КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Письмо матери
ЮБИЛЕЙ НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ
Сергей Есенин 1895-1925
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, — Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Осень 95-го. К столетию Есенина на Тверском бульваре открывают памятник. Тепло, солнечно. Официальные речи уже отговорили, начальство уехало, народ стихийно разбивается по кучкам, расходиться не хочется, хочется поговорить. Главная тема: как убили Есенина. — Они, значит, позвонили в номер, он открыл, они на него... — Ну, сразу не вышло, он сопротивлялся. — Еще как! Он же невысокий был, но так крепкий, сильный. Рассказчик показывает, как Есенин бил с правой, затем с левой, как потом закрывал лицо согнутыми в локтях руками. — Он так в угол отошел, к окну, они его там свалили. Добивали. Веревку уже после закрутили на шею. — Вы так рассказываете интересно, как будто все видишь. Я вот тоже специально в гостиницу эту пошла посмотреть, когда прошлый год в Петербург ездила. У меня племянник в училище там военном. — В Макаровском? — Не, то морское, он в пешеходном. — Да, их не так много было, но все ж таки на него одного человека три-четыре пришло. — Скажете тоже — "человека". Нелюди! — Это точно, звери. — Я все-таки не понимаю, кому такое нужно было, кому он мешал. Общий горький хохот. — Ну, вы, женщина, как вчера родились. Вы посмотрите, там фамилии какие — одни "маны". — "Штейны" еще попадаются. Смех. — Это да, я не подумала. — Он-то истинный был русак, как говорится, до мозга, до костей. — Да-да, конечно, конечно. От кружка к кружку ходит человек, продает свою книжку. Анатолий Русский, "Писал Есенин искренно... Стихи 1965 —1995", бумага газетная, формат карманный, тридцать две страницы. На обложке, она же титульный лист, значится: "Издание осуществлено за счет скудных средств автора". Книжку покупают, листают, просят автора почитать. — Писал Есенин искренно / И искренно любил. / Повесившись — невыспренно / Висел среди гардин... — Вот это у вас хорошо — вот что висел невыспренно, он ведь скромный был, не то что эти. — Я читал, в Америке исследование провели про разные страны. Есенина почти больше всех любят и читают. Таких поэтов в мире всего около четырех. — Он этой Америке показал, когда туда ездил с этой сукой. — Ладно, все-таки жена, а не чтобы. Надо уважать. Про твою бы так. — А ты что мне тыкаешь? — Ну всё-всё-всё, кончили, мы зачем здесь собрались, по какому поводу? Анатолий Русский хочет почитать еще. Неожиданно, ко всеобщему неудовольствию, декламирует не про Есенина, а публицистическое. — Мы — ни во что теперь не верим! / К Кремлю не ходим на поклон. / Кто нам ответит за потери, / За бесхозяйственный урон?! — Что вы, в самом деле, как по телевизору. Идите туда и там говорите. А мы тут к великому поэту пришли. — А я думаю, правильно он говорит, про бесхозяйственность правильно. Есенин — поэт деревни. Засрали страну, я вчера два часа домой добирался, а дочка вообще утром пришла, гуляет и гуляет, шестнадцать лет, отец ей уже не указ. Это как? Стихотворец спасает положение эффектной концовкой: — Когда-то верили мы в Бога, / Ходили на поклон к Царю! / Наш хлеб едала вся Европа / И осетровую икру. — Сейчас уже химия одна. Жена принесла курицу, так у всех сыпь, прямо прыщи такие, и у соседей. —А мне брат из Астрахани привозит, чистенькую, сам рыбку ловит, сам икорку солит. — Сергей Александрович это дело любил, под икорочку. — Это вы о чем? — Известно о чем. — Нет, это вы о чем? — Что вы пристали? Выпить любил, по-нашему сказать, пьяница был, вот что. Высокий пожилой мужчина смутно начинает тревожиться, но пока держится уверенно под напором худой женщины с ромашками. — Это кто пьяница? — Есенин, кто. Всем известно. — А мне вот, позволю вам заметить, не известно. Я, между прочим, сплетен не собираю, а читаю стихи. А вы вот стихов Есенина не знаете. — Знаю. — Нет, не знаете. Вы "Письмо матери" не читали. Мужчина драматически хохочет, озираясь вокруг, но никто не подхватывает, взгляды неприязненные. — Да я "Письмо матери"... Да это мое любимое... Наизусть... — Читайте! Окончательно сломленный, мужчина начинает. Все вокруг пытливо следят, шевеля губами, звука не исказить. Одно четверостишие, второе, третье, четвертое. —...Не такой уж горький я пропойца... — Стоп! Высокий послушно умолкает. Худая торжествующе обводит взглядом круг. — Сам сказал! "Не такой уж горький я пропойца". По кругу шелестит: "сам сказал", "сам сказал". Мужчина с глупой улыбкой разводит руками, он бы убежал, но уже не пробиться сквозь уплотнившиеся ряды. Все группки на бульваре переместились сюда, сзади спрашивают на новенького: "Чего сказал? Кто?" Из передних рядов досадливо отвечают: "Да Есенин! Не мешайте, тут одного прижучили". Прижученного добивают: — Дальше читайте! —...Чтоб, тебя не видя, умереть. / Я по-прежнему такой же нежный... — Стоп! — А что такое, что я сказал, не так разве? —Так, еще как так! Разве пьяница может быть нежным?! В переживании общего триумфа все поворачиваются друг к другу с добрыми улыбками. Уже и высокий прощен, и сам уже все понял, почтительно о чем-то спрашивает худую, та отвечает, не держит зла. В толпе говорят: "Здорово вывела! А ты говоришь. Что есть, то есть. Разве пьяница может быть нежным?" Круглолицая молодуха в пуховом берете, пламенно покраснев, вдруг говорит негромко и твердо: — Может.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |