КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий 4 страница
Патала (pAtala) – один из подземных миров, иногда этим словом обозначался подземный мир вообще. Пинака (pinAka) – название лука Шивы. Пишачи (pizAcAH) – один из низших разрядов демонов. Ассоциируются с мёртвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и др. низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений. Пуджа (pUjA, букв. «поклонение») – индуистский ритуал поклонения, выполняемый в доме, храме или святилище перед мурти - освященным изображением бога (который считается в нём обитающим) или другим священным объектом или перед почитаемой личностью. Традиционно пуджа состоит из 16 элементов. Пураны (purANAH,букв. «древние (сказания)», мн. ч. от ед. purANa) – класс священных индуистских текстов, в отличие от Вед доступных для всех. Пураны освещают пять основных тем: 1. Sarga - первотворение (творение мира в целом), 2. Pratisarga - вторичное творение, 3. VaMSa - родословие (генеалогия богов, царей и мудрецов), 4. Manvantara - манвантары (эпохи правления Ману), 5. VaMSa-carita - деяния родов (прежде всего представителей Солнечной и Лунной царской династий). Эти элементы зафиксированы уже в санскритском словаре Амаракоша (4 в. н. э.). Помимо этого, в пуранах содержатся сведения из области астрономии, географии, грамматики, музыки и др. Составителем всех пуран считается мудрец Вьяса. Традиционный канонический свод пуран включает в себя 18 махапуран (главных пуран) и 18 упапуран (младших пуран). Фактически же существует 20 махапуран и несколько десятков упапуран. Пураны делятся на группы в зависимости от того, какое божество в них провозглашается главным: Вишну (Кришна), Шива, Брахма или Шакти (Деви). К шактистским пуранам относятся Деви-, Девибхагавата-, Калика- и Махабхагавата-пураны. ДМ, хотя и является в целом самостоятельным произведением, входит в состав Маркандея-пураны. Ракшасы (rakSasAH) – разряд демонов, злые существа, враждебные людям. Описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям отшельников, колдуны и оборотни, принимающие любой облик. Риги – гимны Ригведы. Савитри (savitrI) – название мантры, части гимна Ригведы (111,62.10), обращённого к богу Солнца. Эта мантра, именуемая также Гаятри, считается самой священной. Саманы (sAmAni) – песнопения, мелодии, священные тексты, входящие в Самаведу и предназначенные для пения. Сансара (saMsAra) – странствование из жизни в жизнь, мир бренного и преходящего. В индуизме понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и различных сферах бытия. Смена телесных оболочек в сансаре определяется законом кармы. Тантризм (от tantra «система, пряжа, ткань») – эзотерическая традиция в индуизме (особенно в шиваизме и шактизме, хотя есть и тантристы-вишнуиты), а также в буддизме и джайнизме. Основные признаки индуистского тантризма таковы: 1). Представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: статичном мужском и динамичном женском. 2). Интерес к онтологии женского начала. 3). Детальное отождествление макро- и микрокосма, так, тело человека уподобляется вселенной. 4). Не отказ от мира, а трансформация его, соединение бхукти (наслаждения) с мукти (освобождением). 5). Дживанмукти (освобождение при жизни) как высшая цель. 6). Перевес практической составляющей над теоретической, тантризм – это прежде всего практика. 7). Активное использование магии, оккультизма, стремление к обретению сиддхи (психических сверхспособностей). 8). Активное использование йоги. 9). Существенное значение энергии слова, велика роль разнообразных мантр. 10). Эзотеризм, сокрытость от непосвященных. Наличие различных ступеней посвящения. Существуют три главные ветви индуистского тантризма: 1). «тантра правой руки» (дакшиначара), не противоречащая установлениям обычного индуизма и сводящаяся к ритуализму, 2). «тантра левой руки» (вамачара), использующая практики, выглядящее как нечто противоречащие этим установлениям: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды (см. панчамакара), 3). «тантра срединного пути», отвергающая крайности и вамачары, и дакшиначары, и делающая особый акцент на здоровый образ жизни и йогические методы поднятия кундалини. Также «тантру срединного пути» именуют каула-тантризмом. Таттвы (tattvAH, мн. ч. от ед. tattva «истина, действительность») 1). Первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, «кирпичи», из которых строится мироздание. В классической санкхье рассматриваются 25 таттв. Шактизм же, как и шиваизм, признаёт 36 таттв (25 таттв санкхьи + 11 дополнительных), 2). Один из пяти элементов ритуала панчамакара. Три десятка (tridAzAH) – в индийской мифологии число богов круглым счетом составляет тридцать, хотя их насчитывается гораздо больше. В эту группу входят 12 адитьев, 8 васу и 10 рудр. Турья (tURya) – музыкальный инструмент, возможно духовой (наподобие горна). Удгитха (udgItha) – мелодия, в сопровождении которой жрец поёт гимны-саманы из Самаведы. Упанишады (upaniSad, букв. «сидение у ног (учителя») – класс священных индуистских текстов, завершающий разряд литературы Вед (Шрути). Традиционно насчитывается 108 упанишад, но в реальности их более 200. Из них от десяти до шестнадцати классифицируются как «главные» или «великие», комментарии к ним составляли различные индийские философы на протяжении столетий. Упанишады содержат эзотерические знания, передававшиеся наставником из уст в уста ученику. Основное содержание их составляют учения о единстве индивидуального Я - Атмана и вселенского абсолюта – Брахмана, реинкарнации, карме и различных путях освобождения. Существуют и восемь особых шактистских упанишад: Трипуратапини-, Сита-, Деви-, Саубхагья-Лакшми- и др. Некоторые тантрические тексты по форме являются упанишадами (например, Каула, Трипура). Уткрантида (utkrAntidA) – копье бога смерти Ямы. Хома (homa) – обряд помещения в огонь жертвенного дара (havis), которым служит преимущественно топлёное масло. Чакра (cakra, букв. «круг, колесо») – в йоге и тантризме энергетический центр в тонком теле индивида. Выделяются семь чакр, расположенных одна над другой вдоль позвоночного столба: муладхара (локализуется в районе тазового сплетения), свадхиштхана (гениталии), манипура (пупок), анахата (солнечное сплетение), вишуддха (горло), аджня (междубровье), сахасрара (помещается над макушкой головы). Каждая чакра имеет свою сложную символику. Чарита (carita) – здесь один из трёх разделов ДМ. Шакти (zakti, букв. «мощь») – божественная сила или энергия, женская манифестация божества. Персонифицируется в образах различных богинь. Шакти с большой буквы – одно из имён единой великой Богини-Матери. Шактизм – одно из трёх направлений в индуизме, в основе которого лежит поклонение женскому началу в его разнообразных проявлениях. Шарнга (zArGga) – «роговой», название лука Кришны. Шастры (zAstrAH) – индуистские религиозно-философские трактаты, в широком смысле – сочинения по всем областям знания. Шлока (zloka) – главный стихотворный размер эпоса и пуран, широко используемый в санскритской литературе, состоит из четырёх пад (полустиший), каждая из которых включает восемь слогов. Экарнава (ekArNava) - космический океан, в котором до творения мира было растворено все существующее. Яджусы (yajUMSi) – жертвенные формулы Яджурведы. Якши (yakSAH) – добрые или преимущественно безвредные существа полубожественной природы. Составляют свиту Куберы и считаются хранителями его сокровищ. Чаще всего изображаются в виде прекрасных женщин и мужчин. БИБЛИОГРАФИЯ Айравата дас - Айравата дас. Ведическая космология. – М.: Йамуна Пресс, 1998. Алиханова - Алиханова Ю. М. Образ ашрамы в древнеиндийской литературной традиции // Петербургский Рериховский сборник: Вып. 5 – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Альбедиль - Альбедиль М. Ф. Индуизм. – Спб.: Петербургское Востоковедение, 2000. Артхашастра - Артхашастра. – Пер. В. И. Кальянова. – М.: Наука, 1993. Бонгард-Левин, Ильин - Бонгард-Левин Г.М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. - М.: Наука, 1985. Бируни - Бируни. Индия / Пер. с. араб. – М.: Ладомир, 1995. Бхагавадгита - Бхагавадгита. Книга о Бхишме. – 3-е изд., доп. – СПб.: «A-cad», 1994. Вальмики - Вальмики. Рамаяна. – М.: Гаудия-веданта Пресс, 1999. Горохов - Горохов С. А. Тантризм // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аванта, 1996. Дандекар - Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. – М.: Вост. Лит., 2002. Древняя Индия - Древняя Индия: Страна чудес.- М.: ТЕРРА, 1997. Древняя Индия: Три великих сказания - Древняя Индия: Три великих сказания. – 2-е изд., доп. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. Законы Ману - Законы Ману. \Пер. с санскр. - М.: Наука, 1969. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. - М.: Республика, 1996. История Востока - История Востока. Т.1. Восток в древности.-М.: Восточная литература, 1997. Калидаса - Калидаса. Род Рагху. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. Классическая йога - Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. – М.: Наука, 1992. Кочергина - Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Филология, 1996. Лунный свет санкхьи - Лунный свет санкхьи. – М.: Ладомир, 1995. Махабхарата 1958 - Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 4. – Ашхабад: Издательство Академии наук Туркменской ССР, 1958. Махабхарата 1963 - Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 7, ч. 2. – Ашхабад: Туркменское издательство, 1963. Махабхарата 1974 - Махабхарата. Рамаяна. – М.: Художественная литература, 1974. Махабхарата 1987 - Махабхарата. Книга третья. Лесная [Араньякапарва] /Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 1987. Махабхарата 1992 - Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва, или Книга о Дроне / Пер. В. И. Кальянова.: Наука, 1992. Махабхарата 1996 - Махабхарата. Книга девятая. Шальяпарва, или Книга о Шалье/ Пер. В. И. Кальянова. – М.: Ладомир, 1996. Махабхарата 1998 - Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, Или Книга об избиениии спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва, или Книга о женах. -/ Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. – М.: Янус-К, 1998. Махабхарата 2000 - Махабхарата. Поэтическое переложение С. Л. Северцева. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. Махабхарата 2001 - Махабхарата. – М.: Азбука, 2001. Мифы народов мира - Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992. Пандей - Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М.: Высшая школа, 1990. Пахомов - Пахомов С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. – СПб.: Амфора, 2002. Посова – Посова Т. К. Мифология «Девимахатмья» // Древняя Индия. Язык, культура, текст. – М.: Наука, 1985. Прабхупада - Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. – М.: Воздушный транспорт, 1990. Радхакришнан - Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. – М.: Миф, 1993. Ригведа 1989 - Ригведа: Мандалы V. - Пер. Т. Я. Елизаренковой.- М.: Наука, 1989. Ригведа 1999 - Ригведа: Мандалы Y – YIII. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1999. Ригведа 1999 - Ригведа: Мандалы IX - X. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1999. Рыбаков - Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1989. Сахаров - Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. – М.: Наука, 1991. Сомадева - Сомадева. Океан сказаний / Пер. с санскр. И. Серебрякова. – М.: Терра, 1998. Субрамуниясвами - Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. – Пер. с англ. – Киев: София, 1997. Сутры философии санкхьи / Пер. В. К. Шохина – М.: Ладомир, 1997. Тантрический путь - Тантрический путь. Вып. 3. – М.: Тантра-Сангха, 1996. Темкин, Эрман 1982 - Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982. Темкин, Эрман 1979 - Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии.- М.: Наука, 1979. Томас - Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. – СПб.: Евразия, 2000. Чондимонгол - Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди [Чондимонгол]. – Пер. И. А. Товстых. – М.: Наука, 1980. Шивананда - Шри Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. – Пер. с англ. – М.: Золотое сечение, 1999. Упанишады - Упанишады.- 2-е изд.. доп. - М.: Восточная литература, 2000. Элиаде – Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. – СПб.: Лань, 1999. Ajit Mookerji - Ajit Mookerji. Kali. The Feminine Force. - London: Thames and Hudson Ltd., 1988. Apte - Apte V. Sh. The Student s Sanskrit-English dictionary. – 2 Ed. – Bombay: Gopal Narayen and Co, 1922. The Devibhagavata-purana - The Devibhagavata-purana. Translated by Swami Vijnanananda. – New Delhi: Nag Publishers, 1977 (reprint). The Devi Gita - The Devi Gita (Song of the Goddess). Translated by Swami Vijnanananda // Sacred Books of the Hindus. - Vol. 26. – Allahabad: Panini Office, 1921. Introduction to Kashmir Shaivism - Introduction to Kashmir Shaivism. – Ganeshpuri: Gurudev Siddha Peeth, 1975. Tiwari - Tiwari J. N. Goddess Cults in ancient India. – Delhi: Sundeep Prakashan, 1985. Worterbuch Sanskrit-Deutsch von Dr. K. Mylius. Leipzig: Verlag Enzyklopadie, 1975. При работе над переводом и комментарием к нему также использовались материалы сайтов www.hubcom.com/tantric и www.shaktism.narod.ru Цитаты из Сапташати-сарвасвам приводятся по переводу этого памятника, выполненному Ерченковым О. Н.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |