Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План семинарского занятия




ЯЗЫКОВАЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

С помощью такой классификации этносов выделяются услов­ные географические регионы, в которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов и в некоторых случаях, когда пространствен­ное расселение народов может иметь существенное значение при решении этнологических проблем.

Классификация такого типа опирается на факт географическо­го соседства народов и отражает совместный характер их прожи­вания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Но подобное географическое объеди­нение народов возможно лишь в той мере, в какой географиче­ский принцип классификации совпадает с этническим. Сам уро­вень использования географического принципа классификации довольно высок, поскольку он применим только к обширным зо­нам, в пределах которых и осуществляется его относительное сов­падение с этническим. Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, о процессах их формиро­вания, о хозяйственном и культурном облике, об уровне социаль­но-экономического развития, но позволяет пространственно упо­рядочить и распределить этносы по регионам. На более низком Уровне, в пределах пространственно незначительных территорий последовательное проведение в жизнь географической классифи­кации этносов приводит к непримиримым противоречиям с пред­ставлениями о родстве этнических групп. Поэтому географиче-классификация носит вспомогательный характер и ею поль-


зуются лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпа­дение с группировкой народов по другим критериям, т.е. в рамках крупных регионов. При классификации этносов внутри ограни­ченных областей от нее приходится отказываться.

Единой принятой во всех странах географической классифика­ции не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, наро­ды Европы. Именно этой классификацией мы пользовались, опи­сывая этническую картину мира и этнодемографические процес­сы, происходящие в нем.

4. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Согласно отечественной научной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления наро­дов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетиче­ском родстве между различными этническими группами. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации явля­ется французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому при­надлежит также авторство самого термина «раса».

Современная этническая картина мира убеждает нас, что суще­ствует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географи­ческой обстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физи­ческими типами людей обычно называют расовыми. Они пред­ставляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полно­стью только при сопоставлении целых человеческих коллективов.

Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности - генетики. Понятно, что сходство мно­гих наследственных физических признаков у разных людей или


целых их групп служит веским доказательством общности их про­исхождения, или генетического родства.

Формирование основных рас, как предполагают ученые, про­исходило приблизительно в промежутке 40-16 тыс. лет до н.э. Однако на этом процесс расогенеза не закончился, он продолжал­ся и позднее. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешан­ности. Складывалось и много промежуточных антропологических типов, сочетающих в себе разные расовые признаки.

В антропологии и этнологии среди рас современного человече­ства принято выделять наиболее крупные подразделения, назы­ваемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей ви­димости в более позднее время. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, но­вое и новейшее время в процессе метисации.

При рассмотрении проблем антропогенеза и расогенеза совре­менная наука исходит из убеждения, что биологически человече-, ство едино, все люди нашей планеты относятся к одному биоло-1уическому виду. Но некоторые особенности физического строе­ния людей меняются в зависимости от их проживания в той или иной части света. Такие особенности, передаваемые по наследству л характерные для больших групп людей, принято называть расо­выми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, ши-Цюковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Изви-иистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из (сожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изги-ра. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более ост­рый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода Еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период по-йового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень рлабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос


и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жи­телей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза - чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на пла­нете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост - 182 см отме­чен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост вы­ше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, по­линезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие ти­пы фигур: а) брахиморфный («брахис» - короткий, «морфо» -форма) тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип - сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» - средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9% - мезокефалия; больше 81 % - брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определен­ном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут счи­таться расовыми, а только те из них, которые имеют известный


ареал своего распространения. Наследственный характер и нали­чие географического ареала распространения - вот два необходи­мых условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физиче­ский признак мог считаться расовым.

Совершенно очевидно, что все вышеописанные расовые при­знаки являются второстепенными, не существенными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых призна­ков очень важно для доказательства единства происхождения че­ловечества, равноправия народов и рас. Это важно также для раз­решения многих биологических и исторических проблем, связан­ных с происхождением человека и его рас, их расселением на Зем­ле, смешением и взаимодействием. Хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного разви­тия разных групп человечества, эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судь­бы разных этнических общностей.

Особенно удобно это делать, определяя те расовые признаки, которые связаны с тонким внутренним строением разных тканей и органов. К числу подобных признаков, имеющих определенные географические ареалы распространения, относятся многие свой­ства крови - группа крови и резус-фактор. Так, у европейцев группа крови А встречается чаще, чем В, концентрация которой увеличивается до максимума в Азии. Также есть интересные дан­ные по особенностям строения зубов, узоров на пальцах и ладо­нях, цветослепоте, пробе вкуса на фенилтиокарбамид и т.д.

Использование в этнологии антропологической классифика­ции обусловлено тем, что язык и культура могут распространять­ся и без перемещения антропологических типов, но носители оп­ределенных расовых признаков никогда не переселяются, не при­нося с собой определенной культуры и языка. Антропологические данные поэтому играют важную роль в определении тех этниче­ских элементов, из которых сложился данный народ. Если масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на этнические группы, говорящие на разных языках, то в прошлом следует искать их историческую общность. Границы антропологических типов зачастую совпадают с историко-этнографическими областями.

В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор от­сутствует единая система классификации рас, но наиболее рас­пространенной в настоящее время является классификация, в соответствии с которой выделяют четыре большие расы: 1) евро-


пеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американ-ская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

Так, у европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, а вот скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, склад­ка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверх­ность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед уме­ренно, а челюстная часть лица - значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус - особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы.

А у индейцев Америки, тоже принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи - красно­ватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголои­дов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко вы­ступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь (русские), почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние четыреста лет европеои­ды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.


Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было завезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Авст­ралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Япо­нию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севе­ра и Дальнего Востока.

В составе названных больших рас выделяют несколько малых рас (их называют иногда этногенетическими пучками или локаль­ными расами), численность которых достигает 25. Между боль­шими и малыми расами существует довольно большое количество переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами -эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами - юж­ноазиатская раса, японцы и т.д.

Так, лица у эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смеше­ниях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Сергеевич Пушкин был потомком не только знат­ных русских родов, но и арапа Петра Великого, привезенного в Россию из северо-восточной Африки.

Это же происходит и с целыми народами. Например, 4-5 тыс лет назад из Азии в Европу пришли племена, бывшие предками индоевропейцев. С собой они принесли признаки монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монгольскому, некото­рую уплощенность лиц.

С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи отмечают не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе, в Ирландии.

Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний одних народов другими. Но если наро­ды-завоеватели, пришельцы часто оказывали довольно большое


 

 

 


 


влияние на культуру завоеванного народа, то антропологические последствия переселений были куда менее заметны. Ведь завоева­телей не может быть слишком много, и, во всяком случае, их зна­чительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей.

По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источ­никах, которые предпочитают умалчивать о подобных вещах. Всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежден­ных. Так и появляются многочисленные мифы об истории и про­исхождении разных народов. И лишь антропологические иссле­дования могут вычленить в них рациональное зерно.

Этническая картина Российской Федерации является доста­точно пестрой в расовом аспекте, так как в ней проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой эт­нос - русские - составляет 120 млн человек, самая маленькая эт­ническая группа - керки - около 100 человек). В составе всего на­селения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Объяснение такого разнообразия ученые видят в том, что по территории на­шей страны проходит граница между основными ареалами рас­пространения двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую исто­рию. Поэтому населению России никогда не был свойствен ра­сизм как неприятие представителей какой-либо расы.

К сожалению, в общем для истории человечества характерен и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы его времени самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что, чем дальше они живут от Персии, тем они хуже. Как мы видим, такой модели отношения к чужеземцам - многие тысячи лет. А если к тому же у вновь встретившихся людей другой цвет кожи и непри­вычная внешность, ситуация только ухудшается.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в современной биологии имя Карла Линнея глубоко уважаемо. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший ос­новы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классифи­кации американец - красноват, холерик, строен; европеец - бел, сангвиник, мясист; азиат - желтолик, меланхолик, крепкого сложе­ния; африканец - черен, флегматик, дрябл. Линней также утвер­ждает, что американец упрям, доволен собой, свободолюбив; ев-


ропеец подвижен, остроумен, изобретателен; азиат жесток, любит роскошь и скуп; африканец лукав, ленив и равнодушен.

Но откровенно расистские концепции, делавшие выводы о праве на власть предпочитаемых рас (прежде всего европейцев), появи­лись только в конце XVIII века. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство негров тем, что послед­ние - низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

В 1853 году вышел манифест расизма - книга французского графа Артура Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге он показывал, что причина, источник разного уров­ня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей, населяющих эти страны. При этом он исходил из идеи по­лигенизма - учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы отличаются между собой не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим каче­ствам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они - представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более разви­той - желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита -арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индий­ская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы - арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допу­щения (например, китайская культура объявлялась созданной ветвью белых людей, прибывших из Индии).

Идеалом для Гобино была германская культура, воплощенная в средневековой Римской империи. Но будущее человечества он представлял себе весьма пессимистически. Дело в том, что, созда­вая повсюду новые типы культуры, белая раса (включая арийцев) смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изна­чальный импульс энергии.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж.Ляпужа во Франции и О.Аммона в Германии. Эти авторы выдвигали тезис о зависимости психических качеств лю­дей и их культуры от величины головного показателя. Головной показатель в антропологии - это процентное отношение наи­большей ширины головы к ее наибольшей длине. Согласно этим «теориям» чем длинноголовее был человек, тем более он считался одаренным, способным и т.д. Длинноголовые - представители


 


европейской расы, создательницы великих культур в истории че­ловечества. Если же среди европейцев обнаруживаются коротко­головые, то обычно это бедные классы и слои населения, потомки негерманского местного населения, что и объясняет их «непол­ноценность».

Аналогичные концепции можно обнаружить у Л.Вольтмана, убежденного в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и у Х.Чемберлена, который высшей считал «тевтонскую» расу, на­следницу «арийского» духа.

Если начало «научным» концепциям расизма положила евро­пейская наука, во многом отражавшая реальную практику коло­ниализма, то постепенно начало формироваться и движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в ответ «белому» расизму собственные теории о своей расовой исключительности. Именно так появились идеи превосходства индийской, японской, африканской или китайской культур и на­родов над нынешними европейцами.

Еще в середине XIX века в Латинской Америке возникло серь­езное общественное течение под названием «индеанизм», ставив­шее своей целью улучшение положения индейцев. От утвержде­ния, что индейцы - «тоже люди», они постепенно пришли к выво­ду о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, потенци­ально имеет возможность и должна стать самой высокой на Зем­ле. В XX веке сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз: «Черное - прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов при­обрел новое значение: «Белое - отвратительно». А в Африке в 60-х годах после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости была создана концепция «негритюда» (расизма наоборот). Ее создателем стал Л. С.Сен-гору (Сенегал). Он отмечал преимущества и особенности афри­канцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Африканская куль­тура поэтому вся пронизана ритмами, связывающими ее с кос­мическими колебаниями. Белый же человек - разрушитель, по­терявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой. Его ожидают беды, если он не изменит сво­ей культуры.

Говоря о значении антропологической классификации этноло­гии, следует отметить ее ограниченный и вспомогательный харак-


тер для исследования вопросов этногенеза, этнической истории, межкультурных коммуникаций и т.д.

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важ­ной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах земного шара народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической при­надлежности.

Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. При­чем только в редких странах люди разговаривают на одном языке, зато есть страны, где существует более 100 языков. В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределы тер­ритории своего происхождения. Среди многих этнических общно-стей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на общем языке могут говорить и те народы, которые имеют разное происхождение. Но в целом языковой принцип классификации все же сохранил свое ведущее значение. Таким об­разом, языковая принадлежность и этническое происхождение -не одно и то же.

Исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимой основой для идентификации-этносов и этнических общностей, для изуче­нии этнической картины мира. При ее использовании в процессе исследования этнических проблем необходимо учитывать тот факт, что за время своего существования этнос мог неоднократно поменять язык, что, естественно, снижает научные возможности языковой классификации.

