КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА: История как наука. История мировых цивилизаций
Семинар 1. 1. Предмет науки истории в системе исторических наук. Функции исторического познания. 2. Этапы развития исторической науки. 3. Концептуальное многообразие мировой исторической науки. Доклады: Основные идеи концепции ученого…. · Н.Я.Данилевский. · А.Тойнби. · О.Шпенглер.
Основные термины: Методология, метод, принцип, исторические категории, культура, теория, концепция. Исторический факт – это реальное событие прошлого, что считается общепризнанной истиной. Сами по себе исторические факты ничего не объясняют. Только историк дает им определенное толкование. Конкретно-исторические данные мы получаем из исторических источников. Исторический источник – все остатки прошлого. Классификация исторических источников: - письменные (документы), - вещественные (данные археологии, монеты), - фольклорные (народное творчество), - этнографические (костюмы, предметы быта) - кинофотодокументы. Все они отражают реальную деятельность человека.
Вопросы для контроля: 1. Что является содержанием истории? 2. История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, каких именно? 3. Какие существуют вспомогательные исторические дисциплины? Что они изучают7 4. С какими науками и как связана история? 5. История выполняет несколько социально значимых функций, назовите и кратко охарактеризуйте их. 6. Существуют специально-исторические методы исследования- назовите их. 7. Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, назовите принципы изучения исторических данных. 8. В развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этап: исторические представления Древнего мира; историческая мысль эпохи средневековья; исторические концепции Нового времени. Назовите ведущие школы и крупнейших представителей. Обязательная литература: 1. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. // Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496. Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/index.php 2. Драч Г.В. История мировой культуры. Ростов-на_Дону., 2002. 3. Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации. Исторические судьбы. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 2001. 298 с. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook130/01/index.html?part-002.htm
Для подготовки доклада: 1. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Издательство «Аспект Пресс». Библиотека Гумерhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/index.php Дополнительная литература: 2. Басовская Н.И. Цель истории – история. - М.; РГГУ 2003. 3. Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.; ЮНИТИ 2003. 4. Макашов И.Н. Управление в древних цивилизациях, - М.: Компания Спутник+, 2004. 5. Долутский И.И. Всемирная история 20 века. - М.: РГГУ, 2002[1]. 6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов. — М.: Институт экономических стратегий. М, 2008. — 576 с.
Методические рекомендации к изучению темы [2]:
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |