КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаман – богоборец
Борьба шамана с оспой. Однажды, описанные выше два брата-шамана, боясь приближающейся с юга оспы, бежали в горы. Переселяясь со скотом, они расположились на ночлег и раскинули урасу в местности под названием «Кымырдагастаах Алааса» (назапад от теперешнего г. Якутска). С табора их убежала одна красно-пегая кобыла. Джаанай сказал тогда младшему брату: «Эй, парень, наша кобылица убежала, поезжай и пригони ее!» Тот, вскочив на коня, тотчас же отправился. Доехал дотого места, где они стояли табором в предыдущий! день, и видит: кобылица стоит тут и лижет пепел с потухшего костра. Подойдя к кобылице, он ударил её с размаха по хребту таловым прутом. Кобылица тотчас же преобразилась в пороза с особой отметиной по середине лба, и этот пороз ударом своих ног распорол брюхо Джаанайю. Тот, упав навзничь, засунул вывалившиеся кишки свои обратно в живот и, плюнув в ладони, залечил рану. Приехал к брату и говорит: «Вот, смотри, как чертовка оспа[92] убила меня, не предупредив!». Сказавши так, свалился с коня и умер. Старший брат, воскликнув: «Какая горечь, она вот так погубила родного брата!», покатался по земле и превратился в быка волнообразно-голубо-пестрой масти, с рогами длиной в один «харыс» (около 5 вершков). Затем, издавая протяжный рёв, побежал. Встретившись с духом оспы, он условился с ним о месте борьбы. Есть местность на Ытык-Хаайя («Почтенная гора») под названием Бысагас. Там они поборолись, бодались («харсаллар»). В этой борьбе он (бык-шаман) вышел победителем, всадив свои рога во впадину у основания передней ноги быка-оспы, вывалил наружу его легкие. Вот тогда-то оспа дала обязательство, скрепленное кровью: «Во все последующие века не буду бывать среди твоих потомков, по всем разветвлениям твоих кровеносных сосудов; пусть твой наслег в протяжение девяти поколений живет, благоденствуя, без единого облачка горя и болезней!». До сих пор род Джаанай живёт благополучно, оспа их не посещает, хотя окрест их и бывает. «Джаанай» - теперь название рода Стручковых. В этом роде в течение веков было 44 шамана.
Однажды Джаанай совершил камлание и направился к своему отцу – сыну Хара-Суоруна. Добравшись до него, он стал умолять и упрашивать: «Буду ли я приходить к вам, едва передвигая своими четырьмя конечностями или должен приезжать, сидя верхом на каком-нибудь ездовом животном?». «Ты сказал должное слово, дадим тебе беломордого коня сивой масти с хвостом, перевитым и запутавшимся наподобие девяти перепутавшихся волосяных глухариных силков! Когда исполнится ему девять трав (лет), ты должен на нем прибыть сюда навсегда». С этими словами отправили его обратно. На следующий год родился жеребенок с указанными признаками. Когда коню исполнилось восемь трав, он (шаман) заколол его на пищу. После того снова стал шаманить своему предку с жалобой: «Обидели меня злые люди, воры обшарили мои изгороди!» (т.е. украли коня). Поверив, дали ему коня точь-в-точь такой же масти с требованием прибыть на нём, когда исполнится восемь трав, и сказали при этом: «Будучи нашим дитятей, неужели прибудешь ты на своих четырёх копытах?» Этого коня, доведя до семилетнего возраста, тоже заколол и съел. И снова шаманит. С пути, когда ему оставалось пройти ещё три жительства (олох), прогнали его обратно: «Такой-сякой мошенник, прибудешь ты, наверное, на четырех своих копытах! Пусть это будет твоим предназначением, прибудешь на нем, когда ему исполнится три года!» С этими словами дали нового коня, но и этого, доведя до 2-х лет, он тоже съел. После того он еще долго прожил, постарел и обессилел. Однажды, обращаясь к своим домочадцам, он говорит: «Эх, тот самый, сановитый старший брат мои, господин Чубуруку — удалец, именуя меня идет; попрячьтесь все в подполье, отправляюсь, если осилит!» Превратившись в пороза, встретил он противника с мычаньем и с протяжным ревам, а тот тоже наступал с мычаньем и ревом. Как только открыли двери, начали бодаться. Бодались они с самого утра до утра следующего дня, пока солнце целиком не показалось над горизонтом. Вдруг, среди борьбы послышались слова шамана; «Кто должен был побороть — поборол, «то должен был осилить — осилил, скорей на мою постель, на мое ложе!» Так же, как убивают коня, разрывая аорту, со стонами и тяжкими вздохами покончил с ним его противник. Когда, в пору вечернего удоя коров, выглянули люди из погреба, старик уже мертвый лежал на своей постели. Этот рассказ я слышал давно, много лет тому назад от Афанасия Стручкова на Ленских приисках. Моя мать из рода этих Стручковых, из горных Мытахцев.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |