КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XX династия
· 1186–1184 до н. э. Вельможа Сетнахт, основатель XX династии, стабилизирует внешнюю и внутреннюю обстановку в Египте. · 1184-1153 гг. до н. э. Правление Рамсеса III, последнего великого фараона-воителя. Ему удалось не только защитить Египет от внешних агрессоров, но и построить несколько храмов (Мединет-Абу). Начало окончательного заката египетской цивилизации. Частые дворцовые заговоры против фараона. Первая забастовка рабочих-строителей. · 1184–1174 гг. до н. э. На Египет нападают ливийцы, подталкиваемые неурожаем и голодом. Нападения были отбиты войсками Рамсеса III. “Народы моря” занимают остров Кипр и несколько прибрежных городов. · 1180 до н. э. Ливийцы и «народы моря» нападают на Египет. · 1173 г. до н. э. Египетский фараон Рамсес III, мобилизовавший все ресурсы, возглавляет египетскую армию в морском и сухопутном (восток Дельты) сражении против интервентов. В битвах "народы моря" терпят сокрушительное поражение. Эта победа спасла египетскую цивилизацию и привела к расселению "народов моря" по Средиземноморью, где они дали начало разным этносам. Часть «народов моря» (греки-ахейцы) возвращается домой, иные – шерданы, шекелеш, этруски, филистимляне, чьекеры, – обосновываются на новых землях (см. Ближний Восток и Европа). Вскоре Рамсес III вторично разбивает ливийцев машваш. · 1153–1069 до н. э. Конец Нового царства: после смерти Рамсеса III египетское государство ослабевает. Правят последующие фараоны XX династии, Рамсесы IV–XI, известные как Рамессиды, хотя реально власть концентрируется в руках жрецов. На фоне общего обеднения государства растет экономическая мощь храмов. Грабежи гробниц в Долине царей. · 1129–1127 до н. э. Попытка захвата трона Рамсесом VIII, не принадлежавшим к царской семье. · Ок. 1085 до н. э. Южная Нубия (Куш) становится независимой от Египта. 46) Древний Китай: период Восточного Чжоу В начале VIII в. до н. э. учащаются столкновения чжоусцев с племенами жунов, населявших район верхнего течения реки Хуанхэ. По происхождению жуны были родственны чжоусцам, но отличались от них по образу жизни и формам хозяйства. Решающие столкновения с полукочевыми племенами жунов происходят в правление Ю-вана (781 — 771 гг. до н. э.). В 770 г. до н. э. пришлось перенести столицу на восток, в район современного Лояна. Период VIII—III вв. до н. э. называют поэтому Восточным Чжоу. В VIII в. до н. э. консолидируются кочевые племена, именуемые в древнекитайских источниках ди; они совершают набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ. В начале VII в. до н. э. ди двинулись на юг, опустошая земли на левом берегу Хуанхе в его среднем течении. Ди форсируют Хуанхэ и нападают на владения чжухоу в непосредственной близости от чжоуской столицы. Даже самым сильным царствам приходится считаться с ди. Некоторые из китайских владетелей предпочитают союз с ди, другие пытаются использовать их в борьбе со своими противниками. Так, в 636 г. до н. э. чжоуский Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему. Но ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который вынужден был временно покинуть столицу. Во взаимоотношениях населения Древнего Китая с соседними племенами отчетливо проявляется несовпадение политических отношений с этническими. Если в иньское и раннечжоуское время противо-поставление «мы — они» основывалось исключительно на политических критериях (признающий власть вана входил в «нашу» общность, неподчинившийся его власти автоматически становился «чужим»), то в VIII—VII вв. до н. э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех «варваров». Древние китайцы начинают противопоставлять себя «варварам», обозначая свою общность термином хуася (или чжуся). Согласно представлениям древних китайцев, в основе такого разграничения лежали отношения родства. Считалось, что жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, связаны между собой родственными узами, поэтому даже если какое-нибудь из них выступало против чжоуского вана, оно не переставало быть хуася. Соответственно политический союз с «варварами» не означал, что они переставали быть таковыми. Это непреходящее различие между хуася и «варварами» отчетливо выражено в следующих словах известного деятеля VII в. до н. э. Гуань Чжуна: «Варвары — это шакалы и волки, им нельзя идти на уступки. Чжуся — это родственники, и их нельзя оставить в беде!» После перенесения столицы на восток власть вана заметно ослабевает. Он по-прежнему олицетворяет собой единство Поднебесной, но практически зачастую не вмешивается во взаимоотношения между чжухоу, владения которых становятся все более самостоятельными. Резко сокращается территория «столичной области» — владение чжоуского правителя. Часть ее была раздарена соседним царствам — Чжэн, Цзинь и др., а некоторые районы оказались захвачены царством Чу. Скудеет казна вана. Традиционная дань от чжухоу начинает поступать все более нерегулярно. Наступает момент, когда после смерти одного из чжоуских ванов у его наследника не оказывается средств