Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Зарождение современной экономической теории в конце ХIХ-начале ХХ в




Тема 7. Развитие управленческой мысли в России в ХIХ в.

Тема 6. Русская экономическая мысль.

Вопросы теории циклов и кризисов М.И. Туган-Барановского. Социальная теория распределения. Учение о природе кооперации и ее формах. Экономические взгляды и практические мероприятия С.Ю. Витте. Исследования Н.Д. Кондратьева в области экономической статики, динамики и конъюнктуры. Теория больших циклов (длинных волн). Односекторная модель экономического роста и ее особенности. Разработка Н.Д. Кондратьевым основ планирования и прогнозирования. Аграрно-экономические концепции. Вклад ученого в методологию изучения экономических явлений.

Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства – центральная проблема исследования Чаянова. Место семейного хозяйства в системе национальной экономики. Основные принципы организации крестьянского хозяйства по А.В. Чаянову. Организационный план крестьянского хозяйства. А.В. Чаянов о причинах устойчивости крестьянского хозяйства. Понятие демографических факторов дифференциации.

Теория крестьянской кооперации: понятие кооперации, диалектика развития, основные принципы кооперирования, формы и направления. Проблема организации аграрного сектора в целом.

Управление при Александре I. Два этапа в реформаторстве Александра I. Роль негласного кабинета по выработке новых взглядов и идей на государственное строительство в верхних этажах власти: П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев. М.М. Сперанский и его взгляды на управление. План М.М. Сперанского: замысел и результаты.

Управление при Николае I. Николай I – руководитель государства. Особенности государственного управления в центре и на окраинах Российской империи: в Сибири, на Кавказе, Польше, Прибалтике, Финляндии.

Управление при Александре II. Предпосылки проведения Великих реформ. Этапы, направления и содержание реформ. Анализ становления и функционирования земских учреждений (точка зрения В.П. Безобразова). «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Управление при Александре III. «Контрреформы» – причины и результаты проведения. Отличительные черты системы управления Россией при Александре III. Роль К.П. Победоносцева, А.Д. Толстого, М.Н. Каткова в системе идеологии функционирования властных органов управления.

Развитие взглядов на управление государством при Николае II. Роль С.Ю. Витте и его позиция в управлении экономикой и финансами.

«Маржиналистская революция» в экономической науке. Общая характеристика. Исторические предпосылки и источники маржинализма. Школы маржинализма: австрийская, английская, их особенности. Экономические теории лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето). Представители школы: У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и их вклад в экономическую теорию. Теория беспредельной полезности ее варианты. Теория вменения. «Субъективная» и «объективная» ценности. Концепции родственных благ. Сущность понятий: «хозяйство Робинзона», «блага первого» и «высшего порядка», предельная полезность, принцип «убывающей предельной полезности», «экономические и неэкономические блага», «обмен», «закон Визера». К. Бем-Баверк: теория капитала и процента.

Возникновение неклассического направления экономической мысли и завершение «маржинальной революции».

Систематизация идей маржинализма в работе А. Маршалла «Принцип экономики». Теория спроса, предложения, цены, эластичности спроса. А. Маршалл о предмете основных целях и главных вопросах экономической науки.

Зарождение институционалистического направления в экономической науки. Общая характеристика. Историческая школа Германии. Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Концепции Т. Веблена. Теория «праздного класса». Социально-правовой институционализм Д.ж.Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла, его теория «больших и малых циклов».

Влияние американского институционализма на современную экономическую науку.

 

 

Тема 9. Зарождение и формирование теорий и школ
менеджмента (первая половина ХХ в.)

Школа научного направления (1885–1920 гг.). Начало формирования концепции научного управления: работы Э. Уитни по методам контроля качества, системе использования оборудования, в том числе конвейеров, Ч. Бэббиджа по специализации работников на различных производственных операциях, Ф.У. Тейлора по организации труда. Книга Ф.У. Тейлора «Управление предприятием»: основные положения. Выход книги Тейлора «Принципы научного управления» (1911 г.). Тейлоризм. Работы Ф.Б. Гилберта: «Основы научного менеджмента», «Исследование усталости», «Прикладная наука о движении». Л. Гилберт – «Психология управления». «Деловая теория» Г. Форда как философия менеджера. Вклад Г. Эмерсона в теорию и практику управления: «Двенадцать принципов производительности». М. Вебер и его концепция бюрократических организаций.

Административная (классическая) школа (1920–1950). А. Файоль основатель школы: взгляд на управление как комплексный универсальный процесс. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении». Последователи и сторонники взглядов А. Файоля: Л. Уорвик Л. Гьюлик, Д.Д. Муни, А.К. Райли. А.П. Слоун. Их вклад в создание «универсальных принципов управления».

Школа человеческих отношений (1930–1950). Теоретические и методологические предпосылки формирования школы. Взгляды Э. Дюркгейма. Г. Мюнстерберга. Проблемы трудовых отношений в представлениях социологов: В. Парето, К. Бюхера, А.Р. Радклифа-Брауна, Б.К. Малинов­ского, Т. Парсонса. Роль М. Вебера как одного из основоположников в исследованиях поведения людей. Э. Мэйо и теория человеческих отношений. Последователи Мэйо: Ч.И. Барнард (работы «Функции администратора», «Организация и управление»), М.П. Фоллет о решающем влиянии на производительность труда психологических и социальных факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.