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой чело­веческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

Исследования лингвистов в области родства тех или иных язы­ков важны для этнологии как показатели близости культур и со-


ответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разря­ды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков языковая семья. При этом родство языков может означать и род­ство по происхождению.

Сравнительное языкознание, основываясь на данных фонети­ки, грамматики, словарного состава (лексики), устанавливает на­личие или отсутствие родства между языками. Это позволяет объ­единять их в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития из языка-основы. Но язык - это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время мо­гут не только сильно отличаться один от другого, но и также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.

Язык - общественное явление и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изме­нениям: спонтанным, а также обусловленных заимствованиями из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обя­зательно свидетельствует о родстве языков. Таким образом, языки проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этнические общности. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения эт­нических общностей и установления их происхождения.

Этнология в языковой классификации исходит из представле­ния о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к од­ной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лин­гвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на язы­ках славянской группы индоевропейской языковой семьи, осоз­нают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозна­чаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подраз­деляется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более


близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каж­дый язык имеет варианты, обусловленные социальными и геогра­фическими факторами. Такие варианты получили название диалек­тов. Так, например, существует много вариантов арабского языка.

Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обыч­но имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Одной из самых распространенных языковых семей, представ­ленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, вре­мя формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Объединение в одну финно-угорскую группу языков говорит о родстве таких на­родов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

Кроме языков, объединенных в группы и семьи, есть ряд язы­ков, не причисленных ни к какой группе или семье: баскский, кет-ский, нивский, айнский и др.

Сейчас, конечно, родство этих, кажущихся такими разными, языков уловить сложно. Даже русские, украинцы и белорусы, яв­ляющиеся самыми близкими народами, с трудом могут понять речь друг друга. Русскому, поляку или сербу уже нужен перевод­чик. Обойтись без него мы могли бы 12 веков назад, когда южные, западные и восточные славяне были куда ближе друг к другу, чем сейчас.

Три тысячи лет назад на одном языке говорили славяне, латы­ши и литовцы, а еще раньше - славяне и немцы.

Праславянский и прагерманский языки были братьями, оба они отделились (вместе с языками кельтов, италиков и др.) от древнеев-ропейского языка. А тот, в свою очередь, вместе с индоиранскими языками вышел из лона общего индоевропейского языка.

Разумеется, заметить сходство недавно разделившихся языков легче, чем тех, которые разделились уже давно. Но все же это бы­ло сделано. Так, еще 400 лет назад итальянец Филипп Сассетти, побывав в Индии, первым заметил сходство итальянских и латин­ских слов с индийскими. Г.Лейбниц в XVIII веке обратил внима­ние на сходство между финским и венгерским языками. М.В.Ломоносов писал о родстве греческого, латинского, русско­го и немецкого языков. Именно работы лингвистов в очень боль­шой степени заставили европейцев осознать свое родство с дру­гими народами мира.

Пирамида индоевропейских языков, которую мы только наме­тили, в свою очередь, только одна из составных частей еще более


грандиозной языковой пирамиды так называемых ностратических языков. Ностратическими (от лат. поз&а - наша) их называл фин­ский, ученый Х.Пендерсен.

Сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвель­ской, индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской.

Также есть серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с языками народов Южной Индии.

В самое последнее время появилась серьезная гипотеза, соглас­но которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и составляют вместе с сино-тибетскими языками (в их число входит и китайский) надсемью того же уровня, что и ностратическая.

Но есть и еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.

Конечно, разные языки очень сильно отличаются друг от дру­га. Так, в английском, немецком и французском языках есть ар­тикли, которых нет в русском, а в русском - шесть падежей имени существительного. Тем не менее эти языки принадлежат к одной языковой семье, и, значит, различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся далекие друг от друга языки. В речи эскимосов очень трудно разбить фразы на слова. В тюркских словах основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения. У китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, значение же слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.

Однако, несмотря на все эти различия, у всех языков народов мира есть некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях - правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах планеты.

Пока что нам известны далеко не все такие универсалии. И есть только предположения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов нашего мышления. Именно так вы­деляется так называемый базисный словарь - слова, обозначаю­щие понятия, не зависящие от времени. Это слова, называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные и т.д. Обычно в этот словарь входит около 200 слов. Но базисный словарь тоже меняется, исчезают одни слова, им на смену прихо­дят другие. И сегодня ученые установили, с какой скоростью про­исходят эти изменения. Считается, что за тысячу лет из 200 глав­ных слов меняются 39.

Обладая этими данными, можно по количеству общих слов в родственных языках проследить, как давно они разделились,


сколько времени прошло с тех пор, как эти народы составляли единый этнос.

Как мы видим, лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Тем не менее лингвистическая класси­фикация народов мира не полностью совпадает с этнологической, так как понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) и пере­шедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наобо­рот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалек­тах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д. Это дает основания для выделения монолитных в языковом отноше­нии народов и народов с сильными диалектальными различиями. Иными словами, этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этниче­ской картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каж­дого из них.

6. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, по­скольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этни­ческом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, по­лучившего название хозяйственно-культурной классификации.

Хозяйственно-культурная классификация базируется на этноло­гических методах исследования хозяйства и культуры и использует­ся при изучении этногенеза народов, их этнической истории, исто­рии хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, свя­занных с этническими процессами культурных и исторических от­ношений между народами. Методологической основой такой типо-логизации является выделение хозяйственно-культурных типов.

Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматри­вали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным

 

А. П. Садохин


типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического раз­вития и обитающих в сходных условиях среды.

Основы хозяйственно-культурной классификации народов ми­ра начали разрабатываться задолго до того, как этнология выде­лилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пасту­шество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксиро­вал все более высокую производительность труда: 1) тип с преоб­ладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболов­ства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского жи­вотноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с исполь­зованием тягловой силы домашних животных.

Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и ис­пользуется сейчас для изучения этногенеза народов, их этниче­ской истории, истории хозяйства, материальной и духовной куль­туры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культур­ных типов ограничено и может быть увязано с этапами социаль­но-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традицион­ных культур и не идет дальше средних веков.

В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваи­вающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тро­пиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земле­делия и животноводства.

Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйствен­но-культурных типов, в которых постепенно ведущее место зани­мают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умерен­ного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связа­на с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.


Эта классификация хороша для ранних этапов развития обще­ства, но даже при этом она имеет границы применения. Так, мно­гие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей вы­деляются оленеводы и охотники на морского зверя.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной клас­сификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этниче­ских групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хо­зяйственные критерии классификации определенными культур­ными критериями.

В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под ко­торыми понимаются части ойкумены, у населения которых в си­лу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяй­ством и бытом.

С позиций такого методологического подхода выделяются ис-торико-этнографические области разного уровня - историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные ис-торико-этнографические районы. Так, например, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая провинция имеет более мелкие области. В Сиби­ри, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западно-сибирская, восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структура историко-этнографических областей используется обычно для выделения групп народов при их описа­нии: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа, народы Сибири и Дальнего Востока и т.д.

Использование хозяйственно-культурной классификации на­родов оправдано в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях по эт­ногенезу. В процессе использования такой классификации неиз­бежны случаи объединения в одну группу народов заведомо раз­ного происхождения. Правда, на заключительных этапах этноге-Нетического исследования хозяйственно-культурная классифика­ция приобретает важное значение, так как она отражает один из


аспектов исторической и географической дифференциации чело­вечества.

Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общно-стей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, пра­вославие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму се­мьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый от­дельный вид классификации не в состоянии отразить все этниче­ское многообразие мира, и поэтому все они должны использо­ваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.

1. Основные подходы к классификации этносов.

2. Этнос и раса. Расовые признаки и их проявления у разных народов. Расизм.

3. Этнос и язык. Лингвистическая классификация в этнологии.

4. Хозяйственно-культурная классификация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.