Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и территориальная организация хозяйства




НАСЕЛЕНИЕ

В районе проживает 5,0% населения страны. Заселенность различных частей Дальнего Востока резко контрастна. Относительно более освоен его юг. Средняя плотность населения в районе низкая — около 1,2 чело­века на 1 км2. Она колеблется от 13,6 человека на 1 км2 в Приморском крае до 0,1—0,5 человека на 1 км2 на северо-востоке. Плотнее заселена Зейско-Буреинская равнина и территории, протянувшиеся вдоль Сибир­ской железной дороги. На юге Приморья (треугольник Уссурийск — Владивосток — Партизанок) плотность населения около 50 человек на 1 км2. Русские составляют более 88% населения района, украинцы — около 7%. Здесь проживают также корейцы, белорусы, евреи. Коренное население представляют якуты (около 0,4 млн человек) и группа малых народов: на Камчатке — коряки, ительмены, чукчи, эвены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска — нанайцы и ульчи; к востоку от Нижнего Амура — орочи; на севере Хабаровского края — эвенки. По берегам та­ежных рек Сихотэ-Алиня живут удэгейцы. Немногочисленна группа нивхов-аборигенов в северной части о. Сахалин и в низовьях Амура.

Доля городского населения велика — 76%, а в областях с небольшим развитием сельского хозяйства еще больше, например в Магаданской об­ласти 91%. Около 50% всех горожан района сосредоточено в крупных городах с численностью жителей 100 тыс. и более. Выделяются город­ские агломерации: Владивостокская (возникла на базе портового и рыбного хозяйства) и Хабаровская (сложилась вокруг краевого центра на базе переработки лесных и других ресурсов). В южной части о. Сахалин вокруг городов Южно-Сахалинска и Корсакова сконцентри­ровались поселки городского типа, возникшие в связи со строительством предприятий целлюлозно-бумажной и рыбной отраслей. С сооружением БАМа большие перспективы получили Комсомольская-на-Амуре агло­мерация и города Советская Гавань, Ургал, Тында, которые стали ядра­ми освоения новой промышленной зоны, формирующейся вдоль магист­рали.

Специфическая особенность Дальневосточного района — острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов страны. Однако из-за суровых природных условий и от­ставания социальной инфраструктуры велик обратный отток населения, особенно обострившийся с прекращением государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере.

В структуре хозяйства Дальнего Востока доля промышленности, стро­ительства и транспорта составляет более общественного производст­ва. При этом основную часть промышленной продукции дают добываю­щие отрасли. В последние десятилетия здесь ускоренными темпами развивали как отрасли специализации, так и вспомогательные, и об­служивающие с целью существенно изменить структуру промышленно­го производства и всего хозяйства района — увеличить его комплекс­ность.

На Дальнем Востоке с его редкой заселенностью и разобщенностью хозяйственных ареалов исключительно велико значение транспорта. Роль отдельных его видов на юге и северо-востоке района существенно различна.

Южную часть, включая о. Сахалин, обслуживают железные дороги. Сибирская железнодорожная магистраль — основная транспортная артерия района. К ней примыкают железнодорожные линии, соединяю­щие крупные города с морскими портами Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, Партизанок — Находка и др. Байкало-Амурская магистраль протяженностью более 3 тыс. км создала новые предпосылки для развития Дальнего Востока. Расстояние между Тайше­том и Комсомольском-на-Амуре сократилось на 475 км.

Экономические и культурные связи Камчатки, Курильских островов и Сахалина в значительной мере зависят от работы морского транспорта. Через порты Владивосток и Находка открывается кратчайший выход в Тихий и Индийский океаны. Морской транспорт обслуживает связи с зарубежными странами. В заливе Америка в бухте Врангеля сооружен крупный глубоководный порт Восточный. Для судоходства используют Амур и его крупные притоки— Зек», Бурею, Уссури, Бикин, Амгунь и др. Из-за малых глубин в устье Амура не заходят средние и крупнотон­нажные морские суда, что несколько снижает значение водного транс­порта для межрайонных связей.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутри­районные связи. Большую работу во внутрирайонных и особенно в меж­районных перевозках выполняет авиационный транспорт. Развивается трубоароводный транспорт (газопровод Оха — Комсомольск-на-Амуре и др.).

На северо-востоке района основную транспортную работу производят водный (велика роль Северного морского пути) и автомобильный транс­порт. Важное значение имеет авиационный транспорт, особенно в пере­возках пассажиров, почты, срочных грузов, а также в медицинском обслуживании жителей. Построенная в последние годы железная дорога Тында —- Беркакит с продолжением ее до Томмота радикально улучшит транспортную ситуацию в этой части района.

Сельское хозяйство Дальнего Востока в основном имеет внутрирай­онное значение. Его доля в общественном производстве составляет менее 1/3. Объем производства ведущих земледельческих культур недостато­чен для удовлетворения потребностей населения района в продуктах пи­тания, а обрабатывающей промышленности— в сельскохозяйственном сырье. За последнее время несколько увеличился валовой сбор картофе­ля и овощей, надои молока, производство яиц, мяса птицы (в основном благодаря укреплению кормовой базы животноводства), расширилось производство сои, риса и другой сельскохозяйственной продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.