для совершения требуемых обычаем обрядов и похороны откладываются на семь лет. На авторитете правящего дома Чжоу пагубно сказывались и внутренние распри, неоднократно вспыхивавшие в VII—VI вв. до н. э. Ван не имел возможности воспрепятствовать нарушениям освященного традицией порядка наследования власти и был вынужден обращаться за помощью к зависимым от него чжухоу. Вторжение кочевников на Среднекитайскую равнину и изменения во взаимоотношениях между ваном и зависимыми от него правителями во многом предопределило сущность новой политической ситуации, возникшей в VII в. до н. э. и невозможной в предшествующее время. Один из наиболее крупных чжухоу добивается главенствующего положения и становится «гегемоном». Для достижения этой цели возвысившийся правитель использовал два стандартных лозунга: «заставить всех уважать вана» и «отразить угрозу со стороны варваров». 47) Второй этап в науке о древневосточной истории продолжался с 80-х годов XIX в. и до начала Первой мировой войны. Его можно определить как один из самых плодотворных, как классический в формировании древневосточной историографии. Правительства Англии, Франции, Германии, а затем и США стали выделять на раскопки и научную разработку истории стран Востока значительные финансовые и материальные средства; появилась целая плеяда выдающихся ученых в области древневосточной историографии: Г. Масперо, Эд. Мейер, Ф. Питри, Б.А. Тураев, Г. Винклер, де Морган, Л. Вулли, Дж. Маршалл, В. Смит, А. Масперо и др. В этот период были установлены, прочитаны и научно прокомментированы практически все известные к тому времени тексты, внедрялась более совершенной методики археологического обследования на обширных площадях, обработки и хранения добытого материала. В Каире, Берлине, Лондоне, Санкт-Петербурге и других городах появляются богатые коллекции восточных древностей. В мировой научной литературе появляются такие классические работы, как «История народов классического Востока» Г. Масперо (1895—1899, т. I—III), «История древности» Эд. Мейера (1884—1910, т. I—V), «История Древнего Востока» Б.А. Тураева (1912—1913, т. I—II), а также сводные труды по отдельным регионам Древнего Востока: «История Египта с древнейших времен» Ф. Питри (1894—1905, т. I—III), «История Египта» Д. Брэстеда (1905, т. I— II) и его «Памятники Древнего Египта» (1906—1907, т. I—V), «Вавилонская культура и ее отношение к культурному развитию человечества» Г. Винклера (1903), «История Вавилонии» (1915) и «История Шумера и Аккада» Л. Кинга(1916), «Ранняя история Индии» В. Смита (1904), «Буддийская Индия» Т. Рис Дэвидса (1903). В этих работах разрабатывается собственно история древневосточных государств, закладываются основы событийной, фактологической и концептуальной истории, на которой будут работать ученые следующего поколения. 48) Китай в I – III вв. от Р.Х. Младшая династия Хань. В 18 г. до некто Фань Чун возглавил в Шаньдуне (округ Тайшань) группу голодающих крестьян, которая вскоре выросла в десятитысячную армию, получившую название «краснобровые». Фань Чун ввел строгую дисциплину: самовольно убивший человека приговаривался к смертной казни, а ранивший кого-либо должен был заплатить пострадавшему. Постепенно крестьянская армия Фань Чуна становится хозяином положения в нескольких округах страны. В 22 г. Ван Ман был вынужден бросить на подавление восстания «краснобровых» стотысячную армию. Но в решающем сражении правительственные войска были разбиты. После этого армия «краснобровых» значительно расширила территорию своих действий, захватив ряд районов в среднем течении реки Хуанхэ. В это же время на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались в горах Люйлиньшань (совр. провинция Хубэй), поэтому их и стали называть «армией Люйлинь», буквально «армия зеленого леса». В 23 г. восставшие одержали победу над войсками Ван Мана и двинулись на запад. Вскоре столица была захвачена, а Ван Ман убит. В 24 г. один из руководителей восстания «зеленого леса» Лю Сюань объявил себя императором и обосновался в Чанъани. Армия «краснобровых» в это время также двигалась к столице. В 25 г. «краснобровые» захватили Чанъань и Лю Сюань покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший отрядом «армии зеленого леса». «Краснобровые» были вынуждены оставить столицу и возвратиться в Шаньдун. По дороге они были окружены людьми Лю Сю и понесли большие потери. Фань Чун и его соратники пали в бою. В том же 25 году Лю Сю объявил себя императором и перенес столицу на восток, в Лоян. Так возникла младшая династия Хань. Первый император новой династии Лю Сю, принявший титул Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу за два столетия до этого. В период правления Гуан У-ди (25— 57 гг.) восстанавливаются старые и начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и дает возможность освоить ранее невозделывавшиеся земли. На юге страны, где еще недавно применялось подсечно-огневое земледелие, начинают использоваться тягловые пахотные орудия с железными наконечниками. Интенсивное освоение районов бассейна Янцзы — одна из важных новых черт в экономике страны I—II вв. Период правления Гуан У-ди ознаменовался целым рядом мероприятий, направленных на сокращение рабства в империи. В 31 г. Гуан У-ди издает рескрипт, по которому все обращенные в рабов в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань, объявлялись свободными и имели право по своему усмотрению оставаться у хозяина или уйти от него. Если же рабовладелец препятствовал этому, он привлекался к ответственности по «закону о продаже людей в рабство». В 37 г. было объявлено об освобождении всех, кто был продан в рабство в течение предыдущих пяти лет. Как явствует из текста этих рескриптов, в то время существовал закон, запрещающий продажу людей в рабство. Кроме того, при Гуан У-ди привлекались к ответственности те рабовладельцы, которые клеймили своих рабов, а клейменные рабы освобождались и становились простолюдинами. В 35 г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни. Еще во II в. до н. э. Дун Чжун-шу предлагал лишить рабовладельцев права по собственному произволу убивать своих рабов. По-видимому, это предложение было принято. Во всяком случае в 35 г. Гуан У-ди повелевал не снижать меру наказания убившему раба. Первый период правления младшей ханьской династии отмечен восстановлением существовавших до этого, но затем прерванных отношений с соседними странами. Торговля с «Западным краем», имевшая большое значение для экономики страны, практически прекратилась в начале I в., когда многие государства, расположенные на территории современного Синьцзяня, вновь попали под политическое влияние сюнну. В середине I в. сюнну переживают серьезный внутренний кризис, в результате которого они оказываются разделенными на две части. Южные сюнну признают власть Ханьской империи; северные продолжают противостоять ей как значительная враждебная сила. В I—II вв. Ханьская империя имела постоянные дипломатические и торговые связи с Парфией. Занимая важные торговые пути, Парфия выступала посредницей в торговле Китая со странами Запада. Через Парфию в Рим попадали китайские товары, прежде всего шелк. Из страны Аршак, как называли Парфию древние китайцы, в столицу Ханьской империи Лоян постоянно приезжало немало купцов. Разгром северных сюнну не принес желанного спокойствия Ханьской империи. Земли сюнну оказались захваченными племенами сяньби. Эти протомонгольские племена совершают опустошительные набеги на пограничные районы империи. К середине II в. территория ряда северных округов вошла в состав владений сяньбийского правителя. Сяньби нападали и на западные границы Ханьской империи. Во II в. на северо-западных рубежах страны появляется новый опасный враг — племена цян, первоначально обитавшие между Хуанхэ и озером Кокунор, а затем передвинувшиеся на восток. Цяны нападают на ряд ханьских округов, а в 140 г. сжигают пригороды Чанъани. Войны с цянами, продолжавшиеся с переменным успехом в течение многих десятилетий, были очень тяжелыми. Перелом в ходе военных действий наступил лишь в 60-х годах II в.., когда большие контингента подчинившихся цянов были переселены во внутренние районы империи. Ранней весной 184 г. восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. Восставшие повязали головы платками желтого цвета — символ новой эры великого благоденствия (отсюда название этого народного движения «желтые повязки»). На подавление восстания была брошена сорокатысячная армия, но основную роль в разгроме повстанцев сыграли отряды крупных землевладельцев. После смерти Чжан Цзяо (осень 184 г.) движение лишилось единого руководства. В октябре 184 г. в Гуанцзуне (совр. провинция Хэбэй) восставшие потерпели поражение. В результате учиненной после этого расправы погибло не менее 80 тыс. человек. Несмотря на поражение основных сил повстанцев, в 185 г. восстание вспыхивает с новой силой. Армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ в непосредственной близости от столицы. Однако несогласованность действий отдельных групп приводит к тому, что правительственным войскам удается разбить их по частям. В 188—207 гг. в стране не прекращались разрозненные выступления повстанцев, которые подавлялись с невероятной жестокостью. Но от нанесенного восстанием удара Ханьская империя так и не смогла оправиться. После смерти императора Лин-ди в 189 г. в столице был организован заговор против всесильной клики евнухов. Против Юань Шао, одного из руководителей заговора, выступает Дун Чжо. Он возводит на престол малолетнего сына императора Лин-ди, переносит столицу в Чанъань и захватывает в свои руки власть в стране. В 192 г. Дун Чжо был убит. За этим последовала ожесточенная борьба между военачальниками, возвысившимися в период подавления восстания «желтых повязок». Междоусобицы приводят к крушению единой империи. На ее обломках в III в. возникают три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия. Вызревание в недрах древнекитайского общества II— III вв. новых феодальных отношений знаменует собой начало эпохи раннего средневековья.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |