Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация здравоохранения 1 страница




Довольно часто доля ответственности здравоохранения за обес­печение состояния здоровья кажется неожиданно низкой, так как именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Видимо, такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек вспоминает тогда, когда уже в связи с болезнью обращается к врачу. Выздоровление же он связывает именно с ме­дициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни.

Надо сказать, что с самого возникновения медицины как науки она была ориентирована именно на здоровье и предупреждение болезней. Согласно преданию, владыки Древнего Востока платили врачам только за дни своего здоровья и сурово спрашивали за свои болезни. Однако по мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше уде­лять внимания сохранению здоровья. Особенно это проявляется в нашей стране. Так, в расчете на 100 тыс. населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек — на 65 % больше, чем в США В России к концу XX века один врач приходился на 222 жителя одна медицинская сестра на 155; количество больничных коек со­ставляло 129 на 10 ООО населения. А между тем, по данным диспан­серизации, проведенной в 2002 году, лишь 46 % детей признана здоровыми. Каждый четвертый житель нашей страны ежегодно поступает на стационарное лечение, каждый десятый обращается в различные медицинские учреждения и каждый третий пользует­ся услугами скорой медицинской помощи.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, лишь 10 % здоровья населения зависит от организации медицинского обслуживания Всемирной организацией здравоохранения определены четыре категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к по­литике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной по­мощью; 4) показатели состояния здоровья населения.

В выполнении задач здравоохранения участвуют: система вос­питания и образования, культура, наука и др.

Основные принципы охраны здоровья населения

Здравоохранение — система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспо­собности и активного долголетия людей.

Здравоохранение в России осуществляет свою деятельность по следующим принципам: 1) соблюдение прав человека и гражда­нина в области охраны здоровья человека; приоритет профилакти­ческих мер в области охраны здоровья граждан; 2) доступность медико-социальной помощи; 3) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 4) ответственность органов государствен­ной власти и управлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспече­ние прав граждан в области охраны здоровья (извлечения из ста­тьи 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года).

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

Правовое регулирование взаимоотношений человека и обще­ства во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граж­дан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоро­вья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В 1948 году это право было декларировано в международном мас­штабе во Всеобщей декларации прав человека.

Несмотря на очевидную значимость в жизни современного об­щества правового регулирования охраны здоровья граждан, в Российской Федерации законодательное обеспечение прав челове­ка на здоровье до 1990 года было весьма ограниченным. Оно исчер­пывалось «Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и законом РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.

С 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоох­ранение. Законодательство Российской Федерации в настоящее время наряду с Конституцией России включает в себя: конститу­ционные законы, кодексы, основы законодательства и федераль­ные законы. Практически впервые в истории России начал скла­дываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулиро­вания:

— надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

— законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоро­вый образ жизни;

— права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— ответственность за правонарушения в области охраны здоро­вья граждан;

— организация деятельности системы здравоохранения;

— регулирование профессиональной медицинской и фармацев­тической деятельности;

— финансирование здравоохранения, налоги, таможенные по­шлины и льготы;

— специальные законы по актуальным разделам медицины и кон­кретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование основных видов меди­цинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. По­этому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохра­нения.

Главным законодательным документом страны является Консти­туция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципаль­ных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бес­платно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взно­сов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные про­граммы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здра­воохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, эколо­гическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Основой реформы правовой системы здравоохранения являют­ся следующие законы: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000 годов, закон «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1994 г., и закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1993года

В данном разделе приводятся извлечения из «Основ законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000 годов.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политиче­ского, экономического, правового, социального, культурного, науч­ного, медицинского, противоэпидемического и санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддер­жания его долголетней активной жизни, предоставления ему меди­цинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здо­ровье. Граждане имеют право на регулярное получение достовер­ной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии района проживания, рациональных нормах питания, о про­дукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. (Извлечения из статьи 19).

Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедиче­скую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая вы­плату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муни­ципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем меди­цинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с програм­мами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные ме­дицинские и другие услуги на основе программ добровольного меди­цинского страхования. Граждане имеют право на медицинскую экс­пертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со ста­тьей 53 настоящих Основ... Дети, подростки, учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский кон­троль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену се­мьи. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского доку­мента, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20).

Права семьи. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирова­ния семьи, наличия социально-значимых заболеваний и заболева­ний, представляющих опасность для окружающих... медико-генетические консультации с целью предупреждения возможных на­следственных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охра­ны здоровья граждан, установленные законодательством. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка с выдачей листка нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родите­лей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулатор­ного лечения или совместного пребывания с ребенком в больнич­ном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22).

Права несовершеннолетних. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них небла­гоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении професси­ональной пригодности; получение необходимой информации о со­стоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмеша­тельство или отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психи­ческого развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяю­щих. (Извлечения из статьи 24).

Права пациента (Статья 30). При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицин­ского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учрежде­ния в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование и лечение в условиях, соответствующих сани­тарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций дру­гих специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицин­ским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за ме­дицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведе­ний, полученных при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10) получение медицинских и других услуг в рамках програм­мы добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоя­щих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобами непосредственно к руководителю или иному должност­ному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие професси­ональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья.

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме полу­чить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, вклю­чая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риском, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последстви­ях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья не может быть предостав­лена гражданину против его воли. В случае неблагоприятного про­гноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражда­нин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с меди­цинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и по­лучать консультации по ней у других специалистов.

Информация, содержащаяся в медицинских документах граж­данина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ. (Извлечения из статьи 31.)

Согласие на медицинское вмешательство. Необходимым предва­рительным условием медицинского вмешательства является информи­рованное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состоя­ние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах граж­данина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомле­нием должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные пред­ставители. (Извлечения из статьи 32.)

Отказ от медицинского вмешательства. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключени­ем случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных послед­ствий оформляется записью в медицинской документации и под­писывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. (Извлечения из статьи 33.)

Раздел VIII настоящих Основ посвящен гарантиям осуществле­ния медико-социальной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; прове­дение санитарно-гигиенических и противоэпидемических меропри­ятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний: сани­тарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства....Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в со­ответствии с территориальными программами обязательного меди­цинского страхования. (Извлечения из статьи 38.)

Далее: скорая медицинская помощь (статья 39), специализирован­ная медицинская помощь (статья 40), медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями (ста­тья 41), медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболе­ваниями, представляющими опасность для окружающих (статья 42), порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследо­ваний (статья 43), обеспечение населения лекарственными средства­ми (статья 44), запрещение эвтаназии (статья 45), определение момен­та смерти человека (статья 46), изъятие органов или тканей человека для трансплантации (статья 47).

Врачебная тайна. Информация о факте обращения за меди­цинской помощью, состоянии здоровья граждан, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выра­зить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведе­нием расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоро­вью гражданина причинен в результате противоправных действий. (Извлечения из статьи 61.)

Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граж­дан. В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, ус­тановленных законодательством РФ... Вред, причиненный здоро­вью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законода­тельством РФ. (Извлечения из статьи 66.)

Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (статья 69). Действия госу­дарственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, определенные настоящими Основами, в обла­сти охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие го­сударственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.

Организация и структура здравоохранения в России

Система здравоохранения Российской Федерации включает в себя:

государственные организации здравоохранения, учредителя­ми которых является федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, другие федеральные органы исполни­тельной власти, имеющие медицинские службы или медицинские структуры для оказания медицинской помощи работникам таких организаций, и органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, имущество которых находится в государствен­ной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации);

муниципальные организации здравоохранения, учредителя­ми которых являются органы местного самоуправления, имущество которых находится в муниципальной собственности;

частные организации здравоохранения, имущество которых находится на праве частной собственности, а также граждане, осуществляющие медицинскую деятельность и (или) фармацевти­ческую деятельность без образования юридического лица;

органы управления здравоохранением, Российскую академию медицинских наук, которые в пределах своей компетенции осуще­ствляют меры по реализации государственной политики в области здравоохранения, выполнению программ охраны и укрепления здоровья граждан и программ развития медицинской науки, регу­лируют и координируют деятельность системы здравоохранения.

Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные (республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства здравоохранения, которые несут ответственность за состояние и развитие медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществ­ляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению, организации первичной медицин­ской помощи населению и др. Органы здравоохранения направля­ют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечива­ют единство методов и организационных принципов.

В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения существуют следующие их виды:

—лечебно-профилактические учреждения (амбулатории, поли­клиники, больницы, диспансеры, учреждения по охране мате­ринства и детства, учреждения скорой и неотложной помощи, санаторно-курортные учреждения);

—санитарно-противоэпидемические учреждения (центры ГСЭН);

— учреждения судебно-медицинской экспертизы;

— аптечные учреждения.

На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи.

Первый уровень — учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местно­сти. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельс­кие больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы — оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на определенном территориальном участ­ке. На учреждения первичной медико-санитарной помощи ложит­ся основная нагрузка по всем видам медицинской профилактики, оказанию лечебной помощи 70 — 80 % пациентов, обратившихся за помощью при острых заболеваниях и обострениях хронических.

Второй уровень условно можно обозначить как медицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, город­ские больницы, диспансеры, родильные дома общего профиля, уч­реждения реабилитационно- восстановительного назначения, сана­тории, стационары дневного пребывания, специализированные образовательные учреждения.

Третий уровень — региональные медицинские учреждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее ти­пичные учреждения — крупные многопрофильные больницы, в ко­торых оказывается медицинская помощь по 20 — 30 специальнос­тям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус-конфликтной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.). На базе этих учреждений функционируют специализированные центры, такие как центры реанимации, интенсивной терапии, реабилитации и восстанови­тельного лечения, перинатальной медицины и др.

Четвертый уровень — учреждения федерального и межреги­онального значения, оказывающие наиболее сложные и дорогосто­ящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров М3, Академии медицинских наук, клиник меди­цинских вузов, федеральных клинических учреждений.

Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, онкологические, кожно-венерологические, психоневрологические, наркологические.

Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), по определе­нию ВОЗ,—удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи, общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслу­живание, приближенное к месту жительства и работе. Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи.

ПСМП представляет собой комплекс медико-санитарных, ле­чебных, профилактических и гигиенических мер: диагностика и лечение заболеваний и травм, снабжение самыми необходимыми лекарственными средствами, охрана материнства и детства, имму­низация против основных инфекционных заболеваний, профилак­тика инфекционных заболеваний, планирование семьи, санитарной просвещение, снабжение безопасной питьевой водой и продукта­ми питания, и пр.

ПМСМ включает в себя все виды амбулаторно-поликлиниче­ской помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспомо­жение, санитарно-противоэпидемические учреждения, центры са­нитарного просвещения.

На протяжении многих лет в здравоохранении России делался акцент на развитие амбулаторно-поликлинической помощи. К кон­цу 90-х годов более 80 % обращений населения приходилось на уч­реждения ПМСП. Но вместе с тем накопилось много проблем, свя­занных с материально-техническим состоянием учреждений ПМСП, уровнем подготовки кадров, качеством и культурой оказы­ваемой помощи.

В настоящее время ПМСП находится в стадии реформирования. Предусмотрен переход к организации ПМСП по принципу семейно­го врача (врача общей практики). Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулатор­ной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуля­ций, которые обязан выполнять семейный врач, чрезвычайно разно­образен: хирургические, отоларингологические, гинекологические, офтальмологические манипуляции. В деятельности семейного врача значительная роль отводится организации медико-социальной помо­щи (совместно с органами социальной защиты населения, благотво­рительными организациями, службами милосердия) одиноким пре­старелым, инвалидам, хроническим больным. Однако переход к системе семейного врача связан с немалыми проблемами: не опре­делены длительность рабочего дня и график работы семейного вра­ча, не разработан механизм социальной и правовой защиты и т. д.

С целью совершенствования ПМСП в дополнение к существу­ющим созданы стационары дневного пребывания, детские реаби­литационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, меди­ко-генетические консультации и т. д.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению

Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания медицинской помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Поликлиника — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимос­ти для обследования и лечения больных в домашних условиях. В по­ликлинике ведут прием врачи разного профиля, а также функци­онируют различные диагностические кабинеты. Основной принцип работы поликлиники территориально-участковый, когда за участ­ковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закрепляется участок с определенным числом жителей (1700 человек старше 14 лет на 1 должность участкового терапевта, норма нагрузки — пять посещений в час на приеме в поликлинике и два — при обслу­живании пациентов на дому терапевтом).

Амбулатория, так же как и поликлиника, осуществляет медицин­скую помощь приходящим больным и на дому. Отличается от поликли­ники меньшим объемом работы и ограниченными возможностями специализированной медицинской помощи (не более пяти специалис­тов). Амбулатории, как правило, обслуживают сельское население.

Основные задачи поликлиники:

— оказание квалифицированной специализированной медицинс­кой помощи населению при обращении в поликлинику и на дому;

— организация и проведение диспансеризации населения;

— организация и проведение профилактических мероприятий сре­ди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности;

— экспертиза временной нетрудоспособности;

— организация и проведение работы по санитарно-гигиеническо­му воспитанию населения и формированию здорового образа жизни.

Одним из структурных подразделений поликлиники является отделение профилактики, которое включает в себя кабинет довра­чебного контроля, смотровой женский кабинет и др. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля выдают различные справки и проводят предварительные осмотры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.