КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности осмотра места происшествия при расследовании дорожно-транспортных происшествий
Другие должностные лица. Велосипедисты. Пассажиры. Пешеходы. Водители. 5. Лица, ответственные за техническое состояние ТС.
88. Крим. х-ка и клас-ия ДТП. Часть обстановки – внеш материальная среда, в к-ой ос-ся дор движение. Постоянные усл-ия: 1).конструктивные особ-ти устр-ва дороги на уч-ке, где произ-ло ДТП. 2).наличие технич ср-в регулирования и орг-ции движ-я, ограждений и разметки, остановок. 3).внешние усл-я: здание и сооружения, лес, обрыв Временные усл-я - состояние поверхности дороги в зав-ти от погоды, ремонтных работ… динамические эл-ты: интенсивность дв-ия тр-та и пешеходов, взаимное положение объектов во время движ-я, варьирование сигналов регулирования движения. Объективные усл-я - освещенность, времени суток, года, климата, наличие искусственных фонарей, интенсивности звуков Субъективные - индивидуальные св-ва личности. Стадии: 1) начальная – появ-ся факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя дополнительных мер для сохранения условий безоп-сти. (внешние факторы: поведение пешеходов, дождь, режимы движ-я транспорта; внутр факторы: неисправность тр-та, состояние водителя). реакция на эти факторы не требует экстренных мер, можно просто снизить скорость, посигналить. 2) возникновение аварийной ситуации – фактическое нарушение функциональных связей в системе ДД. Водитель не м. адекватно реаг-ть и утрачивает возм-ть влиять на ход события. => неуправляемая аварийная обст-ка, на к-ую м. влиять доп-ые факторы. Аварийная ситуация – открытая или скрытая. Открытая – вод-ль м своевременно обнаружить ее. Скрытая – сущ-ют усл-я, к-ые объективно не позволяют обнаружить аварийную обст-ку, но это не искл-ет виновности и ответственности, но требует тщательного исследования динамики события. По степени уч-ия: общая и односторонняя. Общ-я – одновременно 2 или более субъектов лишаются возм-ти влиять на ход событий. Одностор-я – опасность возн-ет для 1 уч-ка, 2-й м предупредить ДТП. ДТП: столкновение (при встречном дв-и - в рез-те наруш-я правил обгона или объезда; при попутном – наруш-е безоп-ой дистанции), наезд, опрокидывание. Виновники часто малоопытные вод-ли, к-ые не умеют оценивать, прогнозировать ситуацию. На ситуацию влияют кач-ва личности, связ-ые с возрастом. Молодые самоуверенные неоправданно рискуют. 40 лет и старше – слишком осторожны, медленно реагируют, нарушают ритм движ-я и стан-ся возмущающим фактором. 80 % ДТП сов-ся вод-ми, 20 – пешеходами. Влияет пьянство.
Перед производством осмотра места происшествия необходимо: - принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим, - обеспечить охрану места происшествия, - безопасное движения ТС и пешеходов, - сохранность следов и материальных объектов, имеющих значение для расследования. При ОМП необходимо установить: • место совершения ДТП (определить его границы); • когда было совершено ДТП (при возможности) – время суток, года и если представляется возможным (случаи очевидности), его вид; • всех участников и свидетелей ДТП (если имеется такая возможность), определить направление их движения до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге – полоса движения, обочина либо тротуар); • место первоначального контакта (где произошло столкновение, наезд и т.п.); • дальнейшая динамика движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в т.ч. и ТС). Это необходимо, в первую очередь, если ТС, пешеходы, животные и т.д. до начала осмотра перемещались; • следы направления движения участников происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения. Границы места происшествия: Первоначально определение границ происходит при общем осмотре места ДТП. Кроме этого, возможны случаи, когда границы расширяются и уточняются. Если первоначально сложно определить границы, то необходимо начинать осмотр от центра к периферии. При этом, рекомендуется, начинать осмотр с выявления и фиксации быстро исчезающих следов, которые располагаются как на проезжей части (покрытии дороги), так и на ТС, дорожных сооружениях, трупе и т.д.
Состояние дорожного покрытия: • сухое; • мокрое (в начале дождя, с грязью, чистое); • свежевыпавший снег (с указанием толщины); • уплотненный снег (возможно с вкраплением льда либо с включением частиц песка); • обледенелое или гололедица (с указанием температуры воздуха). Кроме того необходимо указание на наличие: - продольного или поперечного наклона дороги и его величины, не находится ли на покрытии – ям, волнообразований, бугров, выбоин и т.п. - если имеется колея, указываются ее глубина (до … см.), ширина и длина. - в ряде случаев возникает необходимость в определении угла поворота (радиуса), территории перекрестка. Кроме осмотра проезжей части необходимо осмотреть и другие элементы дороги: > тротуар либо обочина – ширина и тип покрытия (асфальт, песок, щебень, шлак и др.), высота относительно проезжей части (бордюр); > кювет – ширина, глубина, наклон откосов. > трамвайный путь – его полотно, смещение в сторону и др.; > наличие посадочных остановок либо площадок.
Подлежит фиксации степень освещенности участка дороги: - естественное, - искусственное. Указываются какие лампы установлены на фонарных столбах: - накаливания, - люминесцентные дневного света, - ртутные высокого давления. Необходимо указание на состояние погоды: - наличие облаков, - звезд, - луны, - тумана.
Указывается наличие объектов внешнего окружения: - домов; - дорожных сооружений (светофоры, семафоры, шлагбаумы); - дорожных знаков, действие которых - распространяется на данный участок дороги; - деревьев и кустарников; - железнодорожных переездов; - и другое. Закончив общий осмотр, необходимо перейти к детальному, который включает в себя: 1. Осмотр участка дороги (проезжей части, обочины, тротуара и т.д.) для обнаружения, фиксации и изъятия следов. 2. Осмотр трупа. 3. Осмотр транспортного средства. Особенности осмотра места ДТП: • Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются: 1) участок дороги, на котором произошла авария; 2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события; 3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами); 4) ТС, участвовавшие в ДТП. • Особенность такого осмотра - непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП. • Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП. • Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры. Особенности осмотра ТС: • Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника. • Основными задачами осмотра ТС являются: - выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП; - установление технического состояния ТС. • Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.) • При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги. • Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки. • После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза. • При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом. Особенности осмотра трупа: • Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь. Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП: • Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса. • Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов: - водительского удостоверения; - технического паспорта на машину; - документов на перевозку груза; - путевого листа, и т.д. • Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП
90. Судебная экспертиза при ДТП: Вопросы о механизме ДТП в целом, о месте столкновения ТС, направлении их движ-я… иногда – комплексные экспертизы с участием трасологов, фикиков, химиков. Эксперту предост-ся материалы дела, протоколы осмотра, вещдоки, показания свид-лей, закл-ие судмедэкспертизы, фотографии. Иногда – личное исследование экспертов ТС и дорожной ситуации. Нек-ые вопросы относительно мех-зма развития ДТП могут быть разрешены при проведении суд-мед экспертизы: уст-ть положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующее движение ТС. Иногда важно определить физ-ое состояние водителя, наличие у него опред-ых св-в (недостаточная острота зрения, дальтонизм, глухота…) С помощью автотехнической экспертизы проверяется версия об участии в происшествии неизвестного субъекта. Путем расчета мех-зма дв-ия ТС и сопоставления рез-в исследования с предполагаемым положением и действиями «3-го уч-ка» эксперт может подтвердить или исключить объект-ую возм-ть дорожной обстановки, на к-ой настаивает предполагаемый виновник. После проверки показаний экспертиза – для ответа на вопрос о наличии у вод-ля тех возм-ти предотвратить ДТП, если он отрицает вину. При версии – неисправность ТС – комплексная экспертиза для уст-я причин и времени разрушения деталей и возможности своевременного обнаружения повреждения. Изымаются и осматриваются докум-ты о ремонте ТС и установке дефектной детали, приказы д/л об обяз-тях лиц, отвечающих за выпуск ТС. Экс-за исп-ся, когда обвиняемые оспаривают данные о маневрировании, скорости ТС или пешехода, утверждают, что наруш-ие ПДД допустил др уч-к. Проверяются выводы следователя, поиск возможных ошибок.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |