КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И стадиально-цивилизационного подходов
Сопоставление исторических периодизаций формационного Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории часто противопоставляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие исторического процесса,они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие. Так, рассмотренные нами периодизации истории на основе формационного и стадиально-цивилизационного подходов не противоречат друг другу, что хорошо иллюстрирует таблица.
Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная периодизация позволяет лучше понять внутреннюю историческую динамику, происходящую в рамках первобытнообщинной формации и выражающуюся переходом от «дикости» к «варварству». И наоборот, формационная периодизация предлагает более детальный анализ исторических изменений, происходящих в рамках аграрной цивилизации и связанных с переходом общества от системы рабовладения к феодализму. Следует отметить, что совмещение на схеме «коммунистической формации» и «постиндустриальной цивилизации» весьма условно, поскольку эти понятия носят большей частью прогностический характер и имеют ввиду историческую перспективу человечества, предпосылки перехода к которой только лишь вызревают на современном этапе. В обществознании утвердилось мнение о том, что формационная периодизация имеет очень ограниченную сферу применения, соответствует, в основном, лишь европейской истории и «не работает» за ее пределами, в то время как стадиально-цивилизационная периодизация является более универсальной и применима по отношению к любому обществу. Большая универсальность цивилизационного подхода, по мнению многих ученых, связана с тем, что он более всесторонне рассматривает развитие общества и тем самым позволяет преодолевать однобокость экономического детерминизма, свойственного формационному подходу. Сопоставляя формационный и локально-цивилизационный подходы к изучению истории, необходимо, прежде всего, уяснить, насколько по-разному ими решаются ключевые вопросы методологического характера. Так, различное решение получает вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов общественно-исторического развития. Согласно формационному подходу, объективные законы общественно-исторического развития, хотя и прокладывают путь через сознательную деятельность людей, носят всеобщий характер, непреложны и очищены от исторических случайностей и фиксируют абстрактно-теоретическую модель формации. Отражение реальности происходит на уровне сущности, в обобщенной теоретической форме, которая не учитывает специфику истории того или иного народа. В рамках же цивилизационного подхода считается, что единственным субъектом истории является человек. Именно его живое социально-историческое творчество в виде многообразных форм и продуктов трудовой, социальной и политической деятельности составляет содержание исторического процесса. По разному осмысливается и соотношение роли материальных и духовных факторов общественно-исторического развития Согласно формационному подходу, решающую роль в развитии общества играют материальные (экономические) факторы, так как в соответствии с принципом экономического детерминизма устанавливается причинная обусловленность всех явлений, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Сторонниками же цивилизационного подхода все факторы общественно-исторического развития признаются равнозначными, но с приматом духовных ценностей, которые, в ряде случаев, даже определяют материальные условия жизни. Принципиально различается понимание направленности исторического развития. В формационном подходе – это так называемое линейное построение, в соответствии с которым движение истории происходит поступательно от низшей формации к высшей. В цивилизационном подходе абсолютизация линейности неприемлема, здесь история развивается по линейно-концентрическим циклам. Формационный и цивилизационный подходы несут в себе различные трактовки понятия «прогресс». С формационной точки зрения, прогресс определяется материальным производством, в связи с чем главным критерием прогресса считается степень развития производительных сил и экономического строя. При этом прогресс абсолютизируется, так как его развитие считается необратимым, а сфера его проявления – неограниченной, включающей в себя не только экономику, но и науку, культуру, личность. С цивилизационной точки зрения, основой прогресса является развитие духовной сферы, формирующих ее общечеловеческих ценностей, критерием прогресса – степень духовной свободы человека. Прогресс рассматривается как относительное явление, периодически сменяющееся регрессом.
Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов к изучению истории лучше всего выявляются в ходе той взаимной критики, которая нередко происходит между сторонниками этих подходов. Так, по мнению сторонников формационного подхода, его преимущества заключаются в том, что он позволяет: - увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; - представить историю человеческого общества как единый процесс; - установить определённые закономерности исторического развития общества; - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран. Напротив, цивилизационный подход, по их мнению, имеет следующие недостатки: - при своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества. В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы: - позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; - ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем: - многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; - большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; - последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность; - недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов. Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию истории.
Исторические личности: Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) – российский публицист, социолог; идеолог панславизма; его взглядам на историю были сваойственны элементы расизма: в предложенной им типологии цивилизаций народы по природе своей не признаются в равной мере способными к культурно-историческому творчеству; главный труд – «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому». Ибн-Хальдун Абу ар-Рахим Абу Зейд (1332-1406 гг.) – арабский историк и философ, государственный и общественный деятель, игравший видную роль в политической жизни мусульманских государств Магриба; задолго до появления в европейской науке цивилизационного подхода предвосхитил его основные концептуальные идеи, его социальная философия явилась первой попыткой создания самостоятельной науки об обществе, которая послужила бы методологической основой для исторической науки и политической практики; главный труд – «Книга назидательных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов». Маркс Карл Генрих (1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист и общественный деятель; создатель концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); работы, специално посвящённые формационному подходу к изучению истории, отсутствуют; главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом), «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал». Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975 гг.) – британский историк, общественный деятель, профессор Лондонского университета и Лондонской школы экономических наук, эксперт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн; считается основоположником цивилизационного подхода к изучению истории; его взгляд на мировую историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя интеллктуальное неравенство людей («творческое меньшинство» и «инертная масса»), он был решительным противником расизма с его утверждением одних и неполноценности других народов; главный труд – «Изучение истории» (в 12 тт.). Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) – немецкий философ и историк; в 1920 гг. выступал как публицист консервативно-националстического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 году отклонил предложение нацистов о сотрудничестве, за что они подвергли его бойкоту, хотя и взяли на вооружение его идеи; главное сочинение – «Закат Европы.Очерки морфологии мировой истории». Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий философ, социолог и общественный деятель; соавтор (вместе с К. Марксом) концепции исторического материализма и составляющего его сердцевину учения об общественно-экономических формациях (марксизма); главные работы, в которых раскрываются основные положения исторического материализма – «Немецкая идеология» (совместно с К. Марксом), «Манифест коммунистической партии» (совместно с К. Марксом), «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ключевые даты: IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция» – произошедшие в районах Юго-Западной Азии кардинальные изменения во взаимодействии человека с природой: совершенствование технологии изготовления каменных орудий (шлифовка, сверление), изобретение колеса, лодки, керамики, ткачества, индивидуальных средств охоты (лука и стрелы), появление производящего хозяйства (земледелия, скотоводства); эти изменения обеспечили специализацию ремесел и развитие торговли, переход к оседлому образу жизни, увеличение населения и рост его благосостояния, что создало предпосылки для дальнейшего прогресса. VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых известных науке городов Иерихон (Ближний Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые являлись центрами торговли, ремесла (ткачества) и земледелия, имели развитые фортификационные сооружения. IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской цивилизациии, ее лидирующее положение в мире, связанное с распространением ее культурных, экономических и технологических достижений. XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера от мусульманской к европейской цивилизации, связанный с Великими географическими открытиями европейцев и развитием в Европе буржуазных отношений. Середина XX в. – начало научно-технической революции – качественного преобразования современных производительныъх сил под влиянием крупнейших научных открытий, взаимодействия науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу, в результате чего изменился характер труда и возникла необходимость в соответствующем изменении форм организации общества, включая его политические структуры. Основные понятия: Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации. Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии. Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Ментальность – используемоев теориях локальных цивилизаций понятие, означающее общие для людей того или иного общества тип мировоззрения, способ мышления и психологический склад, которые предопределяют присущие только им особенности восприятия и осознания внешнего мира и самих себя. Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности. Революция социальная – категория исторического материализма, используемая для обозначения способа перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества; экономическая основа революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антогонизмов, в усилении борьбфы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Формация общественно-экономическая – центральная категория в историческом материализме; означает: во-первых, исторически определенный тип общества, который представляет собой особую ступень в его развитии и характеризуется определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; во-вторых, определенную структуру общества, позволяющую видеть все его отмеченные выше элементы и отношения в системе. Цивилизация – центральная категория в цивилизационных концепциях истории; различают два значения этого понятия: 1) социальная организация общественной жизни, сложившаяся в отдельном регионе планеты, охватывающая длительный период исторического существования и основанная на единой ментальности и культуре; 2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры, следующая за варварством (в трехзвенной периодизации мировой истории). Источники: Шпенглер О. «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (извлечение): Таблица «одновременных» духовных эпох
Таблица «одновременных» эпох искусства
Таблица «одновременных» политических эпох
Список литературы: 1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с. 2. Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 640 с.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |