КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От редакции 2 страница
(обратно) Там же. С. 112. (обратно) Там же. Т. 29. Кн. 1.С. 225. (обратно) См.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1969. С. 318–319. (обратно) Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 28. Кн. 2. С. 23. (обратно) Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. Т. 1. М., 1968. С. 205. (обратно) Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 5. М., 1966. С. 190, 195–197. (обратно) Боборыкин П. Д. Островский и его сверстники // Слово. 1878. Август. С. 2, 19. (обратно)
Аверкиев Д. О драме. СПб., 1907. С. 136–137. (обратно)
См.: Аверкиев Д. О драме. С. 97–98. (обратно) Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. С. 418. (обратно) Скабичевский А. История новейшей русской литературы. СПб., 1893.С. 369. (Курсив мой. — Б. К.). (обратно) Там же. (обратно) Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.,1960. С. 127. (Курсив мой. — Б. К.). (обратно) Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 541. (обратно) Гегель Г. В. Ф. Философия права // Соч. Т. 7. М.; Л., 1934. С. 44, 48. (обратно) См.: Гегель Г В. Ф. Философия истории // Там же. Т. 8. М., 1935. С. 22. (обратно) Гегель Г В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С 106. (обратно) Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч. Т. 3. М., 1956. С. 280–283. (обратно) Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 43–45. (обратно) Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969. С. 289, 291. (обратно) Там же. Т. 3. С. 606. (обратно) Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. С. 108. (обратно) Куклин А. Я. Искусство и общение в учении Гегеля // Искусство и общение. J1., 1984. С. 49. (обратно) Каган М. С. Мир общения. М., 1988. С. 21, 22, 25. (обратно) Фейербах Л. Избр. философские произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1955. С.183. (обратно) Там же. С. 203. (обратно) Лукач Г Литературные теории XIX века и марксизм. М., 1937. С. 50. (обратно) См.: Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С. 365 и др.; об этом же см.: Банфи А. Философия искусства. М., 1989. С. 232. (обратно) См.: Соловьев Э. Ю. Попытка обоснования новой философии истории и фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Новые тенденции западной социальной философии. М., 1988. С. 19. (обратно) Гусейнов В., Скрипни/с А. Пессимистический гуманизм // Шопенгауэр А. Свобода и нравственность. М., 1992. С. 5. (обратно) Лосев А. Ф. Гибель буржуазной культуры и ее философии // Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 326. (обратно) Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. М., 1903–1904. Т. 2. С. 621–622. (обратно) См.: Хюбшер А. Мыслители нашего времени. С. 30–37. (обратно) См.: Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 118. (обратно) См.: Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975. С. 105 (обратно) Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 70. (обратно) См.: Шопенгауэр Л. Свобода воли и нравственность. С. 240. (обратно) Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 205–206, 223. (обратно) Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. СПб., 1880. С. 396. (обратно) Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 3. (обратно) Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988. С. 323 и др. (обратно) Кьеркегор С. Или — или // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М., 1967. С. 494–495. (обратно) Гайденко П. Трагедия эстетизма. М., 1970. С. 205. (обратно) Цит. по: Гайденко П. Трагедия эстетизма. С. 204. (обратно) См.: Эфендиева Н. М. Проблема времени в философии С. Кьеркегора // Вопросы философии. 1980. № 5. С. 146. (обратно) Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1894. С. 246, 248, 282–283. (обратно) См.: Адмони В. Г. Генрик Ибсен. Л., 1989. С. 89. (обратно) Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Избр. произведения: В 2 кн. Кн. 2. М.; Л.: Сирин, 1990. С. 414. (обратно) Там же. С. 329. (обратно) Там же. С. 329, 360. (обратно) Ницше Ф. Происхождение трагедии из духа музыки. СПб., 1899. С. 125, 127. (обратно) Банфи А. Философия искусства. М., 1989. С. 269. (обратно) Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 366–368. (обратно) См.: Кессиди Ф. От мифа к логосу. М., 1972. С. 107, 182; Он же. Гераклит. М., 1982. С. 39. (обратно) Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. М., 1914. С. 194. (обратно) Freytag G. Die Technik des Dramas. Leipzig, 1870. (обратно) Меринг Ф. Литературно-критические статьи. М.; Л., 1934. Т. 2. С. 183. (обратно) Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С. 143. (обратно) См.: Толстой А. К Проект постановки («Смерти Ивана Грозного») // Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1969. С. 490, 493. (обратно) См., напр.: Карьер М. Драматическая поэзия. СПб., 1898. С. 25 и др. (обратно) Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С. 164. (обратно) Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960. С. 352. (обратно) Brunetiere F. La Loi du th£atre // Noel E., Stoullig E. Les Annales du theatre et de la musique / avec une preface par F. Brunetiere. Paris, 1894. (обратно) Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. С. 127–128. (обратно) См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 772–773. (обратно) Brunetiere F. La Loi du the&tre. P. IV. (обратно) «Селимар возлюбленный» (1863), «Соломенная шляпка» (1851) — комедии Эжена Лабиша («Селимар возлюбленный» — совм. с Делакуром). — Примеч. ред. (обратно) Арнольф и Агнеса — персонажи комедии Мольера «Школа жен» (1662). — Примеч. ред. (обратно) Brunetiere F. La Loi du theatre. P. VI11, XI. (обратно) Ibid. P. IX–XI. (обратно) Ершов П. Технология актерского искусства. М., 1959. С. 288. (обратно) Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. С. 222. (обратно) См.: Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986. С. 31. (обратно) См.: BoorJ. Dialektika deji'n divalda. Bratislava, 1975. S. 170. (обратно) МимъД. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906. С. 7. (обратно) См.: Конт О. Курс позтивной философии // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. С. 727–732. (обратно) Кон И. Позитивизм в социологии. Л., 1964. С. 20. (обратно) Отметим попутно, что в 1890-х годах (к тому же десятилетию относится и статья «Закон драмы») Брюнетьер в духе борьбы за существование толкует литературный процесс в целом: Расин в «Андромахе» хотел создать нечто иное, чем Корнель; Дидро в «Отце семейства» захотел сделать нечто иное, чем Мольер в «Тартюфе». Таковы, по Брюнетьеру, закономерности, определяющие смену направлений и жанров в драматургии; они борются друг с другом и, так же как в природе, при благоприятных условиях, «могут стабилизироваться» (см.: Брюнетьер Ф. Эволюция жанров в истории литературы / / Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. С 742–748). (обратно) Шоу Б. О драме и театре. М., 1963. С. 65–69. (обратно) Юрский С. Играем Ибсена // Вопросы литературы. 1985. № 4. С. 198. (обратно) Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину от 30 мая 1888 г. // Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. Т. 2. М., 1975. С. 281. (обратно) Чехов А. П. Письмо В. А. Тихонову от 7 марта 1889 г. // Там же. Т. 3. М., 1976. С. 174. (обратно) Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину от 21 окт. 1895 г. // Там же. Т. 6. М., 1978. С. 85. (обратно) Волконский С. Художественные отклики. СПб., 1912. С. 60–61. (обратно) Неведомский М. О современном художестве. Символизм в последней драме А. П. Чехова // Мир Божий. 1904. № 8. С. 20. (обратно) Айхенвальд Ю. Современное искусство // Русская мысль. 1904. Кн. 2. С. 257, 258, 262. (обратно) Белый А. «Вишневый сад» // Весы. 1904. № 2. С. 47. (обратно) Джемс Линч (Л. Андреев. — Б. К.), Сергей Глаголь. Под впечатлением Художественного театра. М., 1917. С. 66. (обратно) См.: Чирва Ю. И. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л. Н. Драматические произведения: В 2 т. Т. 1. Л., 1989. С. 7. (обратно) Андреев Л. Письма о театре. Письмо первое // Полн. собр. соч. Т. 8. СПб., 1913. С. 306–307. (обратно) Андреев Л. Письма о театре. Письмо второе // Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». Кн. 22. СПб., 1914. С. 249–257. (обратно) «Fille Elise» — роман Эдмона Гонкура «Девица Элиза» (1877), на основе которого Жаном Ажальбером была написана трехактная пьеса, представленная в декабре 1890 г. на сцене парижского Театра Либр Андре Антуана. — Примеч. ред. (обратно) Аничков Е. Литературные образы и мнения 1903 года. СПб., 1904. С. 118–124. См. об этом: Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. С. 190–237. (обратно) Archer W. Playmaking // European theories f drama with a supplement on the American drama. An anthology of dramatic theory and criticism from Aristotle to the present day… / by Barret H. Clark. New York, 1947. P. 477–479. (обратно) См.: Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. С. 224. (обратно) Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. работы: ВЗт. Т. 1.Л., 1987. С. 648. (обратно) Кузьмина Т. А. Человеческая субъективность как онтологическая проблема в современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1977. № 9. С. 114. (обратно) Ницше Ф. Происхождение трагедии из духа музыки // Полн. собр. соч. Т. 1. СП6., 1912. С. 104. (обратно) Ницше Ф. Вагнер как явление (Fall Wagner) // Нитче о Вагнере. СПб., 1907. С. 35. (обратно) См.: Аристотель. Поэтика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 657–658. (обратно) Манн Т. Опыт о театре // Собр. соч.: В 10 т. Т. 9. М., 1960. С. 406–421. (обратно) Snell В. Aischylos und das Handeln im Drama. Leipzig, 1928. (обратно) Ярхо В. Образ человека в греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. 1957. № 5. С. 73–74. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) См.: Snell В. Aischylos und das Handeln im Drama. S. 3. (обратно) Snell В. Aischylos und das Handeln im Drama. S. 13, 14. (обратно) Ibid. S. 19. (обратно) Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 17. (обратно) Аристотель. Поэтика. С. 661. (обратно) См.: Костелянец Б. Драматическая активность // Костелянец Б. Мир поэзии драматической… С. 444–485. (обратно) Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. М., 1972. С. 90. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) См. статью: Эдип // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С. 657–658. В ней миф об Эдипе изложен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне»; на иные версии отдельных мотивов мифа даны лишь краткие ссылки. (обратно) Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе. С. 98–99. (обратно) Там же. С. 92, 95. (обратно) Там же. С. 92, 100. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе. С. 100. (обратно) См.: Бородай Ю. Воображение и теория познания. М., 1966. С. 132, 133. (обратно) Там же. С. 134–141. (обратно) См. об этом: Гайденко П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении // Вопросы философии. 1969. № 9. (обратно) Давыдов Ю. Царь Эдип, Платон и Аристотель (античная трагедия как эстетический феномен) // Вопросы литературы. 1964. № 1. С. 157. (обратно) Давыдов Ю. Царь Эдип, Платон и Аристотель. С. 175. (обратно) Там же. С. 154. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Зелинский Ф. Объяснительные примечания // Софокл. Царь Эдип. СПб., 1896. С. 88. (обратно) Ярхо В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. С. 204. (Курсив мой. — Б. К.). (обратно) Днепров В. Идеи времени и формы времени. J1., 1980. С. 43. (обратно) Там же. (обратно) Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 181. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Там же. С. 182. (обратно) Там же. С. 185. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Там же. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 192, 194. (обратно) Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 195. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Там же. С. 199–200. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 182. (обратно) Там же. С. 165. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Пропп В. Эдип в свете фольклора // Пропп В. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 259. (обратно) Там же. С. 253. (обратно) Там же. С. 285. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Там же. С. 290. (обратно) Там же. С. 298. (обратно) Пропп В. Эдип в свете фольклора. С. 298. (обратно) Маргвелашвили Г. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси, 1976. С. 35. (обратно) Там же. С. 58. (обратно) Маргвелашвили Г. Сюжетное время и время экзистенции. С. 49. (обратно) Sartre J. P. L'Etre et le neant. Paris, 1943. P. 323. (обратно) Гегель Г. В. Ф. Соч. М.;Л., 1938. Т. 12. С. 231. (обратно) Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 27. (обратно) Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. С. 260. (обратно) См.: Маковельский А. Досократики. Казань, 1914–1919. Ч. 1. С. 37. (обратно) См.: Томсон Дж. Первые философы. М., 1979. С. 270–273. (обратно) Материалисты Древней Греции: собрание текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. М., 1955. С. 41. (обратно) Библер В. Ответ на вопросы // Этическая мысль. М., 1988. С. 374–375. (обратно) Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978. С. 475. (обратно) Там же. С. 476. (обратно) Аристотель. Поэтика // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 651. (обратно) См.: Else G. F. Aristoteles Poetics. London, 1957. P. 230–231. (обратно) См.: Golden L. The clarification theorie of catharsis // Hermes. Wiesbaden, 1976. Bd. 104. № 4, 5. (обратно) См.: Nicev A. L'finigme de la catharsis tragique dans Aristotle. Sofia, 1970. P. 102. (обратно) Рабинович E. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.: Наука, 1991. С. 103–113. Приношу глубокую благодарность Е. Г. Рабинович за ценные замечания к этой главе, хотя не всеми я сумел воспользоваться. (обратно) Брагинская Н. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 329. (обратно) Зелинский Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. Пг., 1919. Ч. 1.С. 101. (обратно) Лосев Л. История античной эстетики. М., 1963. С. 539. (обратно) См.: Там же. С. 383. (обратно) Там же. (Курсив мой. — Б. К.) (обратно) Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С. 10. (обратно) См.: Там же. С. 217–218. (обратно) Баткин Л. Итальянское Возрождение… С. 236. (обратно) Там же. С. 218. (обратно) Лосев Л. Эсхил // Греческая трагедия. М., 1958. С. 99. (обратно) Там же. (обратно) Имеется в виду сборник Б. О. Костелянца «Мир поэзии драматической…» (СПб.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1992), откуда взята эта глава. — Примеч. ред. (обратно) Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957. С. 114. (обратно) Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.,1957. (обратно) Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; Л., 1936. (обратно) Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 189. (обратно) Там же. С. 423. (обратно) Там же. С. 422. (обратно) Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 109–110. (обратно) Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 31. (22 мая 1767 г.) (обратно) Там же. С. 120. (14 авг. 1767 г.) (обратно) Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 258. (обратно) Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 110. (обратно) Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 303. (обратно) Там же. С. 276. (обратно) Дидро Д. О драматической поэзии // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1936. С.140. (обратно) Дидро Д. О драматической поэзии. С. 405–406. (обратно) Жирмунский В. М. Лессинг // Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. С. 198. (обратно) Фридлендер Г. Лессинг. С. 57, 39, 128, 158, 174. (обратно) Скорнякова М. Г. Лессинг в Пикколо-театре // Западное искусство. XX век. М., 1992. С. 143–150. (обратно) Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960. С. 54. (обратно) Фридлендер Г. Лессинг. С. 168. (обратно) Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987. (обратно) Островский А. Н. Полн. собр. соч. М., 1949–1953. Т. 15. С. 74, 122. В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте с указанием тома и страницы. — Примеч. ред. (обратно) Отечественные записки. 1879. № 1. (обратно) Наследие Островского и советская культура. М., 1974. С. 117. (обратно) Наследие Островского и советская культура. С. 116. (обратно) Эдельсон Е. «Бедность не порок» // Москвитянин. 1854. № 5. (обратно) См.: Поламишев А. Событие — основа спектакля. Автор и режиссер. М., 1977; Он же. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М., 1982. (обратно) Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 1976. С. 267. (обратно) Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М., 1958. С. 461-^62. (обратно) Варнеке Б. В. Техника Островского // Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928. Т. 1. Кн. 1. С. 139. (обратно) Журавлева А. Драматургия А. Н. Островского. М., 1974. С. 99. (обратно) Там же. (обратно) Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1956–1958. Т. 7. С. 72. (обратно) Новый мир. 1969. № 12. (обратно) Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В. И. Ленина. Ф. М., ед. хр. 3096, л. 3. (обратно) См.: Литературный критик. 1934. № 5. С. 194. (обратно) Оснос Ю. В мире драмы. М., 1971. С. 318–324. (обратно) Оснос Ю. В мире драмы. С. 311–317. (обратно) Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В. И. Ленина. Ф. М., ед. хр. 3096, л. 3. (обратно) Лакшин В. Островский-драматург // Островский А. Н. Избранные пьесы. М., 1971. С. 3–38. (обратно) Лекция В. Э. Мейерхольда была прочитана в переполненном зале Ленинградского лектория 24 октября 1935 г. В сводной афише лектория она значилась как доклад В. Э. Мейерхольда «Пушкин и драма». Стенограммы лекции не существует. Пространная анонимная статья «Пушкин: режиссер-драматург. Доклад Вс. Мейерхольда», опубликованная в газете «Литературный Ленинград» 1 ноября 1935 г., не передает стиля мейерхольдовской речи, а некоторые темы доклада, отраженные в дневниковой записи Бориса Осиповича, вообще отсутствуют. Размышления Мейерхольда о пушкинской драматургии и связанном с ней комплексом проблем изложены в других докладах режиссера, сделанных в 1936–1937 гг. (см.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 2. М., 1968. С. 419–432). (обратно) Речь идет о спектакле Ленинградского государственного академического театра драмы (бывш. Александринекого) «Борис Годунов» (постановка Б. М. Сушкевича, 1934 г.). (обратно) Гвоздев Алексей Александрович (1887–1939) — выдающийся театровед и театральный критик, профессор факультета истории словесных искусств Российского института истории искусств. А. А. Гвоздев — один из основоположников отечественного театроведения, единомышленник Мейерхольда, автор трудов по методологии изучения театра, истории и теории западноевропейского театра, проблемам современного сценического искусства, в том числе — монографии «Театр Вс. Мейерхольда (1920–1926)» (Л., 1927); статьи «Ревизия «Ревизора»» в сборнике ««Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда» (Л., 1927); многочисленных газетных и журнальных публикаций, посвященных творчеству режиссера (см.: Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987). (обратно) Коровяков Дмитрий Дмитриевич (1849–1895) — театральный деятель, критик, педагог. Директор и преподаватель декламации первой частной драматической школы при Обществе любителей сценического искусства в Петербурге. Автор учебных пособий по сценической речи: «Искусство выразительного чтения» (СПб., 1892), «Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений» (СПб., 1893) и «Искусство и этюды выразительного чтения художественных литературных произведений» (СПб., 1914). Эти пособия, выдержавшие несколько переизданий, в 1890-е гг. были рекомендованы Министерством народного просвещения для учебных заведений и пользовались большой популярностью. Мейерхольд резко критиковал взгляды Коровякова и близкий к ним мхатовский подход к стихотворному тексту: «В погоне за выявлением смысла в монологах и диалогах драм в стихах коровяковская система декламации требовала сугубого внимания к так называемым логическим ударениям. Но эта погоня за логическими ударениями отвлекала внимание актеров от тех элементов в стихах, которые призваны к тому, чтобы сделать стихи звучащими как стихи, то есть по законам музыкального искусства…Но у Пушкина так хитроумно расставлены в строчках слова, что логические ударения помимо воли актера отстукиваются в сознании слушателя, плывите только за поэтом по его музыкальной реке» (Мейерхольд В. Э. [О Пушкине] // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 2. С. 431–432). (обратно) Оглавление · Борис Осипович Костелянец · «Поэтика» Бориса Костелянца: осознавание действия и обретение свободы · ДРАМА И ДЕЙСТВИЕ. Лекции по теории драмы. Выпуск 1 (1976) · Глава I · Глава II · Глава III · Глава IV · Глава V · Глава VI · Глава VII · Глава VIII · ДРАМА И ДЕЙСТВИЕ. Лекции по теории драмы. Выпуск 2 (1994) · ЧАСТЬ ПЕРВАЯ · ЧАСТЬ ВТОРАЯ · РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ: суверенный человек и мировой порядок · Проблема действия в теории драмы Г. Э. Лессинга · «Бесприданница» А.Н.Островского · Краткий список литературы · Приложение · Краткая библиография трудов Б. О. Костелянца · От редакции........................................................................................................................................
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |