КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. На главную страницу учебника | На главную страницу курса
На главную страницу учебника | На главную страницу курса
Пожалуй, никогда в истории человечества интерес к своему будущему не был так пронзительно актуален, как в начале XXI века. Над глобальными проблемами, связанными с термоядерной угрозой, распространением терроризма, экономическим кризисами и экологическими катастрофами, с разрушением духовной культуры и утверждением жесткого прагматизма сейчас уже размышляют не только политики, экономисты и ученые. Отмечен массовый интерес к проблемам выживания человечества и преодоления кризиса современной цивилизации. Сам термин цивилизация постоянно сопровождает современного человека в его повседневной жизни. Он встречается на страницах газет, журналов, в радио- и телепередачах. Понятие цивилизация стремительно вошло в сознание современного человека. И вполне закономерна серия вопросов. Что такое цивилизация? Каким образом в бурном потоке мировой истории рождались и умирали цивилизации? Какие типы цивилизаций создало человечество? Как долог путь из варварства в цивилизацию? Какие ловушки подстерегают человека на этом пути? Почему цивилизации погибают? Как можно распорядиться оставленным нам наследством? Курс История мировых цивилизаций, который сравнительно недавно появился в учебных программах, позволяет в какой-то мере ответить на эти вопросы. Автор настоящего учебника стремилась показать, как человек, став человеком, от разрозненных мелких общностей, постоянно враждовавших между собой, двигался к единому всемирному обществу. И в этом процессе можно выделить определенные цивилизационные этапы. Им соответствует уровень технологического и экономического способа производства, политического строя, общественных отношений, ментальности, духовных ценностей и идеалов. Основным критерием выделения этих этапов является вклад человека в изменение окружающей среды, в развитие социальных отношений, материальной и духовной культуры. Таким образом, каждая цивилизация отражает представление о человеке, обществе и государстве. Все типы цивилизаций, созданных человеком, в их хронологической последовательности и исторической преемственности, составляют историю человечества. Цивилизационный подход позволяет рассматривать мировую историю как историю мировых цивилизаций. В учебник включены материалы о природных сообществах, цивилизациях древнего Востока, Античной, Средневековой, Прединдустриальной, Индустриальной и Постиндустриальной цивилизациях. Создавая образ каждой цивилизации, автор учебника использовала стадиальный и локальный подходы. При стадиальном подходе цивилизация рассматривается как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии. Локальный подход позволяет более пристально рассмотреть большие исторически сложившиеся общности, которые занимали определенную территорию и имели свои особенности экономического, социального и культурного развития. Цивилизации в этом случае рассматриваются как сложные системы, в которых взаимодействуют разные компоненты географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, нормы поведения людей. Индивидуальность той или иной цивилизации определялась тем, как осуществляется взаимодействие разных компонентов, какие из них задают тон историческому развитию и прогрессу. Сочетание обоих подходов стадиального и локального открывает возможность не только выявить общие законы развития человечества, но и показать индивидуальный облик каждой цивилизации, в том числе уникальность ее вклада в генотип человеческого общества. Таким образом, в данном учебнике ставятся четыре основных задачи: показать единство всемирного цивилизационного процесса; отразить индивидуальный, уникальный облик мировых цивилизаций; помочь обучаемым освоить основные исторические понятия, категории, событийный аспект истории мировых цивилизаций; дать преподавателю систематизированные материалы, позволяющие более углубленно проводить занятия по курсу История мировых цивилизаций. История Российской цивилизации в учебнике не рассматривается, т.к. этот материал изучается, как правило, в самостоятельном курсе по отечественной истории. Учебник является частью подготовленного автором учебно-методического комплекса по курсу История мировых цивилизаций и предназначен для студентов и преподавателей гуманитарных (не исторических) факультетов высших образовательных учреждений. Материалы учебника могут быть также использованы при изучении и преподавании курсов всеобщей истории в ВУЗах и колледжах гуманитарного профиля.
Раздел 1. Теория и предыстория цивилизаций Глава 1. Теории цивилизаций в зеркале истории мировых цивилизаций На главную страницу учебника | На главную страницу курса
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |