Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Востока




Рекомендованная литература

Тематическое содержание курса

«История философской мысли на Востоке»

 

Тема 1. Введение в индологию. Предмет и метод курса. Европейское и отечественное востоковедение. Основные этапы истории философского востоковедения. Ориенталистика в дореволюционной России и Советском Союзе. Индология, буддология, синология и арабистика. Сравнительно-исторические исследования в философии: значение и методология. Теоретическое и практическое значение современной философской компаративистики. Современная индология и проблема ариев. Этнический субстрат культуры индоариев. Веды и ведическая религия. Вопрос о специфике политеизма древних индийцев. Ведическая литература: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Учение «варнашрамадхарма». «Внутренний ритуал» брахманов. Легендарные ведические мудрецы. Космология в «Ригведе»: «Насадия-сукта».

 

Тема 2. Идейные основы ведической традиции. «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» и упанишады. «Готра» и вопрос о классификации упанишад. Основные концепты «Брихадараньяки» и «Чхандогьи». Ситуация диалога в текстах упанишад. Интроспекция как путь поиска ответа на вопросы о мире. Натуралистические тенденции в ответах на вопросы о человеке. Идея «Атман-Брахман». Учение о теле и сознании. Виварта-вада как зарождение иллюзионизма и паринама-вада как зарождение реализма. Натурфилософские и этические идеи упанишад. Эпоха «брожения умов» и антибрахманская оппозиция. Формирование культуры публичных диспутов. Антиритуализм, атеизм и контркультурный демарш шраманов. Основные представители шраманского движения. Феномен локаяты: материализм, атеизм, антибрахманизм. Махавира Джина и джайнизм. Логическое учение «съядвада». Учение об атомах и натурфилософия джайнов. Гилозоизм. Специфика учения о карме. Джайнизм религиозный и джайнизм философский.

Тема 3. Основные положения философии буддизма. Шраманы, городская культура, особый статус кшатриев и появление буддизма. Феномен Сиддхартхи Гаутамы – легенда о царевиче и её интерпретации. Личность Гаутамы Будды. Антиметафизика и этическое учение буддизма. Формирование основного корпуса авторитетных буддийских текстов. Сутры и Виная в религиозном буддизме. Абхидхарма и проблема интерпретации «слова Будды». Матрики «4 истины», «8-ричный путь», «12-ричная цепь». Философский смысл набора матрик и формирование учения о дхармах. Абхидхарма в истории буддийской философии. Роль анализа и герменевтики (самоанализ и герменевтика «слова Будды»). Соотношение буддизма религиозного («для всех») и буддизма философского («для своих»). Основные школы философского буддизма. «Абхидхармакоша» Васубандху в истории буддийской философии: цель, структура и основные идеи работы. Способы ориентации в буддийском психокосмосе. Вайбхашики и саутрантики. «Муламадхьямакакарика» Нагарджуны в истории буддийской философии: цель, структура и основные идеи работы. Смысл учения о «шуньяте-пустоте»: соотношение метафизики, скептицизма и мистики в учении Нагарджуны. Мистика и эзотерия в сутрах махаяны. Учение о «праджняпарамите» и проблема невербального. «Ланкаватара сутра» и учение йогачаров об Абсолюте и сознании. Фигуры Майтрейи и Асанги в истории буддийской философии. Логическое учение позднейших индийских буддистов: Дигнага и Дхармакирти. Антифилософское учение Хуэйнэна. Основные идеи «Алтарной сутры Шестого патриарха».

