Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы психодрамы




 

Первой фазой развития классической психодрамы является психологическая разминка. Разминка состоит из трех стадий: постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме. Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных актерских способностей.Режиссер тоже нуждается в разминке. Он может свободно ходить по комнате и рассказывать о своих идеях, пытаясь создать подходящую атмосферу для эмоционального вовлечения членов группы. Члены группы, вырабатывая новые формы переживания и поведения, нуждаются в доверии и безопасности. Авторитетность руководителя помогает участникам осознать, что они могут играть все, что хотят, и быть наивными, не опасаясь оскорблений или унижений. Разминка особенно нужна в тех психодраматических группах, участники которых оказывают некоторое сопротивление исследованию определенной темы или стесняются стать первыми добровольными протагонистами. В этих случаях приемы разминки позволяют участникам включиться в групповую ситуацию, немного узнать друг друга и снизить свой уровень тревожности. Кроме того, во время разминки режиссер получает информацию о том, кто хочет участвовать в психодраме , и какие роблемы или темы волнуют большинство членов группы.Разминка может быть вербальной или невербальной, заимствованной из других групповых подходов или разработанная самим режиссером. Например, участники задают человеку, которого они не очень хорошо знают, дружеские, не травмирующие вопросы. Затем режиссер побуждает их к выражению реальных мыслей и чувств, и высказыванию более личностно окрашенных проблем.

Одни виды разминки эффективны при невысоко уровне тревожности и направлены на поощрение спонтанности и создание групповой сплоченности. Другие требуют более высокого уровня самораскрытия и мог давать более эмоционально значимый материал для обсуждения. Следующее упражнение для разминки подходит для медленно продвигающихся групп: "Подумайте о том, что бы вы хотели услышать (или не хотели бы услышать) от одного из людей в этой комнате; от своего друга, от члена своей семьи. Станьте этим человеком и выскажите это требование".

Если группа представляет собой класс, социальный клуб, организацию бизнесменов, семью или какую-либо другую организованную общность людей, то можно попроси каждого ее члена высказать требование или недовольство. Это дает режиссеру ценную информацию о потенциальных темах для психодрамы .

Некоторые упражнения для разминки являются не вербальными и помогают участникам косвенным образом преодолевать сопротивление открытому разговору о своих чувствах и проблемах. Функцией двигательных упражнений, таких, как прогулка по комнате и разглядывание человека без произнесения слов, является генерирование энергии. Могут использоваться формы движений, применяемые в танцевальной терапии.

Одно из упражнений помогает участникам вспомнить тот детский опыт, который может оказаться полезным для обсуждаемого на занятии конфликта. Раздаются карандаши и бумага, члены группы получают задание представить себя в том возрасте, когда они только начинали учиться писать, и затем написать о себе небольшой рассказ. Получившиеся детские каракули позволяют преодолеть защиту взрослого человека. После выполнения такого рода упражнений все невербальные приемы нуждаются в последующем вербальном объяснении и обсуждении.

Наконец, широко используется для разминки упражнение, которое называется "волшебный магазин". Режиссер предлагает членам группы представить, что на сцене возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие прекрасные "вещи", как "любовь", "смелость" и "мудрость". Потом вызывается доброволец, который может попробовать выменять одну или несколько подобных вещей. Например, участник просит у продавца "уважение". Режиссер, который играет роль владельца магазина, начинает спрашивать "покупателя", сколько ему надо уважения, кто должен начать его уважать и за что. После этого владелец магазина просит что-нибудь взамен у покупателя. Возможно, что покупатель предложит в качестве платы за уважение свое постоянное согласие с людьми. Постепенно участники начинают понимать цели и осознавать последствия своих действий. Возможно, что в процессе разминки может быть также найдена тема для психодрамы .

После разминки группа готова перейти к фазам психодраматического действия.

1.Разогрев – выбор протаганиста и введение его в ту жизненную ситуацию, которая будет разыграна. Режиссер задает вопросы обо всех деталях ситуации (кто, что, когда, звуки, предметы, одежда, цвета, мебель, положение тела, настроение и т.п. Протаганист вводит в роль, разогревает все вспомогательные эго: стоит за спиной, руки – на плечи, произносит монолог от первого лица. Режиссер может задавать вопросы, чтобы увеличить объем информации, высветить некоторые детали.

2. Период действия – инсценирование психодрамы.

3.Деролизация и обмен чувствами. Все сообщают о свих чувствах – и игроки, и наблюдатели. Протаганисту игроки выражают благодарность за то, что он их выбрал или за то, что они попали на роль, сообщают о личностных открытиях, которые произошли. Зрители также дают всем участникам психодрамы обратную связь, благодарят протаганиста за то, что он вынес свою тему на рассмотрение, согласился сыграть психодраму, сообщают, с кем себя идентифицировали, что чувствовали, что осознали. Протаганист успокаивается (он пережил напряжение от пребывания в центре всеобщего внимания), ощущает общность своего опыта и опыта других участников. Важно: обратная связь от участников не должна приводить к постановке новых проблем!!! Это значит: никто не употребляет выражения типа «А если бы…», «Почему…», «Может быть…»

 

Техники: 1.Замена ролей а) классическая – реально присутствующие люди меняются ролями б) неполная – протаганист играет роль отсутствующего, а его роль – вспомогательный игрок

а) социодраматическая – протаганист играет роль отвлеченных персонажей. Пример – техника «Стулья» (стулья вместо вспомогательного эго), «Идеальный Другой» (значимый другой заменяется его идеальным образом);

2. Дублирование: двойник поддерживает, помогает протаганисту предположениями, интерпретацией, будучи с ним в эмпатическом контакте.

И т.д., см.: Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе.Методические описания и комментарии. Спб.:Речь, 2001.90с.

Помещение, используемое для психодрамы , должно позволять легко маневрировать своим пространством. Классическое помещение для психодрамы имеет, как и в театре, зал для аудитории и многоуровневую круглую сцену, которая напоминает многоярусный свадебный пирог. На вершине сцены имеется частично отгороженное пространство(туда помещаются персонажи, находящиеся пространственно и во времени далеко от протаганиста) и балкон (персонажи, ушедшие из жизни).

В настоящее время созданная Морено психодрама широко используется в целях личностного развития, психокоррекции, в педагогике и медицине. Психодрама объединяет в себе диагностические возможности, сценические представления - театр спонтанности, сеансы групповой динамики - и аналитическую работу группы.

Психодрама позволяет создать, "материализовать", "расставить" всё, что угодно, и в то же время только то, что актуально именно для Вас и именно в данном месте.

Морено писал, что психодрама - это истина души в действии.

Строго говоря, дело не в техниках и приёмах. В психодраматическом методе они быстро и безопасно создают условия для исследовательского переживания - средства познания себя. Кто я? Как устроено моё Я, какие роли оно играет? От физиологических процессов до отношений и судьбы. Переживание в психодраме - это познавательный процесс. И это роднит научный психотерапевтический метод c обрядовыми культами, древними мистериями, арабскими и европейскими духовными традициями. Психодраматический метод раскрывает один из путей осознанного переживания ситуации, осознания себя в полноте связей с собой, другими людьми,

Участвуя в психодраматической группе можно, как в жизни, достигать целей, а можно постигать смыслы.

Можно применять элементы психодрамы  в консультациях, на приеме, на занятиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.