Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание руны. , + – Твёрдо. В глаголице выглядит как




Ò

, + – Твёрдо. В глаголице выглядит как . У германцев так же выглядела священная руна Т, называвшаяся «tio, zio» и означавшая «Бог». В финикийском алфавите. Тот же знак называется «tau, taw» – «крест» (или «знак, отметина» – как у «тавро»). У греков «ςταυροο» означало «огораживать [кольями]», «вбивать [кол]».
Древнеанглийские рунические поэмы, посвящённые этой руне, говорят:

Шип очень остер,
схватишь его – будет больно,
страшны шипы для всякого,
кто упадёт на них.

Шип пронзает верхушкой своей,
лишь его стоит коснуться
иль глупо на нем воссесть.

 

Колючая изгородь была хорошей защитой от воров; к тому же, в Северной Европе священные места ограждали ветвями боярышника или терновника.

Также эта буква напоминает знак германского Бога Тора – . Скандинавская руна «tyr, tir» (готск. «tar») обычно имела вид T, , что напоминает , а из этого знака путем удвоения можно получить . Слово «Твёрдо» созвучно с чешскими названиями «tuird, tvird» в смысле «твердыня», «опора» (такое же переносное значение имеет руна «tyr»).

Тюр — оберег благородных людей,

что верно место хранит, никогда во тьме не теряясь.

Тюра в помощники взяв, справедливость мечом принесешь.

...

Руна звездой путеводной путь твой укажет в ночи.

Властью холодной железа останешься верен себе.

Северовенедская руна T звалась «Треба» (западнославянская изображалась так же) и означала твёрдость духа, воинскую доблесть и жертвенность.

 

Исладнская поэма гласит:

 

TÝR – однорукий ас
уцелевший в битве с волком
и хранитель храма

 

Скандинавские предания рассказывают о таком деянии Тюра – Бога, которому посвящена эта руна в германском строе. Однажды Богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка – причину Конца Света. Чтобы сдержать Волка, необходимо было заковать его в магическую цепь. Но сделать это можно было лишь хитростью, и тогда Боги обещали Волку, что лишь испытают цепь и после снимут её; Тюр в залог этого положил Волку в пасть свою руку. И когда Фенрир был закован, он откусил руку Тюра – такова была цена победы над воплощением Хаоса и разрушения.
Thurisaz – символ действия как такового. Инстинктивное желание, лишенное самоосознания [575].

 

Германск. «Tar» означает «порождать, жить, умирать». Жизнь и смерть, по сути, две стороны одного целого; и это отражает то, ради чего можно пожертвовать собой – небоязнь смерти.

Зодиакальный знак f означает «Стрелец», и напоминает руну старшего футарка T[576] с именем «Teiwaz», позднее скандинавское название – «Tyr»[577]. Зевс (Юпитер), коему соответствует данное созвездие, также являлся громовержцем. У кельтов Юпитеру соответствовал Дагде (Пламени Бога, Доброму Богу), символами которого являлся кабан и дуб[578].

Также: общегерм. *tiwa(z)-, др.-англ. tir, др.-исл. tyr – «слава»; Thorn (англ, «шип»). Этимологически «тирс» связан с Громом (и.-е. *ger-, «издавать звук», *dher-, «говорить», *ter-, «греметь», откуда прусск. grimikan, «песня» и общекельт. tharan, др.-в.-нем. donar, готск. theihsvo, англ. thunder, ирл.torainn, русск. гром), Шипом и Хером (др.-англ. teors, «пенис», ирл. dair, «сорокупляться»; лит. astrus, «острый», общ.-слав. strъmъ, русск. стрела, острый, стремглав, стремительный, также – русск. терн, польск. stark, «колючка», англ. to torn, «разрывать» чешск. strciti, «торчать»).
В славянской Традиции роль Стрельца выполняет Китоврас-Полкан[579].


"...так же богатырь, но только чудного телосложения. Он до половины был муж; а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами..." – Г.А. Глинка, «Древняя религия славян».
"Полкан необычайно отважен и воинственен. Когда древние предки наши воевали, он и его сородичи норовили непременно выступить им на подмогу..." – В.А. Истархов, «Удар русских богов».
"Баснь дает ему вид человека с головы до пояса, у которого однакож прочая часть тела подобна лошади. Этот Полкан, или полуконь [580] (столь часто встречавшийся в русских сказках) не есть ли Центавр древних? Говорят, что он был весьма силен и бежал очень быстро" – А.С. Кайсаров, «Славянская и российская мифология, 1810г».

 

Этой руне посвящён четверг. В сравнение: нем. Donnerstag (день грома) – от Dornstag (Dorn – аналогично Thorn – германское название руны Thurisaz), англ. Thursday (день Тора) – что соотвествует этой руне в Футарке, лат. Jeudi (день Юпитера), чешск. Perendan/Perundan (день Перуна).
Память о почитании четверга можно видеть в иронической фразе: «после дождичка в четверг». Возможно, что праздник весны совершался в четверг после весеннего дождя, который и теперь считается чем-то священным: в нём стараются намокнуть, моются этой водой для счастья и здоровья, положив туда предварительно серебряную монету. Фраза – «после дождичка в четверг» прежде могла обозначать: весенними праздниками; когда же древнее празднование пришло в забвение, эта фраза стала означать – никогда [581].

 

Итак, с восточной стороны руна Ò означала Полкана, с западной руна T – Тора, Гром, Шип; по звездочтению же – Стрельца (кентавра). Итак, что мы знаем о кентаврах? Они казались древним дикими, буйными, невоздержанными в вине и охочими до него[582]; сражались же они луками[583], палицами[584] и швыряли большие камни[585]. Тор, Перун[586] и Полкан – воины, все трое – олицетворение стихийной силы [587], все сражаются ударным оружием (молот[588] или палица), Полкан и Перун владеют луком [589], Перун и Тор производят грохот от езды по небу на колеснице, колесница Тора запряжена козлами [590]. Выходит, что в образе Полкана, Перуна и Тора есть очень много схожего. Также, образы Тора и Перуна относятся к образам Богов-защитников, что соотносится с защитной характеристикой руны (см. начало «Описания руны»).

Название «Твёрдо» отражает только часть смысла этой буквы, означающей крепость – как градов, так и людей, воинское мужество. Руна обозначает стойкость и защитные свойства колючего дерева [591]. Поэтому предлагаю руну эту называть «Твёрдо».


Тайный смысл же этой руны – принесение жертвы, но не простой жертвы, а сам о го себя – как, например, сделал незабвенный Александр Матросов, грудью закрывший своих товарищей от пулемётного огня. Или как Святослав Хоробрый Игоревич, себя не жалевший ради жизни Роси.

 

[592]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.