КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое воздействие цвета
Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Учейые установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни. Например, в средние века существовала определенная иерархия по отношению к различным цветам, подобно иерархии и других областях человеческой жизни. Так, "божественными" и "царственными" считались белый (святость и вера), золотой, пурпурный, красный и синий цвета, а также желтый, который ассоциировался с золотом. Считалось, что созерцание таких цветов возвышает дух человека. В некоторых европейских странах (в частности, во Франции) употребление синей краски даже контролировалось государством, подобно использованию пурпура в эпоху поздней античности. Черный цвет ассоциировался со смирением и отказом от мирских радостей (отсюда черный цвет одежды духовенства и монашества). Сегодня научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию. Более того — один и тот же цвет, но с разным оттенком, в состоянии задавать определенный эмоциональный тон. Замечено также, что темные тона привносят в интерьер сдержанность и покой, светлые, наоборот, оживляют. В теплых оттенках больше динамизма, они действуют возбуждающе; холодные успокаивают, располагают к отдыху. Например, иногда для того чтобы прогнать хандру, по мнению психологов, достаточно просто окружить себя яркими предметами любимых оттенков. Вообще, наиболее благоприятны те мягкие светлые оттенки трех главных цветов спектра — красного, желтого и синего, которые существуют в живой природе. А среди специалистов по эзотерике даже существует мнение, что человек способен "притягивать" желанные события в свою жизнь, окружив себя нужными цветами. Таким образом, становится понятно, почему цветовое решение интерьера имеет в том числе и большое психологическое значение для сохранения душевного равновесия человека, живущего в этом доме. Интересную информацию о реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений, приводит Р. Хен в книге "Азбука цветов". Так, темные оттенки красного вызывают ассоциацию с серьезностью и солидностью. Красный цвет символизирует жизнь и кровь, любовь и страсть, огонь, праздничность. Солнечные, чистые оттенки желтого цвета символизируют жизнь и свет, радость и роскошь, брак и уважение к старости. Ядовито-желтый цвет, напротив, является символом зависти, своеволия, ненависти и лживости. Оранжевый символизирует тепло и радость, солнечный свет. Насыщенные оранжевые тона ассоциируются с властью, тщеславием. Фиолетовый цвет, мрачный и торжественно-роскошный, символизирует величие и достоинство, роскошь и великолепие, а также дружбу. Синий цвет, тихий, тяжелый и строгий, и голубые тона символизируют бесконечность и даль, тоску и верность. Зеленый — это мирный, пассивный цвет, который символизирует надежду и покой, мир и плодородие. Белый цвет — нейтральный, символизирует невинность, целомудрие, чистоту. Черный, также нейтральный цвет, символизирует серьезную торжественность, часто скорбь и траур. Благодаря проведенным отечественными и зарубежными учеными исследованиям стало возможным определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека. Красный цвет, с точки зрения психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Основное воздействие, которое чистый красный цвет оказывает на человека, — возбуждающее и стимулирующее, активного, навязчивого, принудительного характера. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный цвет, изменяются, как при всяком возбуждении. Известный художник В. Кандинский писал: "Красный внутренне очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны". Это выразительное высказывание хорошо определяет психологические ощущения, вызываемые красным цветом. При кратковременном воздействии красного цвета у человека повышается работоспособность, но чересчур длительное воздействие насыщенного красного цвета быстро утомляет, приводит к снижению работоспособности. Очень многое, однако, зависит от оттенка красного цвета. Так, светло-красный может поднять настроение и мобилизовать (светлые оттенки красного воздействуют возбуждающе, наступательно), а вот насыщенный, яркий и темный красный ассоциируется с тревогой и создает напряженную атмосферу в помещении. Некоторые оттенки красного оказывают раздражающее действие, благодаря чему их во всем мире используют для указания опасности. А коричнево-красный цвет, наоборот, успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности. Некоторым людям красный и бордовый цвета могут показаться излишне тяжелыми и вызвать беспокойство от длительного созерцания, а коричневые и фиолетовые оттенки красного —даже вызвать депрессию. Очень распространена точка зрения, что красному цвету отдают предпочтение люди деловые и честолюбивые, жаждущие внимания к своей персоне и желающие всегда быть в центре событий. Глубокий темно-бордовый оттенок красного цвета может иметь множество богатых тонов. Этот цвет ассоциируется с жизнеспособностью и силой, придает целеустремленность, сдержанность, стойкость к невзгодам или превратностям судьбы. Малиновый оттенок красного обычно предпочитают люди, жаждущие соперничества и успеха, часто легкомысленные. Это очень оптимистичный цвет, способный пробудить в человеке активность и агрессивность на интеллектуальном плане. Алый оттенок красного — наиболее веселый, жизнерадостный цвет, способный избавить от отчаяния. Предпочтение алому цвету часто отдают люди, беспокойные по натуре и достаточно эгоистичные. Мягкие розовые оттенки красного, по мнению психологов, считаются любимыми цветами мягких и дружелюбных людей, чутких и легкоранимых, способных на глубокую привязанность, а вот резким неоново-розовым оттенкам отдают предпочтение более агрессивные личности. Оранжевый цвет, возникающий из комбинации красного с желтым, способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции. Считается, что оранжевый цвет и его оттенки предпочитают импульсивные и амбициозные, всегда оптимистичные люди. Желтый цвет, с точки зрения психологов, соответствует сангвиническому темпераменту, соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый цвет, как и оранжевый, пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, путешествиям. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения, бодрит, вызывает ощущение тепла и света, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, облегчение, психологическую способность к раскрытию. Нежные оттенки желтого цвета оказывают наиболее благоприятное влияние на настроение человека, они быстрее других цветов гасят отрицательные эмоции. Согласно психологическим тестам, пристрастие к желтым оттенкам было замечено у многих беременных женщин, готовящихся к родам. Ученые объясняют этот факт положительным влиянием желтого цвета, пробуждающего надежду и препятствующего погружению в разочарование, депрессивное расслабление. При непостоянном воздействии желтый цвет может повысить работоспособность. Многое зависит и от оттенков желтого: например, зеленовато-желтый цвет для многих людей психологически неприемлем, он вызывает ощущение чего-то ядовитого, сернистого, жесткого. Бежевый и коричневый оттенки считаются "домашними", природными цветами. Такие оттенки, с точки зрения психологов, предпочитают люди, стремящиеся к стабильности и покою, старающиеся избежать риска и резких перемен в жизни. Коричневый цвет считается спокойным и сдержанным, он вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения. Этот цвет иногда ассоциируется с ностальгией и меланхолией, уравновешивая радость и веселье, делая последние более желанными. По мнению некоторых американских психологов, темно-коричневый цвет может хорошо подойти для спальни, а также для обстановки, в которой можно сосредоточиться, поскольку помогает абстрагироваться от чужого мнения, не тратить время и силы зря п процессе достижения поставленной цели, ощутить почву под ногами. Это цвет надежности, прочности, здравого смысла. Однако использовать коричневый цвет следует осторожно, так как некоторые его оттенки могут вызвать серьезные и даже мрачные размышления. Например, психологи заметили, что тусклый, даже мрачный коричневый цвет предпочитают люди, попавшие в сложную конфликтную ситуацию. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста. Часто коричневый цвет выбирают прямые и практичные по натуре люди, отличающиеся откровенностью и честностью. При этом более темные оттенки коричневого предпочитают достаточно придирчивые и порой раздражительные натуры, а красновато-коричневому отдают предпочтение более чувственные личности. Зеленый цвет считается самым благоприятным цветом для человека с точки зрения психологического восприятия, на многих людей он оказывает освежающее и успокаивающее воздействие. Многие психологи склоняются к версии, что такое влияние зеленого цвета, очевидно, вызвано тем, что человеческое зрение за миллионы лет эволюции наиболее привыкло к этому цвету — цвету окружающей растительности. Этот цвет успокаивает и располагает к общению, способствует отдыху, положительно влияет на повышенное кровяное давление, повышает восприимчивость и, по мнению психологов, способствует релаксации и медитации. " Пассивность — это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета", — писал В. Кандинский. Поэтому использование зеленого цвета в интерьере — например, бра и торшеров с абажурами зеленых оттенков, зеленых ночников, — обеспечит уютную обстановку в спальне, поможет создать атмосферу, способствующую глубокому, спокойному сну. Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Мягкие желто-зеленые тона (бриллиантовая зелень) могут стимулировать мыслительную деятельность, укрепляют нервную систему, способствуют релаксации, Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание нстречи с новым. Поэтому этот цвет можно успешно использовать в интерьере рабочего кабинета или комнаты школьника. Однако не следует использовать в спальне ярко-зеленый цвет, поскольку агрессивные, яркие зеленые оттенки могут вызвать бессонницу. Чистый зеленый, с точки зрения психологов, — наиболее консервативный цвет. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение. Человек, предпочитающий зеленый цвет, как утверждают психологи, имеет стабильное чувство самооценки, твердо придерживается своих убеждений, и не приветствует какие-либо внешние и внутренние изменения. Длительное наблюдение спокойных, нейтральных и мягких оттенков зеленого цвета вызывает устойчивый подъем работоспособности (кратковременное действие зеленого цвета на работоспособность не влияет). Зеленоватый цвет с лимонным оттенком, по мнению психологов, обычно предпочитают люди, стремящиеся избегать конфликтов, постоянно контролирующие свое поведение и наблюдающие за другими людьми, а также люди, следящие за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя. Яркий изумрудный оттенок зеленого может вызвать у человека желание пережить приключение; такой цвет часто предпочитают личности, не лишенные сентиментальности и сострадания. Оливковый цвет, напротив, часто выбирают люди, избегающие рискованных ситуаций и спорных вопросов. Коричнево-зеленые оттенки, близкие к цвету маслин, имеют психологическое значение чувственной пассивности. Предпочтение такого оттенка, с точки зрения психологов, говорит о чувственном восприятии действительности. Зеленые тона с добавлением синего становятся холоднее по мере того, как зеленый цвет приближается к синему. Светлые сине-зеленые оттенки сдерживают и успокаивают, но темные сине-зеленые тона несут ощущение напряженности. Психологи считают, что люди, предпочитающие темные сине-зеленые оттенки, как правило, стремятся к самоутверждению. Психологически такой оттенок выражает эгоцентризм, притязание на собственную значимость и гордость, которая в крайних случаях может даже переходить в замкнутость и самовозвеличивание. Синий цвет, особенно его темные оттенки, способен оказывать благотворное влияние на людей, нуждающихся в покое, разрядке и отдыхе, склонных к возбуждению и легко раздражающихся. Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием снижается работоспособность, возникает склонность к созерцательности и размышлению. Затененный, тусклый синий цвет может вызывать чувство суеверия и боязни, ощущение потерянности и печали, и вместе с тем — указывать путь к духовному, трансцендентному. "Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому...", — писал В. Кандинский. Однако у некоторых людей избыток темно-синего цвета вызывает подавленность, депрессивные ощущения. Психологи считают, что синий цвет предпочитают деятельные люди, ценящие равновесие духа и доверительность отношений. Предпочтение светло-синих оттенков говорит, с точки зрения психологов, о беззаботности и беспечности человека. Голубой цвет вообще относится к так называемым "пассивным" цветам, поскольку он способствует нежности и мечтательное, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады. Внимательно созерцая голубой цвет, можно легко ощутить, как возникает приятное состояние расслабления, умиротворения — достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. Это цвет глубины и простора. Лазурный, небесно-голубой цвет благоприятно влияет на нервную систему, успокаивая ее, повышает трудоспособность. Этот цвет также весьма благоприятен для людей с повышенной нервной возбудимостью. Лазурному цвету часто отдают предпочтение альтруистические натуры и люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям. Темно-синий цвет придает надежность и силу. Такой цвет, как правило, приходится по душе