Тема 4. Философия ортодоксальных индийских даршан. Формирование философских основ древнеиндийских даршан: шраманы, буддизм и ведическая традиция. Натурфилософия санкхьи: учение о Прадхане, Пуруше и гунах. «Санкхья 26 элементов»: этическое учение йоги. Йога и ей место в традиционной индийской культуре. Проблема интерпретации йогического учения в категориях европейской культуры. Статус «прикладного» гуманитарного знания. «Йога-сутра» Патанджали: цель, структура и основные идеи работы. Логическое учение ньяи. Проблема источников достоверного знания. Особенности силлогистики. Физический «реализм» вайшешиков. Учение о «категориях», космология и атомизм. Особенности учения мимансы. Статус слова и идея дхармы. «Слово и дело» мимансы. Философия и идеология. Веданта как результат идейного синтеза. Брахманизм, буддизм и формирование индуизма. Пураны и индуистская мифология. «Манавадхармашастра» и «Артхашастры». «Бхагавадгита» в истории индийской культуры и философии. Личность Гаудапады в истории индийской философии. Гаудапада и Шанкара. Личность Шанкары в истории индийской культуры и философии. Основы адвайта-веданты. Веданта и буддизм. Рамануджа и Мадхва: особенности интерпретации веданты. Веданта об источниках достоверного знания. Учение об Атмане и Брахмане. Йога-путь и его разновидности. Веданта, ведантизм и неоведантизм. Вивекананда и его место в культуре 20 века. Проблема диалога западной и индийской культур. Ауробиндо Гхош и «модернизация» ведантизма. Интегральная веданта. Проблема общечеловеческой трансформации.

 

Тема 5. Специфика философской мысли в древнем Китае. Этнокультурный субстрат: письменность, государственность, религия, мантика. Культура Инь и культура Чжоу. Формирование корпуса авторитетных текстов. Китайские ученые книги. Особый статус «И-цзин». Основы традиционной китайской культуры. «Осевое время» (К.Ясперс) как эпоха «брожения умов» и эпоха «ста школ». Философские идеи в учениях основных древнекитайских школ («цзя»). Конфуций в китайской истории. «Лунь-юй»: цель, структура и основные идеи текста. Конфуций о человеке и обществе. Основные положения конфуцианской этики. «Цзюнь-цзы» и конфуцианский идеал. Конфуций и конфуцианство. Мо-цзы и моизм. Социально-политическая интерпретация учения о человеке и обществе. Конфуцианство и моизм. «Фа-цзя» (легисты) и учение о государстве. Человек, общество, государство, законы и фигура правителя в интерпретации легистов. «Мин цзя» и проблема статуса логического учения в Древнем Китае. Логика и нумерология. Натурфилософия в Древнем Китае («инь-ян цзя»). Учение о «ци», «инь-ян» и «у син». Логика и таксономия: «классификационные ряды» и «у син». Философское учение даосов. «Дао- дэ цзин»: характер, структура и основные идеи текста. Идея «дао» и идея «дэ». Космология и учение о морали. Лао-цзы о человеке, обществе и государстве.

Тема 6. Историческая эволюция учений древнекитайских школ. Империя Цинь и легизм. Исторические судьбы конфуцианства. Философский синтез в эпоху Хань. Проблема философских традиций. Смысл оппозиции «конфуцианство – даосизм». Неодаосизм: сентименталистские и рационалистические тенденции. «Школа сокровенного». Неоконфуцианство. Влияние буддизма на китайскую философскую мысль. Феномен чань-буддизма в китайской культуре. Особенности конфуцианства Чжу Си (12в.). «Учение о сердце» Ван Янмина (15в.).

 

Тема 7. Культурно-религиозный контекст арабо-мусульманской философии. Социально-исторические и духовно-идеологические предпосылки возникновения ислама. Мухаммед (570-632) - основатель ислама и мусульманской общины (умма). Халифат и завоевания арабов. Вопрос о верховной власти. Сунниты и шииты. Источники возникновения: Коран, сунна, кыяс и иджма. Основные принципы и важнейшие понятия мусульманского вероучения. Возникновение теоретического богословия. Основные исламские дисциплины. Применение философской методики для обоснования религиозных догм. Мутазилиты и мутакалимы. Система богословия аль-Аширы (X в.). Мусульманское право (фикх) и юридические школы (масхабы). Социальная сущность шариата.

Тема 8. Расцвет арабоязычной философии. Багдад – центр экономического и культурного процветания. Меценатство халифа аль-Мамуна (9 в.). «Дом мудрости». Переводческая деятельность христиан. Характер философского мышления на мусульманском Востоке: факторы и тенденции. Проблемы веры и разума. Свободомыслие и рационализм. Суверенность религии и философии. Прогрессивные тенденции в философии вольнодумцев Ибн ар-Раванди, ар-Рази и Маари. Синкретический характер учения «Братьев чистоты». Концепция «трех обманщиков». Формирование восточного перипатетизма. Синтез исламской интеллектуальной традиции и греческой философии. Античные источники. Комментаторская деятельность и творческое восприятие идей античных мыслителей. Аль-Кинди (ок. 800 – ок. 870) – основоположник восточного перипатетизма. Учение о боге как «об отдаленной причине». Схема трех ступеней познания. Аль-Фараби (870 – 950) – знаменитый врач, математик и философ. Комментатор Аристотеля («Второй учитель») и Платона. Научное философское наследие. Классификация наук. Пантеистический взгляд на мир. Концепция о деятельном человеческом разуме. Учения о человеке как общественном существе. Социальный идеал в трактате «Взгляды жителей добродетельного города». Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) – один из величайших ученых энциклопедистов мусульманского Востока. Жизнь и деятельность. Общий характер мировоззрения. «Канон врачебной науки» - энциклопедия медицинских знаний. Вопросы логики, физики и метафизики в философской энциклопедии «Книга исцеления». Учение о вечности мира. Взаимосвязь материи и формы. Идея о несотворенности материи. Вопросы теории познания в «Книги знания» или «Даниш-намэ». Учение об универсалиях. Критика платоновского учения об «эйдосах». Метафизика: теория эманации. Материалистические тенденции в учении о душе. Ибн-Сина – поборник прогресса в общественно-политических взглядах.

Тема 9. Мистическое направление в философской культуре мусульманского Востока. Истоки суфизма. Идейно-теоретическая основа суфизма (тарика). Аскетизм. Роль наставника в суфизме. Суфийские ордены. Развитие идеи суфизма в доктрине мусульманского теолога и философа Абу Хамида аль-Газали (1058-1111). Идейное содержание трактата «Опровержение философов». Примирение ортодоксального ислама с монотеистическим суфизмом (тасаввув). Концепция «единства бытия» или «вахдат ал-вуждуд» в трудах мистика-пантеиста Ибн аль-Араби (1165-1240). «Демм мудрости». Мистическое постижение Истины (абсолюта). Роль интуиции, «мистического озарения» (ишрак), экстаза в «исламском эзотеризме». Значение символа и знака в суфизме. Этическое воззрение суфиев. Зикр и типы зикра. Отрицательное отношение к хаджжу. Культ голода и нищеты. Концепция совершенного человека. Тема свободы воли в суфизме. Диалектическое понимание добра и зла. Суфизм и восточная поэзия. Жизнь и творчество Джалала ад-Дина Руни (1207-1273). «Месневи» - памятник суфийской поэзии.

Тема 10. Позднесредневековая исламская интеллектуальная культура. Кордовский халифат – центр испанской культуры и культуры Магриба. Интеллектуальный климат мусульманской Испании XII в. Возникновение научных и просветительских центров. Перемещение центра арабской философии с Востока на Запад. Непрерывность преемственной линии развития восточного перипатетизма. Андалузские философы против догматических принципов ислама и мистической философии аль-Газали. Покровительство андалузских правителей. Прогрессивное творчество Ибн-Баджи (1070-1138). Гимн философии. Гуманистические идеи в трактате «Образ уединившегося». «Восточная мудрость» в философском трактате известного общественного деятеля ученого и философа Ибн-Туфейля «Хайя, сын Якзана». Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126-1198), «Великий комментатор» и оригинальный философ – вершина восточного перипатетизма. Творческое наследие. «Опровержение опровержения». Учение о вечности материи и движения. Учение о боге. Деистический аспект онтологии Аверроэса. Тяготение к материализму в вопросе об универсалиях. Учение о всеобщем универсальном разуме. Теория «двойственной истины». Просветительские взгляды и этические воззрения. Значение еврейской философии в развитии идей арабо-мусульманских философов. Представитель еврейского неоплатонизма Ибн-Габероль (1021-1070). Аристотелизирующий рационализм Маймонида (1135-1204). Переводческая деятельность еврейских философов в Толедской школе. Ибн Халдун (1332-1406),общественно-политический деятель, ученый философ. Основные философские и социологические взгляды в трактате «Мукаддима». Концепция возникновения и развития общества. Начало упадка мусульманского интеллектуализма. Утверждение консервативных традиций. Влияние идей арабо-мусульманских философов на развитие западноевропейской средневековой философии. Ибн-Рушд и аверроизм.

 

 

1. Аль-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. – М., 1980.

2. Аль-Кинди. Книга о 5-ти сущностях//Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.

3. Аль-Кинди. О первой философии// Там же.

4. Аль-Фараби. Философские трактаты. – А.-А., 1970.

5. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. – М.,2001.

6. Антология даосской мудрости. – М., 1994.

7. Антология мировой философии. – М., 1969, т.1, ч.2.

8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1980.

9. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.

10. Бхагавадгита.Пер.с санскрита, исслед. и примеч.В.С.Семенцова. – М.,1999.

11. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. – М., 1989.

12. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Раздел 1. Дхатунирдеша, или учение о классах элементов. Раздел 2. Индриянирдеша, или учение о факторах доминирования в психике. Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. – М.: Ладомир, 1998.

13. Газали. Избавляющий от заблуждения//Там же.

14. Газали. Ответы на вопросы, предложенные ему//Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. – М., 1960.

15. Древнеиндийская философия. В 2-х т. - М., 1972.

16. Древнекитайская философия. В 2-х т. – М., 1973.

17. Ибн-Араби. Геммы мудрости//Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма (прил.). – М., 1987.

18. Ибн-Баджжа. Книга о душе//Там же.

19. Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией//Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (прил.). – М.: «Мысль», 1973.

20. Ибн-Сина. Книга спасения (о вечности мира) // Антология мировой философии. - М., 1969, т.1, ч.2.

21. Ибн-Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения»)// Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.

22. Ибн-Сина. О растительной душе, о чувственном восприятии и об органах, коими пользуется душа (фрагменты из «Книги исцеления»)//Там же.

23. Ибн-Сина. Трактат о Хайе, сыне Якзана//Сагадеев А.В. Ибн-Сина (прил.). – М.: «Мысль», 1973.

24. Ибн-Туфейль. Роман о Хайе, сыне Якзана//Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. – М.,1961.

25. История философии (в 6-ти томах). – М., 1957-1964.

26. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

27. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга вторая: Философия XY-XIX в.в. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

28. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга третья: Философия XIX – XX в.в. Под Ред. Н.В.Мотрошиловой и А.М.Руткевича. – М.: Греко-латинский кабинет, 1998.

29. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга четвёртая: Философия XX в.в. Под ред. Н.В.Мотрошиловой и А.М.Руткевича. – М.: Греко-латинский кабинет, 1999.

30. История философии: Запад – Россия- Восток. Книга первая: Философия древности и средневековья. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.

31. Китайская философия. Энциклопедический словарь. – М., 1994.

32. Классическая йога. Пер. Е.П. Островской и В.И. Рудого. - М., 1992.

33. Книга правителя области Шан. – М., 1968.

34. Кобзев А. Учение о символах и числах в китайской классической философии. – М., 1994.

35. Конфуций: Я верю в древность. – М., 1995.

36. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. - М., 1982.

37. Краткий очерк истории философии. – М., 1981.

38. Личность в традиционном Китае. М., 1992.

39. Маймонид. Путеводитель колеблющихся//Там же.

40. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

41. Малявин В. Конфуций. – М., 1992.

42. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. - М., 1958.

43. Ригведа. Избранные гимны. Пер. Т.Я. Елизаренковой. - М., 1972.

44. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

45. Торчинов Е. Даосизм. – Спб., 1993.

46. Упанишады. Пер. А.Я. Сыркина. - М., 1992.

47. Фараби. О происхождении наук//Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. – М., 1960.

48. Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города//Григорян С. Н. Там же.

49. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. – Спб.,1998

50. Шохин В.К.Первые философы Индии. Учебное пособие для университетов и вузов. – М.,1997.

51. Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

52. Энциклопедия Абхидхармы. Пер. В.И. Рудого. - М. 1994.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.