Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в новейшее время




Тема 2

Тема 1

Екатеринбург

Программа дисциплины

История стран Азии и Африки В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

 


 

 

Составитель:

Бабинцев Владимир Алексеевич

к. и. н., доцент кафедры новой и новейшей истории

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

 

 

 

© Уральский государственный университет, 2006.

© Бабинцев В. А., 2006.


I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины – изучение основных тенденций исторического развития стран Азии и Африки с 1918 до наших дней.

2. Задачи дисциплины:

– рассмотреть эволюцию традиционных обществ в контексте формирования мировой цивилизации как глобальной системы;

– исследовать перспективы развития демократии и «государства всеобщего благоденствия» на Востоке;

– показать место Востока в мировой системе международных отношений;

– выявить специфику исторического развития основных социо-культурных локусов афро-азиатского мира;

– обозначить глобальные и региональные проблемы современности.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Основой для данной дисциплины являются курсы Новой истории стран Азии и Африки, истории России, экономики и политологии. В свою очередь, данная дисциплина служит основой для спецдисциплин, направленных на углубленное изучение проблем современной истории.

4. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен получить представление об основных проблемах исторического развития Востока в XX – начале XXI века (в экономической, политической, духовной сферах, области международных отношений), а также понимать афро-азиатские аспекты проблем, стоящих перед мировым сообществом.

5. Методическая новизна курса. В основе лекционного курса лежит диалогическая концепция цивилизации и сравнительно-исторический подход, позволяющие показать основные тенденции эволюции восточных обществ в контексте формирования мировой цивилизации в XX – начале XXI века и, одновременно, своеобразие исторического развития отдельных стран.

 


II. Содержание курса

Проблемы модернизации и вестернизации восточных обществ в контексте формирования мировой цивилизации как глобальной системы

Сущность и основные черты вестернизации традиционных обществ Востока, её принципиальное отличие от эндогенной (естественно-исторической) модернизации. Исторические корни феномена вестернизации. Умеренно-либеральные и радикально-националистические формы вестернизации в истории XX века.

Исторические формы реакции традиционных структур на противоречия и тупики вестернизации. Опыт и перспективы незападных моделей модернизации. Государство всеобщего благосостояния как критерий и итог модернизации.

Диалогическая концепция цивилизации. Норберт Элиас о «процессе цивилизации». Проблема генотипа восточных цивилизаций. Место и роль локальных культур в процессе формирования мировой цивилизации как глобальной системы.

 

1. Китайская республика (1918–1949).

Режим дуцзюната: его политический, экономический и культурный аспекты. Изменение внутреннего и международного положения Китая под влиянием первой мировой войны и революции в России.

Национальный подъем в Китае («Движение 4 мая» 1919 г.), эволюция суньятсенизма, становление коммунистического движения. Формирование революционной базы на Юге, создание единого фронта ГМД и КПК. Китайская революция 1925–1927 гг.: основное содержание, результаты, оценки и историография.

Нанкинское десятилетие чанкайшистского режима (1927–1937): централизаторская политика ГМД, особенности реализации этатистской экономической модели, тупики аграрного курса, формирование монопартийной государственно-бюрократической системы. Советские районы Китая и КПК в условиях второй гражданской войны.

Японская агрессия в Китае, начало войны сопротивления, воссоздание единого фронта ГМД и КПК и проблемы взаимодействия основных политических сил страны в годы освободительной войны. Идеологическая и политическая эволюция гоминьдановского режима в период антияпонской войны. КПК в яньанский период.

Гоминьдановский режим и КПК на заключительном этапе второй мировой войны. VII съезд КПК и проблема «новодемократической» альтернативы. Гражданская война 1946–1949 гг., причины поражения Гоминьдана.

2. Китайская народная республика (с 1 октября 1949 г.).

Смена ориентиров: от «новой демократии» к советской модели. Проблема национализации, «народные руководители». Аграрная реформа и судьба помещиков.

Первая пятилетка КНР (1953–1957). Индустриализация, форсированное кооперирование. Теоретические искания маоизма. «Большой скачок» и его крах 1958–1969 гг. период «урегулирования» 1961–1965 гг. – усиление прагматической тенденции в руководстве КНР. «Великая пролетарская культурная революция» 1966–1976 гг. как попытка реванша маоизма. Мао Цзэдун, левые радикалы и торжество военно-бюрократической диктатуры. Маоизм и конфуцианство. Банкротство маоистского варианта модернизации. Смерть Мао, разгром «банды четырех» и кристаллизация нового курса 1976–1978 гг.

Дэн Сяопин и программа «четырех модернизаций». Деколлективизация сельского хозяйства, система подворного подряда: достижения и пределы эффекта в 1978–1984 гг. децентрализация управления экономикой. Новый подход к национальной буржуазии. Проблемы приватизации госсектора. Проблема правового обеспечения частного предпринимательства. Идея «одно государство – два строя», особые экономические зоны. Внутриполитическая борьба по вопросам трансформации Китая. «Постановление ЦК по некоторым вопросам истории КПК» 1981 г. проблема демократизации политической системы. События «4-го июня» 1989 г. варианты интерпретации «китайского пути»: строительство «социализма с китайской спецификой» или эволюция в сторону восточно-азиатской модели развития. «Красное конфуцианство» и курс на «социалистическую рыночную экономику». Перспективы авторитарно-плюралистической модели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.