Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества




В итоге Английской буржуазной революции был уничтожен абсолютизм, установилась конституционная монархия, свобода торговли и предпринимательства, ряд политических свобод. Начался процесс формирования правового государства и гражданского общества. Процесс модернизации стремительно развивался и в экономике, завершившись промышленным переворотом конца XVIII в.

Первая в Европе буржуазня революция в Нидерландах во многом была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью испанской короны Нидерландами, страной нарождающейся буржуазии. Поэтому революция здесь приняла форму борьбы Нидерландов за свою независимость.

В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую (1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.).

В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества - общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми, прежде всего, через газеты. С XVIII в. уже выходит ежедневная лондонская газета «Таймс», стремительно растет число изданий газет и журналов. Другим центром формирования общественного мнения били кружки и салоны, светские, политические, художественные. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало понимание необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало распространению идеи революции как радикального, насильственного и быстрого решения этой проблемы.

Вольтер (1694-1778 гг.) считал, что французскому обществу необходимо обеспечить свободу слова и вероисповедания, дать всем людям равные права, преобразовать судопроизводство, отменить пытки, уничтожить остатки феодальной зависимости крестьян и феодальных привилегий.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) обосновывал право народа на такое демократически-республиканское государство, где каждый будет участвовать в управлении, законодательстве и суде, где будет достигнуто гражданское равенство, создал теорию народного суверенитета.

Великая французская революция смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Внутриполитическое устройство большинства стран Европы и Америки во 2-й половине XVII-XVIII вв. сохраняло средневековые черты в виде абсолютных монархий. Исключениями были Нидерланды, Англия (в 1649-1660 гг. – республика, с 1688 г. – ограниченная монархия), Венецианская и Генуэзская республики, Швеция (1719-1772 гг.), США (с 1783 г.) и Франция (с 1789-1794 гг.). Эпоха Просвещения и потребности экономического развития привели к трансформации абсолютизма и возникновению такого явления, как просвещённый абсолютизм. Несмотря на то, что сословные органы управления (парламенты) продолжали своё существование, их функции, права и привилегии значительно понизились, они собирались всё реже и реже. Контроль над государством перешёл монарху и его бюрократическому аппарату.

Общественное устройство во 2-й половине XVII-XVIII вв. также сохранило средневековые, феодальные черты. Во многих странах существовало деление на сословия, при этом привилегированные сословия – духовенство и дворянство – играли решающую роль во всех делах государства, а буржуазия, ремесленники и крестьянство занимали подчинённое положение. Ситуация стала изменяться только к концу XVIII в., но добиться участия во внутренней и внешней политике 3-му сословию – буржуазии – удалось в основном при помощи революций. Лишь в Голландии и Англии буржуазия занимала лидирующее положение, существенно потеснив дворянство и духовенство.

Несмотря на развитие капиталистических отношений, экономика большинства стран Европы и Америки продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной ее сферой оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой (в Европе) – зависимое или полузависимое крестьянство. В Америке использовался труд рабов-негров, местное население фактически находилось на положении крепостных крестьян. В промышленности ведущее место по-прежнему принадлежало цехам, которые определяли качество и количество выпускаемой продукции. При этом, они упорно сопротивлялись каким бы то ни было переменам.

Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырьё (полезные ископаемые, лес, драгоценные металлы, продукты), доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товаров.

В XVII-XVIII вв. в Европе существовало три узла международной напряжённости:

1) Западная Европа. Здесь противоборствовали Англия, Франция, Голландия и Испания за господство на море и в колониях, за преобладание в Европе, в Северной Америке, Карибском бассейне и Индийском океане.

2) Юго-Восточная Европа. С данным регионом был связан так называемый «Восточный вопрос» – проблема взаимоотношений европейских держав и Османской империи.

3) Северо-Восточная Европа. Противоборствующими сторонами в этом регионе за господство на Балтике являлись Швеция, Дания, ряд немецких княжеств, Польша и Россия.

К началу Нового времени Испания, Португалия и Священная Римская империя утратили ведущие позиции в международных отношениях. Их место заняли Голландия, Франция и Англия. При этом Франция претендовала на европейское господство, а Голландия и Англия боролись за господство на море. К XVIII в. Голландия сошла с международной арены, и борьба продолжилась между Англией и Францией. Она завершилась победой Англии, которая лишила свою соперницу основной части колоний и стала первой морской державой; тем не менее, Франция сохранила преобладание в Европе. Все конфликты между другими странами проходили с учётом англо-французских противоречий. Поскольку все колонии оказались поделены между ведущими европейскими государствами, с XVIII в. широкий размах приобрели войны за передел колоний. Их основными участниками являлись Англия и Франция.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры.

Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с первой половины XVIIв., научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений.

Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения. По всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам.

Таким образом, в период со 2-й половины XVII до конца XVIII вв.,феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX в. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства.

С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни.

Были найдены новые источники энергии и способы ее использования (пар, электричество). Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность.

Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.

К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).

Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения. и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. - уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций как исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком.

Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например, Испания, вошли в XX в. с монархическим устройством. Многие политические преобразования XIX в. были связаны с социальными революциями и Наполеоновскими войнами. Франция после революции 1789 г. пережила в XIX в. еще три революции. В 1848 г. произошли революции в Германии, Франции, Италии и Испании. Особенность социальных потрясений XIX в. - их синхронность. Противоречивую роль сыграли Наполеоновские войны. Помимо многих их отрицательных последствий продвижение наполеоновской армии по Европе сопровождалось отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства.

Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке.

Бурные события европейской истории XIX-начала XX вв. не могли не отразиться на развитии духовной культуры этого времени. В противоречивом переплетении развивались и изменялись точки зрения на мир, общество, человека, от романтически возвышенных до глубоко пессимистических.

Романтизм как мировоззрение во многом был порождением Французской революции. Он отразил противоречия между возвышенными прекрасными теориями и суровой реальностью. Романтики пытались вернуть человечеству цельный, гармонический взгляд на мир. Искусство, с их точки зрения, должно было подыматься над реальностью. В системе ценностей романтиков пользе противопоставлялась красота, расчету - вдохновение, самодисциплине - пылкие порывы души. Однако реалии того времени порождали не только романтические стремления к идеалу. Человек стремился более внимательно вглядеться в окружающий его мир и самого себя. Постепенно зародившийся еще в эпоху Просвещения реализм как тип миропонимания и направление в искусстве становится одним из важнейших символов духовной жизни XIX в.

В то же время пристальное внимание к реалиям и человеку XIX в. не могло не породить и глубоко пессимистические взгляды на мир, общество, людей. Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX-XX вв. отразила философия жизни Фридриха Ницше, который утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. Будущее связывалось с появлением сверхчеловека, равно способного и к добру, и к злу. В представлении о сверхчеловеке причудливо переплелись мотивы романтизма и культ крайнего индивидуализма.

Огромную роль в изменении представлений человека о самом себе сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом.

В XIX в. широкое распространение получил политический либерализм (Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер, А. де Токвиль), утверждавший, что экономическая модернизация общества должна сопровождаться политической и социальной модернизацией, во главу угла которой ставилась свобода личности. XIX в. породил также ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам (А. де Сен-Симону, Ш. Фурье, Р. Оуэну) и основоположникам марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Социальной базой марксизма вомногих странах Европы и Америки стало рабочее движение. Массовые организации и выступления рабочих положили начало ограничению предпринимательского произвола, способствовали разработке и реализации законов об охране труда и страховании, некоторому расширению либеральных свобод и демократических прав. Рабочие организации стали опорой широкого движения за социалистическое переустройство общества, за демократизацию политических структур, закладывавшего предпосылки становления гражданского общества и правового государства.

 

В результате общественного развития углублялись и обострялись противоречия внутри европейских стран и между ними. Конфликт двух соперничавших группировок держав вызвал первую мировую войну, которая была выражением глубокого общественного кризиса европейской индустриальной цивилизации. В конце XIX в. могучий рывок в развитии совершила Германская империя, которая по объемам промышленноого производства поднялась с четвертого на второе место в мире. Франция, наоборот, была оттеснена со второго места - на четвертое. Доля Великобритании в мировой индустриальной продукции сократилась с трети до седьмой части. В начале 80-х гг. ее перегнали США, в начале ХХ в. - Германия. Усиление экономического потенциала Германской империи способствовало тому, что она стала претендовать на установление своей гегемонии в Европе, на расширение своих колоний за счет Великобритании и Франции. Одновременно она усилила натиск на Восток, угрожая интересам России.

