно "и подъязыковой и надъязыковой. Подъязыковой она является потому, что источник ее расположен глубже, чем та область,

в которой благодаря воспитанию и обучению закладывается механизм языка. В ней используются знаки, не поддающиеся членению и допускающие многочисленные индивидуальные вариации... Эта символика является надъязыковой вследствие того, что в ней используются знаки очень емкие, которым в обычном языке соответствовали бы не минимальные, а более крупные единицы речи" (Бенвенист Э. Заметки о роли языка в учении Фрейда. - В кн.: Бенвенист Э. Общая лингвистика, М.: Прогресс, 1974, с. 125-126).

В заключение следует отметить решительное стремление Лакана к дебиологизации психоанализа, то есть к устранению фрейдовского пан-сексуализма. Вынося за пределы исследования все собственно биологические потребности, Лакан соотносит душевную жизнь индивида не с физиологическими импульсами организма, а с ценностями, эталонами и символами культуры, рассматривает бессознательное не как нечто стихийное (фрейдовское "оно"), а как упорядоченную область, где происходит социализация личности.

с. 370....согласно Лукачу, Рене Жирару и Л. Гольдману... - Имеются в виду следующие работы: "Теория романа" (Die Theorie des Romans. Berlin, 1920) Д. Лукача, книга Р. Жирара "Романтическая ложь и романическая правда" (Mensonge romantique et verite romanesque. P.: Grasset, 1961) и названная Бартом статья Л. Гольдмана "Введение в проблемы социологии романа", входящая в его книгу "Социология романа" (Pour une sociologie du roman. P.: Gallimard, 1964).

с. 373....апофатический риск. - Апофансис (греч. apophansis утверждение) - суждение, в котором посредством утверждения или отрицания полагается что-либо как существующее или несуществующее.

с. 374....Пруста, любителя чтения и подражаний. - Аллюзия на сборник М. Пруста "Пастиши и смесь" (Pastiches et melanges, 1919),. где автор воспроизводит стилистическую манеру ряда крупных французских литераторов. В эту книгу входит и эссе Пруста "О чтении".

От науки к литературе (De la science a la litterature) - Впервые под названием "Science versus literature" в газете "Times Literary Supplement", 1967, 28 сентября. Перевод выполнен по изданию: Barthes R. Le bruissement de la langue. P.: Seuil, 1984, p. 13-20. Публикуется впервые.

с. 375....язык, благодаря своим обязательным категориям... - Об "обязывающей" власти языка, стремящегося подчинить любого говорящего своим нормам и правилам, писал еще в начале XIX в. немецкий философ Фридрих Шлейермахер (1768-1834); см.: Fr. Schleiermacher's samtliche Werke, Abt. 3. Zur Philosophie, Bd 2. Berlin, 1838, S. 213. Аналогичная мысль была подробно развита в XX столетии американским лингвистом и этнологом Францем Боасом (1858-1942) и Романом Якобсоном (1896-1982), на которых непосредственно опирается Барт. Ср.: "Таким образом, основное различие между языками состоит не в том, что может или не может быть выражено, а в том, что должно или не должно сообщаться говорящими". "Грамматика воистину ars obligatoria..., поскольку она обязывает говорящего принимать решения типа "да - нет". Как неоднократно указывал Боас, грамматические значения данного языка направляют внимание говоря

щего коллектива в определенную сторону и благодаря своему обязательному принудительному характеру оказывают влияние на поэзию, верования и даже на философское мышление" (Якобсон Р. Взгляды Боаса на грамматическое значение. - В кн.: Якобсон Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985, с. 233-234).

с. 376....рамки классицизма и гуманизма. - Имеется в виду "гуманизм" ренессансного и картезианского типа, превращающий изолированного "субъекта" в решающую инстанцию социокультурного процесса и игнорирующий тот факт, что на самом деле этот субъект является результатом проекции социокультурных, исторически возникающих ценностей.

с. 377....согласно определению Романа Якобсона. - См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. - В кн.: "Структурализм: "за" и "против"". М.: Прогресс, 1975.

с. 380....театрально или фантазматически... - Согласно Лакану, "театральность" есть такой способ "разыгрывания" индивидом собственного "Я" (Moi) перед "другими", при котором он способен контролировать собственное "воображаемое", согласовывать его с требованиями "символического"; "фантазм", по Лакану, это способ придать "желанию" приемлемую, с "символической" точки зрения, форму, это "нормальный" разрыв между реальностью и "воображаемым", "экран незнания"; см. также коммент. к с. 366.

...в научном дискурсе, из которого ученый объективности ради самоустраняется... - По Барту, претензии ученого-позитивиста на "научную объективность", то есть презумпция "беспредпосылочности" научного знания, представляют собой характерную форму "фантазма", основанного на стремлении индивида скрыть от самого себя социокультурные, идеологические установки, направляющие его познавательную деятельность и определяющие "картину мира", из которой он неосознанно исходит.

Смерть автора (La mort de l'auteur).

- Впервые в журнале "Manteia", 1968, № V. Перевод выполнен по изданию: Barthes R. Le bruissement de la langue. P.: Seuil, 1984, p. 61-68. Публикуется впервые.

с. 387....так же как "я" есть всего лишь тот, кто говорит "я". - Ср.: "Какова же та "реальность", с которой соотносится (имеет референцию) я или ты? Это исключительно "реальность речи", вещь очень своеобразная. Я может быть определено только в терминах "производства речи" ("locution"), a не в терминах объектов, как определяется именной знак. Я значит "человек, который производит данный речевой акт, содержащий я". Данный речевой акт по определению является единственным и действительным только в своей единственности....Но параллельно нужно рассматривать я и как единовременный акт производства формы я (instance de forme). Форма н с языковой точки зрения существует только в том акте речи, в котором она высказывается.

Таким образом, во всем этом процессе налицо два совмещенных единовременных акта: акт производства формы я как реферирующего (referent) и содержащий это я речевой акт как реферируемое (refere)" (Бенвенист Э. Природа местоимений. - В кн.: Бенвенист Э.

Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974, с. 286). Местоимение "я" таким образом, относится к категории "шифтеров", принадлежащих к языковому коду (где "я" противопоставлено "ты" как "отправитель сообщения" его "получателю") и в то же время отсылающих к содержанию данного конкретного высказывания (см.: Якобсон Р. О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол. - В кн.: "Принципы типологического анализа языков различного строя". М.: Наука, 1972).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.