людям независимым, но способным на доверие и преданность. То же можно сказать и еще о двух насыщенных оттенках синего, таких как индиго и ультрамарин. Натуры, предпочитающие эти тона, часто стремятся к достижению своих идеалов, ищут способ помочь другим людям. Фиолетовый цвет, особенно глубокий и сочный, считается цветом творчества. Считается, что фиолетовые оттенки предпочитают люди, склонные к живописи, а также натуры, нуждающиеся в любви и восхищении. Однако вкупе с необычайной красотой этот цвет еще и очень "коварен": считается, что яркий фиолетовый влияет на подсознание и настраивает на раздумья, а в больших количествах — способствует меланхолии, расслабляет психику, вызывая утомление. Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность. Фиолетовый цвет с синим оттенком может вызывать ощущение одиночества и самоотрешенности. Очень сильно меняется "характер" насыщенного фиолетового цвета при его осветлении: светло-лиловый оттенок становится "легче", психологически воспринимается менее "беспокойным", чем яркий и насыщенный фиолетовый цвет. Бледно-лиловый цвет часто приходится по душе людям приятного нрава, достаточно пунктуальным и аккуратным, склонным к требовательности и тщательности; может быть, порой несколько манерным. Часто такие люди достаточно эгоистичны и настойчивы. Пурпурный цвет, пышный и торжественный, иногда называют "королевским" оттенком фиолетового. Этот цвет предпочитают люди, стремящиеся к превосходству. Предпочтение фиолетового цвета с сильным оттенком красного часто указывает на практичную натуру, однако такие люди нередко бывают исполнены важности и самомнения. Белый цвет уместен практически в любом интерьере, поскольку он словно уравновешивает все вокруг. Психологически предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе от всех препятствий, свободе для любых возможностей. Считается, что белый цвет излучает энергию и свет, придает силы. Люди, предпочитающие белый цвет, часто очень аккуратны в деталях и манерах, способны хорошо понимать собеседника; это искренние и честные люди, может быть, иногда склонные к излишней требовательности. Серый цвет может иметь множество оттенков, однако чистый серый (так называемый промежуточный цвет) свободен от каких-либо психологических тенденций. Считается, что этот цвет расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно и способствует сну. Серый цвет вызывает ассоциацию с неподвижностью и стабильностью, здравомыслием и реализмом, однако некоторые оттенки серого очень унылы и могут вызывать апатию, скуку, а темно-серые оттенки — даже угнетать. Серый цвет достаточно часто предпочитают конформисты по натуре, люди, стремящиеся держаться в тени. Вообще же, с точки зрения психологов, склонность к серому цвету говорит о сильном переутомлении. Как правило, выбор серого цвета является защитной реакцией организма и означает стремление к нейтралитету, отказ от какого-либо выражения внешних или внутренних качеств. К такому выводу ученые пришли по результатам интересного теста, проведенного среди молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей. Как известно, экзамен в любом случае сопровождается стрессом. Результаты показали, что если до экзамена чисто серый цвет в качестве любимого выбирали только 5% испытуемых, после его завершения серый на первое место поставили около трети опрошенных. Интересны с психологической точки зрения и оттенки серого цвета. Например, предпочтение светло-серых оттенков говорит о готовности к контактам и переживаниям, быстрому реагированию. Предпочтение, отдаваемое темно-серому, говорит о сдерживаемом возбуждении, повышенной чувствительности, стремлении достигнуть постоянного, гармоничного состояния душевного равновесия, физического и душевного удовлетворения. Черный цвет с психологической точки зрения отражает агрессивное упорство, абсолютный отказ, психологическую защиту. Психолога считают, что черный цвет предпочитают люди, которые на подсознательном уровне из упрямого протеста восстают против своей судьбы. И наоборот, противниками черного цвета скорее всего становятся люди, не желающие лишаться чего-либо в своей жизни. Черный цвет часто связывают с таинственностью, трагичностью, а также со снобизмом и формализмом. Считается, что в больших количествах черный цвет угнетает, резко снижает настроение и работоспособность. Однако черный может быть и очень динамичным, способствовать лучшему пониманию и спокойствию, придавать достоинство. Кстати, психологи утверждают, что пристрастие к белому и черному цвету в большинстве случаев наблюдается у людей, испытывающих сильное психологическое давление с кризисным обострением, а также у детей в период полового созревания, как свидетельство о подростковом максимализме, неопределенности жизненного выбора, но со временем черно-белое предпочтение уступает цветному видению мира. При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне. В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение. Следует еще раз подчеркнуть, что психологическое влияние цвета зависит от характера человека и от его представления о гармоничности тех или иных цветовых сочетаний, которое всегда субъективно. Это хорошо известно дизайнерам и художникам. По мнению некоторых психологов, выбор цветовых предпочтений всегда очень тесно связан с основными чертами характера индивидуума и до некоторой степени отражает его внутренний мир. Известна уникальная психодиагностическая методика, разработанная учеными Г. Г. Воробьевым и В. В. Налимовом в 80-х годах XX столетия, согласно которой участникам теста предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов от наиболее "понравившейся" до самой "неприятной". В результате статистического анализа данных ученые смогли с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение. Кроме того, цветовые предпочтения могут зависеть и от темперамента человека. Наиболее известна и популярна психологическая типология Макса Люшера, где определенным психотипам соответствует определенные цветовые предпочтения. Люшер разработал тест цветовых выборов, с помощью которого определяются мотивационная направленность и эмоциональное состояние личности. Таким образом, четыре основных цвета (синий, желтый, зеленый, красный) соответствуют основным психотипам личности: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик. По мнению специалистов, голубоватые оттенки обычно предпочитают люди с меланхолическим темпераментом; сангвиники, — веселые и открытые люди, — часто выбирают оптимистичные желтые расцветки; флегматики отдают предпочтение спокойным зеленоватым тонам. А люди с холерическим темпераментом часто останавливают свой выбор на розоватых и красноватых отгенках. Макс Люшер на основании своей методики выделил четыре основных типа личности, соответствующих красному, синему, зеленому и желтому цвету. Каждый цветотип в данном случае определяется преобладающей манерой поведения данного человека. "Красный" цветотип стремится к успеху и новым достижениям. "Синий", наоборот —к удовлетворению, успокаивающему довольству, гармонии. "Зеленый" цветотип стремится обрести уверенность в собственной значимости, а "желтый" — к беззаботной свободе, новым возможностям, освобождению от каких-либо ограничений и препятствий. Интересно, что человек вовсе не обязательно должен принадлежать к какому-то одному цветотипу. Наоборот, чем больше цветотипов соединены в одной личности, тем более гармоничной, с точки зрения психологов, она является. Таким образом, в наибольшей гармонии с самим собой и окружающими находится "четырехцветная" личность, то есть человек, сочетающий в себе все перечисленные стремления и ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый). Не случайно западные дизайнеры считают, что лучший способ найти цвет, который вам по душе — это пополнить им свой гардероб, "примерить" цвет на себя. Человек, комфортно чувствующий себя в одежде определенного цвета, через некоторое время непременно пожелает иметь этот цвет в своем домашнем интерьере, хотя бы в виде какой-нибудь мелочи, освежающей привычную обстановку.
настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
В мире существуют такие основные цвета, как красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, и миллион оттенков этих цветов, которые имеют схожее воздействие. К возбуждающим, стимулирующим, побуждающим к действию цветам относятся: красный(цвет жизни, власти, силы),оранжевый (тепло, уют), желтый (контакт, свет). Успокаивающие, расслабляющие цвета – синий (спокойствие, уверенность, собранность), фиолетовый (творчество). Уравновешивают, отвлекают от возбуждения – чистый зелёный (свежесть, требовательность, гармония), оливковый (мягкость, спокойствие), желто-зеленый(раскрепощение и обновление). Чёрный цвет помогает сосредоточиться, а белый и серый – отлично снимают раздражение, также успокаивает коричневый и его оттенки. Желтый – стимулирует «жажду» знаний, мышление, рассудительность.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 10435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |