КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю
Краткая историческая справка ТЕМА 2 Россия в 1917-1920 гг. Ультрамикроэлементы— химические элементы, содержащиеся в клетках в количестве, не превышающем 0,000 001%. Транскрипция— переписывание информации с гена ДНК На информационную РНК. Трансляция — процесс реализации наследственной информации, записанной на информационной РНК в виде последовательности ее нуклеотидов, в последовательность аминокислот молекулы белка. Фенотип — совокупность всех особенностей строения и жизнедеятельности организма. Формируется под влиянием генотипа и ус ловий внешней среды. Ферменты — белковые катализаторы, ускорители химических реакций. Фотосинтез — синтез сложных органических соединений из неорганических за счет энергии света. Хроматиды (дочерние хромосомы) — структурные элементы хромосом, формирующиеся в интерфазе в результате репликации ДНК и удвоения хромосом. Цитология — наука о клетке, изучает клетки многоклеточных и одноклеточных организмов. Человеческие расы — исторически сложившиеся внутривидовые территориальные группы людей, связанные единством происхождения. Эволюционное учение — комплекс знаний об общих закономерностях и движущих силах биологической эволюции. Экологическая ниша — комплекс факторов, которые требуются для существования вида, включая его связи с другими видами в сообществе. Экологический фактор (фактор среды) — любой компонент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления и окисления, обеспечивающих клетку энергией. Эукариоты — организмы, клетки которых имеют оформленное ядро, окружающее генетический материал. В феврале 1917 г. восстали рабочие Петрограда, к которым присоединились части Петроградского гарнизона. 27 февраля столица была в руках восставших. Начали формироваться новые органы власти — Временный комитет Государственной думы (в основном из представителей либеральных партий) и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (из представителей социалистических партий). 2 марта 1917 г. Николай II отрёкся от престола, а Временный комитет Государственной думы был преобразован во Временное правительство (председатель Г.Е. Львов, министр иностранных дел П.Н. Милюков, военный и морской министр А.И. Гучков, большая часть постов --в руках кадетов, единственный социалист в правительстве — министр юстиции А.Ф. Керенский). Временное правительство должно было созвать для решения дальнейшей судьбы России на началах всеобщего, равного, тайного избирательного права Учредительное собрание, а до его созыва брало на себя обязательство доведения войны до победного конца, сохранения революционных достижений. Соперничество Временного правительства с Петросоветом породило ситуацию «двоевластия». Компромисс был достигнут на следующих условиях: Петросовет признавал Временное правительство, но сохранял за собой право следить за ним и не допускать контрреволюционных правительственных мероприятий; Временное правительство признавало Приказ №1 Петросовета, по которому в армии фактически отменялась воинская дисциплина, а власть переходила в руки солдатских комитетов (что вело к развалу армии, силу которой, по мнению социалистов, могли использовать сторонники реставрации монархии). Стремление Временного правительства довести войну до победного конца, оттягивание до окончания войны созыва Учредительного собрания и отказ разрешать важнейшие политические и социальные вопросы до его созыва стали причинами кризисов новой власти. Первый из них — апрельский — был спровоцирован так называемой «нотой Милюкова» — обращением министра иностранных дел Временного правительства к союзникам с обещанием России исполнить свой союзнический долг в войне в надежде на окончательное разрешение Восточного вопроса - получение контроля над черноморскими проливами. Содержание ноты противоречило изначальной декларации правительства об отсутствии захватнических целей в войне и привело к народным выступлениям, которые закончились отставкой Милюкова и Гучкова (пост последнего занял А.Ф. Керенский). Отказ в поддержке Временного правительства и выдвижение лозунга «Вся власть Советам!», переход от революции «буржуазно-демократической» к социалистической провозгласил в своих «Апрельских тезисах» вернувшийся из эмиграции В.И. Ленин. Хотя созванный в июне 1917 г. I Всероссийский съезд Советов заявил о поддержке Временного правительства, но провал предпринятой правительством попытки наступления на фронте привёл к июньскому и июльскому кризисам, во время которых большевики пытались организовать выступление масс против правительства. Результатом кризисов стало создание во главе с А.Ф. Керенским нового коалиционного Временного правительства с преобладанием эсеров и меньшевиков и объявление партии большевиков вне закона. Но падение авторитета правительства, его неспособность справиться с задачей восстановления дисциплины на фронте (где массовым яв-ением становились «братания» с немцами) и в тылу спровоцировали в конце июля - начале августа выступление Верховного главнокомандующего генерала Л.Г. Корнилова — Корниловский мятеж. Для его подавления Керенский был вынужден воспользоваться помощью большевиков, сформировавших из рабочих Петрограда отряды Красной гвардии. Распропагандированные части Корнилова до Петрограда не дошли, его помощник — генерал АМ. Крымов застрелился, Корнилов сдался. Последствием его выступления стали дальнейшее падение авторитета правительства (которое не предотвратила даже попытка Керенского приступить к решению насущных вопросов — 1 сентября 1917 г. Россия наконец-то была провозглашена республикой) и рост влияния большевиков (укрепивших свои позиции на очередных выборах в Советы). 10 октября на заседании ЦК (Центрального комитета) РСДРП (большевиков) под давлением Ленина было принято решение о подготовке вооружённого выступления против Временного правительства. Мнение Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева о неготовности партии к выступлению (из-за её слабой поддержки среди крестьянства) и необходимости дождаться созыва Учредительного собрания было проигнорировано. При Пет-росовете, председателем которого являлся большевик Л Д. Троцкий, был образован Военно-революционный комитет для подготовки выступления. Приход большевиков к власти. Становление советской власти. 26 октября 1917 г. Временное правительство было арестовано (Керенский бежал). Открывший свои заседания 25 октября II Всероссийский съезд Советов, к созыву которого большевики приурочили своё выступление, принял по предложению большевиков и примкнувших к ним левых эсеров Декрет о мире (предлагал всем воевавшим странам немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций), Декрет о земле (повторявший в основном положения аграрной программы эсеров — о социализации земли), Декрет о власти (условное обозначение ряда принятых съездом решений -о переходе полноты власти к Советам, признании высшим органом власти ежегодно собираемого Всероссийского съезда Советов, а в период его роспуска — Всерос- сийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), об образовании Совета народных комиссаров (СНЕ) — правительства, в которое вошли большевики и левые эсеры, председателем СНК стал В.И. Ленин). Принятие этих декретов было облегчено тем, что правые эсеры и меньшевики в знак протеста против действий большевиков покинули съезд. С октября 1917 г. по январь 1918 г. большевики укрепляются у власти: последовал запрет партии кадетов, была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Принимаются декреты об установлении 8-часового рабочего дня, отмене сословий, уравнении в правах мужчин и женщин, разных наций, об отделении церкви от государства, а школы от церкви. В рамках политики «красногвардейской атаки на капитал» создаётся для управления экономикой Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), производится национализация банков и начинается национализация промышленности. Произведённые изменения были обобщены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», безоговорочное принятие которой большевики потребовали от созванного 5 января 1918 г. Учредительного собрания (большинство мест в нём получили эсеры, лидер которых В.М. Чернов стал председателем собрания). Отказ собрания от утверждения Декларации привёл к его разгону в ту же ночь. Эти действия были одобрены созванным 10 января III Всероссийским съездом Советов, провозгласившим создание Российской Социа листической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Брестский мир. Установление однопартийной диктатуры. Призыв, содержавшийся в Декрете о мире, не был поддержан в других воюющих странах. В условиях полного развала армии большевики приступили к сепаратным (без согласия и участия союзников) переговорам о мире с Германией, которая предъявила большие территориальные претензии. Внутри партии большевиков не было единой позиции по вопросу о мире. Народный комиссар (нарком) иностранных дел Л.Д. Троцкий выдвинул лозунг: «Ни войны, ни мира», предлагая распустить армию, но мир не подписывать. «Левые коммунисты» во главе с Н.И. Бухариным предлагали перейти к революционной войне, рассчитывая на поддержку немецкого пролетариата. На заключении мира на любых условиях настаивал Ленин. В итоге, 3 марта 1918 г. был подписан Брестский мир, по которому советское правительство отказывалось от Польши, Прибалтики, Украины, части Белоруссии. Отторгнутые территории имели не только важное геостратегическое, но и экономическое значение (на них производилось до 1/3 национального продукта). Не только противники большевиков, но и их союзники — левые эсеры (да и многие большевики) признали мир «позорным». Это, наряду с установлением большевиками продовольственной диктатуры в деревне (заключавшейся в насильственном отъёме продовольствия у крестьян и создании для облегчения этого процесса в деревне комитетов бедноты - - комбедов), послужило причинами левоэсеровского мятежа в Москве в июле 1918 г. После его подавления в стране утвердилась однопартийная диктатура Российской коммунистической партии -РКП (б) так с марта 1918 г. стала называться РСДРП(б). В июле 1918 г. была принята первая советская Конституция -- Конституция РСФСР. Она устанавливала диктатуру пролетариата в виде советской власти. Избирательных прав лишались представители бывших эксплуататорских классов, устанавливалось неравное избирательное право для рабочих и крестьян (один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян). После поражения Германии в мировой войне, в ноябре 1918 г., советское правительство аннулировало Брестский мир. Осознавая трудность построения социализма в отсталой стране, большевистское руководство надеялось на помощь западного пролетариата после совершения мировой социалистической революции. Её приближению должен был способствовать образованный в 1919 г. Ком- мунистический Интернационал (Коминтерн) — международная организация коммунистических партий, лидирующую роль в которой играли советские представители.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |