Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык Паскаль




ЯЗЫК БЛОК-СХЕМ

В качестве элементов язык блок –схем использует графические объекты: овалы, ромбы, прямоугольники, стрелки, а также использует некоторые математические знаки и символы.

Основное достоинство - это наглядность.

Основной недостаток языка блок-схем ориентированность на человека-исполнителя. Поскольку предъявить блок-схему компьютеру сложно, т.к. ЭВМ воспринимает для обработки знаково-текстовую информацию.

Наиболее простым языком одинаково пригодным для человека и ЭВМ является язык называемый языком программирования. Вообще под ЯП будем понимать любой АЯ запись на котором, в принципе оказывается доступной компьютеру. (Исполнителю)

ПРОГРАММОЙ называется алгоритм, записанный на языке понятном исполнителю- компьютеру. Шаги алгоритма в программе называются операторами.

ТРИ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

1. ЯП служит в качестве средства выражения алгоритмической мысли, т.е. разрабатывая какой-либо алгоритм человек, может думать в терминах используемого им ЯП.

2. Как средство общения, как средство передачи алгоритмов от человека к человеку.

3. Как средство общения человека с машиной.

 

Вопрос 2 Основные элементы языка Паскаль (алфавит, идентификаторы, константы, комментарии).

 

Алфавит языка ТП включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова.

Буквы - это буквы латинского алфавита от Aдо Z и от a до z, а также зкак подчеркивания “ _”. В ТБ нет различиймежду прописными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения.

Цифры - арабские цифры от0 до 9. Шестнадцатеричная цифра имеет значения от 0 до 15. Первые десять значений обрабатываются арабскими цифрами 0 и 9, остальные шесть – латинскими буквами A... F или a... f

Специальные символы + - * / =, ‘ “.:; < > [ ] { } ^ @ $ #

К специальным символам так же относятся следующие пары символов < >, <=, >=,:=, (* *). В программе эти пары символов разделять пробелами нельзя, если они используются как знаки операции отношения или ограничители комментариев.

Неиспользуемые символы: алфавит русского языка.

Зарезервированные слова:

Begin... end

And, or, not, xor, array, if, then, else, for, to, do и т. д.

Комментарий – произвольная последовательность любых символов, обрамленная фигурными скобками { } (* *)

{ (* *) } или (*{ }*) можно

{ { } } или (* (* *)*) нельзя

Идентификатор – это имя, свободно выбираемое программистом для элементов программы (процедур, констант, переменных).

Идентификаторы могут произвольную длину, но значащимися являются только первые 63 символа. Идентификатор всегда начинается с буквы, за которой могут следовать буквы и цифры. Буквой считается так же символ подчеркивания ’_ ’, поэтому идентификатор может начинаться и с этой буквы. Пробелы и специальные символы языка не могут входить в идентификатор.

Примеры

Правильные Неправильные

F 1pro цифра на 1ом месте

Data_27sent mod зарез. слово

_beta block#1 спец. символ

extern my prog пробел

Константы – это те данные и переменные которые не изменяются в процессе выполнения программы.

Константы могут быть трех видов:

1. Числовые 24.6; 786 (целые и вещественные)

2. Символьные - это любой символ ПК, заключенный в

апострофы ‘ * ’, ‘ a ’

3. Текстовые ‘привет ’ ‘буква’

 

Вопрос 3 Общая характеристика типов данных в Паскале, простые типы данных.

Тип – определяет объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет также и формат внутреннего представления данных в памяти ПК.

ТП характеризуется разветвленной структурой типов данных каторая изображена в следующей таблице.

 
 

 


В ТП предусмотрен механизм создания новых типов данных, длагодаря чему общее количество типов, используеиых в языке, может быть сколь угодно большим.

Целочисленные типы данных представляют собой значения, которые могут использоваться в арифметических выражениях и занимать в памяти от 1 до 4 байт.

 

Тип Диапазон Требуемая память(байт)
Byte 0.. 255  
Shorint -128.. 127  
Integer -32768.. 32767  
Word 0.. 65535(2 в 16-1)  
Longint -2147483648..2147483647(2 в 31-1)  

 

Значения целых типов могут изображаться в программе двумя способами в десятичном виде и в шестнадцатеричном виде (в этом случае вначале числа ставиться знак $. $F(16)= 15(10)

Вещественные типы данных представляют собой вещественные значения, которые используются в арифметических выражениях и занимают в памяти от 4 до 6 байт. Паскаль допускает представление вещественных значений и с плавабщей, и с фиксированной точкой.

Тип Диапазон Мантиса Память(байт)
Real 2.9*10e-39 1.7*10e38 11-12  
Single 1.5*10e-45 3.4*10e38 7-8  
Double 5.0*10e-324 1.7*10e308 15-16  
Extended 1.9*10e4951 1.1*10e4932 19-20  
Comp -2e63+1 2e*10e63-1 10-20  

 

Фиксированная точка 7.32; 456.721; 0.015

Плавающая точка 7.32е+00; 4.5672e+02; 1.5e-02.

Действия над типами 2-4 могут выполняться только при наличии числового сопроцесора.

Символьный тип данных char определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. В программе значения переменных и констант данного типа должны быть заключены в апострофы.

Булевским типом называют тип данных, представляемый двумя значениями: TRUE (истина), FALSE (ложь). Он широко применяется в логических выражениях и выражениях отношения. При описании величин этого типа указывают слово boolean. Для размещения в памяти переменной данного типа требуется один байт.

Интервальный тип(диапазон) позволяет задовать две константы, определяющие границы диапазона значений для данной переменной. Компилятор при каждой операции с переменной данного типа генерирует подпрограммы проверки, определяющие, остается ли значение переменной внутри установленного для нее диапазона.

Обе константы должны принадлежать одному из стандартных типов. Значение первой константы обязательно меньше значения второй.

Формат:

Type имя типа = константа1.. константа2;

Var идентификатор: имя типа;

Перечисляемый тип –тип данных, заданных списком принадлежащих ему значений. Объявления данного типа описывает множество идентификаторов, которые являются возможными значениями данного типа. Идентификаторы в описании типа представляют собой константы. Отдельные значения указываются через запятую, а весь список заключается в круглые скобки. Первая константа имеет порядковый номер нуль, вторая-1 и т. д.

Формат:

Type имя типа: (значение1, значение2,..., значениеn);

Var идентификатор: имя типа;

Пример: type color = (red, blue,...);

var cvet: color;

 

Вопрос 4 Условные операторы в языке программирования Паскаль.

 

При решении задач иногда возникает ситуация, когда действие осуществляется в зависимости от некоторого условия. Для программирования проверки условия и выбора действия в зависимости от этого условия используются условные операторы.

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Т. о. условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса. Структуру условного оператора можно изобразить синтаксической диаграммой.

 

 


Заметим, что ветка иначе (else) может отсутствовать. Точка сзапятой перед else не ставится. Если оператор состоит не из одного оператора, а из нескольких то обязательно нужны операторные скобки(begin end). В Паскале любая последовательность операторов заключенная в операторные скобки считается одним оператором.

Пример: если два числа больше нуля вычислить корень этих двух чисел

Var x, y: integer;

Begin

Writeln(‘ введите x и y’);

Readln(x, y);

(*) If (x>0) and (y>0) then

Begin

X:= sqrt(x);

Y:= sqrt(y);

End;

Write(‘x=’, x,’y=’,y);

Readln;

End.

Наличие скобок в выражение (*) обусловлено тем, что операции отношения имеют приоритет ниже, чем логическая операция, но должны быть выполнены раньше ее. Поэтому выражения x>0 y>0 находятся в круглых скобках.

В частях then и else могут находиться любые операторы, в том числе и условный оператор. При программировании возникают затруднения, к какому именно оператору относится оператор else. Здесь действует следующее правило: компилятор связывает часть else с ближайшим, еще не имеющим часть else оператором if. Исключение составляет ситуация, когда в части then стоит блок операторов. Например

If x>0 then begin

If y> 0 then y:=sqrt(y);

End

Else y:=y+x;

В данном примере часть else относится к первому оператору if.

Оператор выбора. Иногда необходимо сделать вывод не из двух вариантов, с чем успешно справляется условный оператор, а из n таких операторов, в этой ситуации можно воспользоваться оператором выбора. Синтаксис данного оператора изобразим синтаксической диаграммой.

 


Константа имеет тот же самый тип, что и выражения, при чем тип должен быть дискетным, скалярным и упорядоченным.

Оператор произвольный оператор Паскаля (м. б. снова case)

Конструкция вида константа.. константа задает отрезок соответствующего типа. Причем левая константа должна быть меньше правой. Тем не немее существует еще одно сокращение – через запятую. Каждая альтернатива начинается с некоторой константы (метка) или отрезков, а завершается оператором.

Else-ветвь имеет вид: else-оператор.

 

Семантика (определяем смысл оператора case)

1. вычисляем значения выражения;

2. вычесленное значение выражение ищется в качестве метки одной из альтернатив. Эта метка может явно присутствовать в альтернативе, или же может быть часть отрезка. Если метка найдена, то выполняется оператор соответствующей альтернативе. Если же метка не найдена не в одной альтернативе и при этом отсутствует ветка else, то выполнение оператора case завершается, но если else присутствует в последнем случае, то выполняется соответствующий ей оператор. В любом случае после выполнения оператора либо альтернативы, либо ветки-else выполнение данного оператора прекращается.

Пример: Составить график работы магазина по дням недели. Решить

задачу с помощью условного оператора и оператора выбора.

Ветвление – управляющая структура, которая в зависимости от выполнения заданного условия определят выбор для исполнения одного из двух или более заданных в этой структуре групп операторов.

 

Вопрос 5 Операторы цикла в языке программирования Паскаль.

 

Цикл – это группа операторов, которая может выполняя неоднократно, если выполняется заданное условие.

В языке Паскаль различают, три вида операторов цикла рассмотрим их:

1. Оператор цикла с пред условием имеет следующую синтаксическую диаграмму:


Семантика 1. Проверяется условие, если оно ложное, то выполнение

оператора на этом завершается.

2. Если условие истено, то выполняется оператор следующий за словом do, после чего осуществляется переход к шагу 1.

Оператор называется с пер- условием, т.к. сначала проверяется условие, а только затем если оно истино выполняется тело цикла. Очевидно, если тело цикла состоит из нескольких операторов, необходимы операторные скобки.

Пример: Просуммировать 10 целых числа вводимые с клавиатуры.

Const l=10; s- сумма, i- вводимое число, c – счетчик чисел

Var s, i, c: integer;

Begin c:=0; s:=0;

While c<l do

Begin

C:=c+1;

Writeln(‘ введите’,c,’-ецелое число’);

Readln (i);

S:=s+i;

End;

Writeln(‘s=’, s);

Readln;

End.

 

2. Оператор цикла с пост. условием, имеет следущую синтаксическую диаграмму.

 

 


Семантика 1. Выполняется последовательность операторов

2. Проверяется условие, если оно истино, то выполнение

оператора цикла завершается, если оно ложно, то

выполняется шаг один.

Изобразим блок-схему, которая будет соответствовать данной семантики.

Пример: условие см. выше.

Const l=10; s- сумма, i- вводимое число, c – счетчик чисел

Var s, i, c: integer;

Begin c:=0; s:=0;

repeat

C:=c+1;

Writeln(‘ введите’,c,’-ецелое число’);

Readln (i);

S:=s+i;

Until c>=l;

Writeln(‘s=’, s);

Readln; end.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.