Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От утопии к науке




Почти дословно так и говорит Годскин в том месте, о котором Маркс заметил: «Здесь, наконец, правильно схва­чена природа капитала»[223]. Это значит: здесь есть понима­ние капитала как общественного отношения, которое сво­дится к эксплуатации наемного труда.

Эту «речь» можно продолжить примерно так. Вы, гово­рят социалисты буржуазным политикоэкономам, утверж­даете, что без капитала труд не может производить. Но ведь в вашем представлении капитал — это вещь: машины, сырье, запасы. В таком случае капитал совершенно мертв без нового живого труда. Как же капитал может претендо­вать на прибыль, на долю созданной трудом стоимости, если он только вещь? Значит, он претендует не как вещь, а как некая социальная сила. Что это за сила? Это част­ная капиталистическая собственность. Лишь в качестве частной собственности, выражающей определенное устрой­ство общества, капитал приобретает власть над трудом. Рабочему надо есть и пить, а для этого ему надо работать. Но работать он может только с разрешения капиталиста, при помощи его капитала.

Маркс вкладывает в уста пролетарским противникам буржуазных политикоэкономов следующую тираду: «Труд есть единственный источник меновой стоимости и единст­венный активный созидатель потребительной стоимости. Так говорите вы. С другой стороны, вы говорите, что капи­тал — это все, а рабочий — ничто, или что рабочий пред­ставляет собой просто одну из статей издержек производ­ства капитала. Вы сами себя опровергли. Капитал есть околпачивание рабочего — и больше ничего. Труд есть все»[222].

Социалисты принимали трудовую теорию стоимости в том виде, какой ей придал Рикардо. Они доводили до ло­гического конца и основной вывод из нее. Стоимость това­ров создается только трудом. Следовательно, прибыль капиталиста и рента лендлорда представляют собой прямой вычет из этой стоимости, естественным образом принадле­жащей рабочему. Сделав этот вывод, они увидели в клас­сической политэкономии противоречие: как же она может, основываясь на таких принципах, считать в то же время естественной и вечной систему капитализма, эксплуатацию труда капиталом?

У английских экономистов-социалистов имеются и дру­гие важные научные заслуги. Они ближе, чем Рикардо, по­дошли к пониманию прибавочной стоимости как всеобщей формы дохода на капитал. Они первыми выступили против буржуазно-апологетической теории рабочего фонда. Одна­ко критика буржуазной политэкономии социалистами со­держала существенные слабости, отражавшие историче­скую ограниченность и утопизм их взглядов. Если Смит и Рикардо видели в капитализме осуществление естествен­ных и вечных законов, то социалисты — нарушение этих самых законов. Они, как и буржуазные классики, опира­лись на унаследованные от XVIII в. идеи естественного права, но только по-своему толковали это право. Такой социализм мог быть только утопическим.

Подобно Оуэну, эти авторы считали, что обмен между трудом и капиталом происходит в нарушение закона тру­довой стоимости. Они справедливо отвергали экономиче­ское обоснование прибыли буржуазной наукой, но не мог­ли дать вместо этого подлинно научный анализ. Поскольку прибыль на капитал не умещалась в их системе в рамки «естественных» экономических законов, им приходилось для объяснения прибыли обращаться к насилию, обману и другим неэкономическим факторам. Вследствие этого и обоснование смены капитализма социалистическим строем приобретало у них во многом этический характер: должна, мол, быть восстановлена справедливость. Суть справедли­вости заключалась в том, что рабочий должен получать полный продукт своего труда.

Этому «полному (неурезанному) продукту труда» бы­ла суждена долгая жизнь. Требование это с самого на­чала было утопическим: даже в развитом социалистическом обществе трудящиеся не могут получать «полный продукт» в свое личное потребление, так как тогда не оста­валось бы средств на накопление, общественные нужды, содержание аппарата управления, престарелых, малолет­них и т. п. Суть дела при капитализме заключается в на­личии особого класса эксплуататоров, безвозмездно при­сваивающего прибавочный продукт, а не в том, что рабочие не получают полный продукт труда. Тем не менее в 20-х и 30-х годах XIX в. этот лозунг имел прогрессивное значе­ние, так как содействовал борьбе рабочего класса, которая только еще начиналась. Другое дело — через полвека, ко­гда Марксу пришлось критиковать германскую социал-де­мократию за использование в совсем других условиях этого утопического, ненаучного лозунга.

 

Ко времени переезда Маркса в Анг­лию (1849 г.) британская социалистическая литература насчитывала три десятилетия и была представлена многочисленными сочинениями. Маркс продолжал в последующие годы ее пристальное изучение, начатое им в Брюсселе. Труды этих английских социали­стов, как и идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна, образуют то наследие предшествующих мыслителей, которое было ис­пользовано Марксом при создании его революционного учения об обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.