Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая драма




А.Корнейчук "Платон Кречет" (1934)

 

В центре – тема интеллигенции.

Пьеса строится на антитезе: два человека, представители интеллигенции, сформировавшиеся, казалось бы, в сходнях общественных условиях, все же по-разному смотрят на жизнь, руководствуются противоположными нравственными принципами. Конфликт пьесы лежит не в социальной, а в нравственной плоскости. И развивается именно как психологический, хотя построен не на традиционной для психологической драмы любовной интриге, а на противопоставлении карьериста Аркадия Павловича (зав. больницей) и человека долга, не думающего о себе, Платона Кречета.

Социальная проблематика тоже присутствует. Предисполкома Берест поддерживает Кречета. Зав. облздравотделом Бочкарева – Аркадия Павловича. С образом Бочкаревой связана сатирическая струя. Это чиновница, в прошлом председатель кондитерского объединения, взахлеб восторгающаяся идеей Аркадия Павловича переименовать больницу в "Фабрику здоровья".

А.Афиногенов "Машенька" (1940 г.)

Сюжет пьесы Александра Афиногено­ва – взаимоотношения старика профе­с­сора Окаемова с 14-летней внучкой Маше­нь­кой.

Проблематика – этическая, связанная с пониманием человека человеком. Характер Машеньки раскрывается в ее отношениях с матерью и дедом.

Конфликт не выходит за пределы семейного, камерного, однако одновременно становится общечеловеческим. Пьеса исполнена гуманистическим пафосом и рассказывает об умении "впустить" в свою душу другого человека, принять его. Ее основной мотив – нравственное преображение под влиянием дружбы. Сюжет строится не столько на событиях, сколько на перипетиях внутренней жизни героев. Именно в то время, когда на сцене ничего не происходит, совершается главное – оно в душах героев.

А.Арбузов "Таня" (1939 г.)

Главная героиня – Таня Рябинина – создает для себя маленький, уютный и замкнутый мир. Любовь к Герману – весь смысл и все содержание ее жизни. Она "растворяется" в его интересах и теряет себя, перестает быть отдельной, самостоятельной и самоценной личностью. Таня разрывает все нити, связывающие её с внешним миром: она бросает институт, отказывается от общения с друзьями, от профессии врача. Ее профессией становится то, что может помочь Герману, – чертежи. Ее друзьями становятся друзья Германа. Случайно Таня узнает, что ее муж полюбил другую женщину. Мария Шаманова – полная противоположность Тане. Сильная женщина, директор прииска, умеет настоять на своем, сама строит свою судьбу. Это первый удар, обрушившийся на Таню, и она его выдерживает. Она живет интересами любимого человека и потому "освобождает" его, уходя и даже не сказав, что ждет ребенка.

Со смертью Юрика Таня еще раз теряет опору и смысл жизни. И здесь снова проявляются сила ее характера, жизнестойкость. Она не сломана, не впадает в депрессию. Наоборот, она поднимается духовно, начинает новый этап своей жизни: снова приобретает профессию, едет работать врачом на далекие прииски. Отныне смысл ее жизни – в работе, в помощи людям. И в том, чтобы забыть прошлое. Она не хочет ни любви, ни дружбы, считает все это обманом.

Героине приходится многому учиться. Не только идти на жертвы (это изначально заложено в ее характере), но и принимать решения, преодолевать неуверенность в своих силах. Уже не Таня зависит от кого-то, а люди зависят от нее. Из-за того, что она побоялась сама делать операцию, гибнет молодая девушка. Тане приходится осознать, что в определенный момент она для людей единственная надежда и поэтому на ней лежит ответственность за них. И уже эта, новая Таня решается идти на чужой участок на лыжах, зная о надвигающемся буране, чтобы спасти ребенка, который оказывается сыном Германа и Марии.

Таня вышла с честью из всех жизненных испытаний, смогла доказать себе, что ее жизнь имеет смысл. Но ощущение полноты жизни возвращается к ней лишь тогда, когда она встречается с Германом. Эта любовь как бы отпустила её, она освободилась от прошлого, пережила его. У нее появилось ощущение счастья, будущего, надежды. Только в финале разрывается окончательно тот узкий кружок замкнутой семейной жизни, который Таня уже давно потеряла в реальности, но в душе еще удерживала (или он удерживал ее душу). Стоя у постели чужого Юрика, Таня говорит с ним как с сыном – другие люди "входят" в ее личный, камерный мир. Об этом же говорит ее финальный разговор с Игнатовым, который сыграл важную роль в ее жизни, поддержал ее веру в себя.

"ТАНЯ. Алексей Иванович, да неужели вы не видите, как вы мне нужны, мой хороший, мой дорогой друг (Подбегает к окну). Глядите, какой снег! Он будет лететь нам вдогонку, а мы, как в детстве, задерем головы и будем глотать его, как мороженое… А вечером, когда мы доберемся до города, мы достанем вот этот огурец, посолим его и торжественно съедим, как самый дорогой трофей в моей жизни. А наутро снег заметет наши следы, словно мы никогда и не проезжали по этой дороге".

Здесь выражено приятие другого человека, родство души с ним. Восторг, детское ощущение жизни. – перед нами прежняя Таня. Но есть и другое: в последней фразе – философское отношение к жизни, ощущение того, что мир, жизнь – больше, чем "я" и важнее его.

2-я часть пьесы более динамична, насыщена событиями, чем 1-я. Здесь существо Таниного характера, души, раскрывается не изнутри, а извне, через событие.

Но силу пьесы составляет не внешняя, фабульная сторона, а внутренний сюжет, составленный из душевных движений героини, складывающихся в целом в тонкий психологический рисунок.

Преобладание внутреннего над внешним сказывается уже в своеобразии завязки. Пьесу завязывает "своеобразный характер Тани, обнаруживающий себя во многих, едва заметных событиях, а не одно большое, значительное событие, не происшествие" (К.Рудницкий).

В 1-й части два сюжетных "узла": разрыв Тани с мужем и потеря сына. Внешняя реакция Тани на эти события описывается нарочито скупо, лаконично. Сцена после смерти Юрика. " ТАНЯ. Не надо говорить. Я хочу одна. Совсем. Никого не надо ". Далее следует большая ремарка: "Таня подходит к окну и садится у подоконника. С улицы слышно, как бьют часы, им отвечают другие, третьи. Гаснут огни. Настает ночь. Таня молча сидит у раскрытого настежь окна. Где-то стороной проходит гроза. Вдали гудят далекие поезда. Снова бой часов. Таня сидит молча. Кричат петухи. Даль за окнами розовеет. Так проходит ночь. Настает рассвет. На дворе поют птицы. Восходит солнце. Вдали грохочет электричка. Таня медленно поднимает голову, смотрит на улицу. Со двора слышен звонкий мужской голос: "Дуська, Ду-усь, на занятия"… И где-то рядом радио передает утреннюю зарядку… В комнату падают первые лучи солнца. Наверху на рояле играют пустячную песенку. Наступает утро".

Контраст между внутренним состоянием Тани (одиночеством, опустошенностью, ощущением остановившейся жизни) и неумолимым потоком бегущего времени, обыденной жизни. Смена темноты рассветом символизирует начало нового этапа Таниной жизни. В этой сцене отсутствует внешнее действие. Вступает в силу сценичность иного рода. Интерес зрителя направлен на динамику внутренних состояний Тани, на сложную борьбу в ее душе, на преодоление горя.

В 1-й и 2-й частях есть ряд параллельных эпизодов, данных под разным углом зрения, но с повторяющимися деталями.

1) Повторяется мотив умирающего ребенка.

Ø Вначале домработница Дуся говорит Тане о болезни, а затем о смерти ребенка у соседей. Таня воспринимает это отстраненно.

Ø У Тани умирает сын. В это время приходят инженер Грищенко и его жена Оля. Они веселы, окрылены успехом, надеждой, любовью. У них другая жизнь, и они не чувствуют Таниного горя, как и она когда-то не чувствовала чужой беды.

Ø Тане сообщают, что на дальнем прииске умирает мальчик. И она, рискуя собственной жизнью, спасает его.

От замкнутости в себе (Таня с одной стороны, а люди – с другой, в другом мире) героиня идет к единению с людьми.

2) Мотив пурги.

Ø В начале Таня рассказывает о том, как заблудилась в снегопад и очень испугалась.

Ø В конце она идет навстречу начинающемуся бурану. Буран – символ жизненных испытаний, которые преодолевает героиня.

Хрупкая девочка превращается в сильную женщину.

3) "Шотландская песня" Бетховена.

"Милее всех был Джемми, мой Джемми любимый…"

Ø 1-й раз Таня играет и поет в 1-й картине, когда ждет Германа.

Ø 2-й раз – на дружеской вечеринке.

Ø З-й раз – на прииске, на зимовье, куда Таня приехала лечить девочку. Слова "был", "любил" отражают ощущение любви как прошлого. Сначала Таня робко начинает играть, затем подпевает – только 2 строчки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.