Нарастание противоречий между ведущими европейскими державами привело к созданию противостоящих друг другу военно-политических блоков «Тройственного союза»в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии и Антанты в составе Великобритании, Франции и России. В 1914 г. между этими блоками развернулась Первая мировая война. Война обострила внутренние противоречия во всех воюющих странах, в особенности, в России и странах австро-германского блока. В ходе революции 1917 г. Россия вышла из войны. На стороне Антанты вступили в войну США, направившие свои войска в Европу. В 1917 г., несмотря на репрессии, во всех странах участились и приобрели значительный размах забастовки, участники которых требовали улучшений условий труда, восстановления и расширения свобод, а также прекращения войны. Все чаще вспыхивали бунты голодавших горожан. Массовый характер приобрело антивоенное движение. Против войны стали протестовать многие военнослужащие: они отказывались повиноваться командирам, братались с солдатами противника. Активизировались революционные группы, призывавшие свергнуть правительство, покончить с капитализмом и добиться мира путем социалистической революции.

В сражениях 1918 г. германские войска в конечном счете потерпели тяжелое поражение и правительство Германии обратилось к США с предложением о перемирии. Но еще до подписания перемирия в Германии началась революция. Кайзер бежал, и страна была провозглашена республикой. После поражения австро-венгерских войск капитулировала империя Габсбургов, в которой тоже началась революция. В результате революций с карты мира исчезли Германская и Австро-Венгерская империи.

Окончанием войны стало подписание Версальского договора в 1919 г. По условиям этого договора Западная Германия на 15 лет оккупировалась союзными войсками. Германия потеряла все свои колонии, ей разрешалось иметь только стотысячную армию, комплектуемую на основе найма, она не могла иметь подводных лодок, военной и морской авиации. Германия обязывалась платить репарации. Версальский мир был непрочным и противоречивым. Он породил германский реваншизм под лозунгом: «Порвем версальские оковы!».

После первой мировой войны был сделан ряд шагов для стабилизации международной обстановки. В 1919 г. была учреждена Лига Наций - международная организация, призванная поддерживать мир и пресекать агрессию в самом ее зародыше. Но как показало последующее развитие событий, Лига Наций не выполнила возложенных на нее задач.

Для первой мировой войны были характерны неслыханные ранее масштабы. В ней приняло участие 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн. чел., а общие потери воевавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых. Война принесла неисчислимые бедствия народным массам. В результате войны экономика многих европейских стран находилась в кризисе. Этот кризис способствовал обострению внутриполитической ситуации в Германии, Италии и Испании, что привело к возникновению в этих странах фашистских партий, захвативших власть в 1920-30 гг. В результате в Германии, Италии и Испании сформировались правототалитарные политические режимы.

По окончании экономического кризиса промышленность в западноевропейских странах постепенно восстановила довоенный уровень производства, а затем превзошла его. Германия в годы стабилизации сумела восстановить и даже увеличить свою мощь. К концу периода стабилизации по ряду важнейших отраслей производства она вновь заняла второе место в капиталистическом мире. Заметно снизился в мировом промышленном производстве удельный вес Англии. Усиление неравномерности развития капиталистических стран неизбежно вело к росту противоречий между ними. Уже к концу периода стабилизации стали множиться признаки, свидетельствовавшие о том, что произведенный в результате первой мировой войны передел мира не соответствует новому соотношению сил. Рост экономической мощи США и Японии, снижение удельного веса английской экономики, быстрое восстановление экономического и военного потенциала Германии - все это обостряло борьбу за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.

В 1929 г. в США произошел биржевой крах, возвестивший наступление мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.), вошедшего в историю под названием «Великая депрессия». Промышленное производство в капиталистических странах сократилось более чем на одну треть, была парализована половина производственной мощности промышленности, объемы мировой торговли сократились в три раза. Вместе с подрывом мировых торговых связей пришли в глубокое расстройство финансы, валюты 56 государств обесценились. К началу 1932 г. в капиталистических странах насчитывалось свыше 26 млн. безработных. Используя безработицу, работодатели неуклонно снижали заработную плату рабочих. Небывалых размеров достигли разорение и обнищание миллионных масс мелких и средних крестьян. Резко ухудшилось положение городской мелкой буржуазии и интеллигенции.

В этой тяжелейшей ситуации власти некоторых стран сумели найти выход, прибегнув к новой социальной политике. В США в рамках «нового курса» президента Рузвельта был проведен комплекс реформ: организована помощь нуждающимся; миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством; был принят закон о социальном обеспечении, предусматривавший страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам; правительство получало право устанавливать минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальную продолжительность рабочей недели; с целью более справедливого распределения национального дохода были повышены налоги на наследство, сверхприбыль и т.д. Курс реформ был успешно осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Реформы рузвельтовского «нового курса» и реформы социал-демократов в Швеции сыграли значительную роль в преодолении экономического кризиса. Однако они имели и гораздо более важное долговременное значение, ибо благодаря им начали разрабатываться механизмы создания государства всеобщего благоденствия – демократического государства, выражающего интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство.

Менее удачными оказались попытки оздоровления общества в других европейских странах. В результате выступлений трудящихся здесь усилилась радикализация общества, до предела обострились социальные и политические противоречия. В Германии в середине 1932 г. они достигли кульминационной точки. На фоне экономического кризиса широкую пропаганду развернула национал-социалистская (фашистская) партия Гитлера. Заявляя, что все бедствия трудящихся масс Германии вызваны Версальской системой, фашисты обещали немедленно после прихода к власти ликвидировать Версальский договор, ограничения, касающиеся вооружений, возвратить Германии территории, потерянные в результате первой мировой войны, и завладеть другими территориями, необходимыми «германской расе» в качестве «жизненного пространства». На состоявшихся в 1932 г. выборах в рейхстаг фашистская партия получила большинство мест. В 1933 г. в Германии установилась фашистская диктатура, Германия вышла из Лиги наций, покинула конференцию по разоружению, потребовала отмены всех статей Версальского договора.

В 1936 г. в результате гражданской войны в Испании был установлен фашистский режим генерала Франко.

В 1938 г. немецкая армия вошла в Австрию, которая превратилась в одну из провинций фашистского рейха. Англия, Франция и США официально признали захват Австрии.

В 1938 г. правительства Германии, Англии, Франции и Италии заключили договор о разделе Чехословакии (Мюнхенский договор), предложенный гитлеровцами. В результате в 1939 г. вся Чехословакия была оккупирована немецкими войсками, что открыло Гитлеру дорогу для экспансии в страны Восточной и Юго-Восточной Европы.

1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Англия и Франция, в соответствии с договорными обязательствами перед Польшей, объявили Германии войну. Однако Польша не получила помощи от своих западных союзников и была захвачена. Учитывая уроки первой мировой войны, когда Германия была обескровлена военными действиями на два фронта, Гитлер приостановил экспансию на Восток и захватил Западную Европу. В 1940 г. немцы захватили Данию и Норвегию, Голландию, Бельгию, Францию. Таким образом, почти вся континентальная Европа перешла под контроль гитлеровской Германии и ее союзников.

В 1941 г. Германия напала на СССР, правительства Великобритании и США заявили о своей поддержке СССР в войне против Германии. В 1942 г. 26 государств, назвавших себя Объединенными Нациями, подписали декларацию, в которой брали на себя обязательства использовать все свои военные и экономические ресурсы в войне против фашистского блока. Наибольшим весом в антигитлеровской коалиции обладали СССР, США и Великобритания – «Большая тройка». В соответствии с решением Тегеранской конференции (1943 г.) лидеров «Большой тройки» в 1944 г. была осуществлена высадка англо-американских войск в Северной Франции, т.е. состоялась открытие второго фронта. В мае 1945 г. капитулировала Германия, в сентябре - Япония. В ноябре 1945 г. в Нюрнберге начался судебный процесс по делу главных военных преступников, в ходе которого фашизм был осужден как преступление перед человечеством.

Вторая мировая война по своим масштабам и разрушительным последствиям намного превзошла первую. Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80 % населения планеты. Военные действия охватили гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн. чел. Погибло около 65 млн. чел., половину из которых составили жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций. Материальный ущерб выражался огромной цифрой – 3300 млрд. долл.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.