Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент в психодиагностическом исследования. Виды экспериментов




Виды психологического исследования, их классификация и специфические особенности.

Цель, объект, предмет и задачи современной психологической диагностики.

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

В настоящее время, под термином “диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях. В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые используются на практике. Однако, даже если применить все эти методы к отдельному человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию, позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всегоvнеудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также недостаточным уровнем развития теории личности.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в следующую систему отношений:

• интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать

взаимосвязь психических свойств личности);

• интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями);

• отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики. Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

 

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения – критериального поведения и соответствующего критериального показателя.

1. Физиологические методы тестирования

1)Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.). Фиксируются не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чаще применяются для диагностики функционального состояния. В отсутствие специализированного оборудования этот класс методик имеет ограниченное применение.

2)Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример таких методик – это хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тесты также подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Кроме того, с помощью аппаратной методики проводят диагностику психологической совместимости и срабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурных методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. В них создается имитация реальных условий профессиональной деятельности (пульт водителя или пилота).

2. Психологические методы тестирования

1) Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию подпадают большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений – тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы. Тесты на интеллект, с так называемым свободным ответом (в виде произвольного слова или рисунка), требуют вначале произвести более или менее формализованную первичную обработку. В тех случаях, когда разные исполнители могут выполнить эту обработку по-разному, мы имеем дело с менее объективными тестами способностей.

2) Тесты-опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных ориентаций, самооценки.

3) Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании – информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Для диагностики когнитивного стиля, например, используется один из вариантов подобных методик – методика «свободной сортировки Гарднера» (испытуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов предметов изобрел испытуемый в ходе свободной классификации, тем более дифференцированной считается его понятийная система.

4)Применяемые для диагностики системы представлений. Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста, который практически не влияет на результаты, и получается картина субъективного мира личности, какая она есть.

Но применяемые для диагностики личности (установок поведения и мотивов), данные методики оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случае они требуют высокой психологической квалификации. Примеры проективных методик шкалирования: «Тест цветовых предпочтений» (Люшер), «Тест предпочтения фотопортретов» (Сонди), «Тест юмористических фраз» (Болдырева, Шмелев).

5) Проективные методики. Это, как правило, тесты со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выбор ответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет использовать проективные методики для диагностики указанных свойств.

Понятие «ответ» следует трактовать максимально широко. Ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Когда тестовый стимул фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа «Напиши сочинение на свободную тему»), то проективный метод сближается с так называемым методом анализа продуктов деятельности. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее структурированная и формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную и валидную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов и их результаты проверяются на согласованность. Причем все эти эксперты должны обладать как общей психологической квалификацией, так и специальным опытом обучения данной конкретной методике. С научно-технологической точки зрения проективные методики – разновидность метода экспертных оценок и должны удовлетворять всем требованиям этого метода. При применении проективных методик повышается риск инструментальных ошибок и ошибок психодиагноста.

6) Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных диагностических переменных.

7) Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод был разработан для социально-психологического анализа газетных текстов, но затем его принципы распространились на любые продукты деятельности (в том числе тексты свободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). При появлении совершенной техники аудио- и видеозаписи приемы подобного анализа стали применяться к аудио- и видеолентам, в которых живое поведение однозначно зафиксировано и может быть многократно воспроизведено: как для экспертной оценки независимыми экспертами, так и для формально-статистического анализа частоты появления однозначно регистрируемых фактов.

8) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Очень часто нет практической возможности организовать продолжительное наблюдение с привлечением независимых наблюдателей, не включенных в процесс (их рабочее время тоже надо оплачивать и это слишком дорого). Поэтому к вынесению суждений об объектах наблюдения привлекаются участники процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менее дробной).

3. Комплексные методы тестирования

1) Психологическая беседа (интервью). Этот метод, один из наиболее древних и популярных в паранаучной психологии, очень часто кажется самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных, так как интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя их ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать вопросы интервьюера. В случае непосредственного контактного интервьюирования (не по переписке и не по телефону) на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера – не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Метод психологической беседы больше используют психологи-консультанты, чем психологи- диагносты. Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия.

Определенной модификацией и формализацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы

2) Ролевая игра. Особая разновидность интерактивных методов, эффективных для диагностики детей. Психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли, так или иначе включен в процесс, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Любой индивид проявляет в игре присущие ему черты поведения. Но сами правила игры, раскладка ролей и поведение конкретных участников очень часто оказывают настолько серьезное воздействие на саму личность, что не только психическое состояние, но и установки, тактика поведения и другие долговременные психические свойства трансформируются (коррегируются). Ролевая игра также является комплексным, коррекционно-диагностическим методом.

3) Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения, данный метод диагностики очень важно отличать от стандартного теста, так как в этом случае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированные дополнительные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие от экспериментатора. В возрастной психологии этот тип эксперимента широко распространен для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить так называемую «зону ближайшего развития»). Это диалоговая техника, которая требует высокопрофессионального уровня рефлексии (самоучета) от экспериментатора. Для эмоционально-лабильных детей, сверхчувствительных к социальному контексту, помощь от взрослого экспериментатора помогает осмыслить диагностическую обстановку не как враждебно-угрожающее дознание, а как доброжелательное сотрудничество. Помощь помогает всем, но полнее всего она позволяет раскрыть свой потенциал именно эмоционально-лабильным детям с повышенным уровнем коммуникативной тревожности, неуверенности в себе, с неустойчивой зависимой самооценкой.

3) Метод «качественного анализа деятельности», занимал практически доминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с 30-х по 70-е годы – период действия запрета на тестирование. По своей сути продукт любого «качественного анализа» –это произвольное описание с использованием нестандартизированного набора «качественных признаков». Это значит, что одного испытуемого «качественный» психолог-диагност описывает в одних терминах, а другого – в других терминах. Такой подход необходим для педагогической или психотерапевтической коррекции, так как без учета индивидуального комплекса причин каких-то отклонений от нормы нельзя добиться результативной коррекции этих отклонений. Особенно эффективен качественный анализ в том случае, когда психолог- диагност и психолог-корректор объединяются в одном лице (и причем в лице высококвалифицированного и творчески одаренного исполнителя).

Дифференциальная психометрика

Типичная психометрическая задача – описать и количественно оценить происшедшие под влиянием определенных причин (факторов) сдвиги исследуемых психологических процессов, анализ динамики различных проявлений двигательной активности человека. К типичным психометрическим процедурам относятся тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различных модальностях, определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), анализ динамики последовательных образов.

Для диагностики состояний может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методик началось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона–Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов

 

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования - в частности.

Основы эксперимента как метода исследования были заложены Фехнером и Вундтом в конце 19 века.

Эксперимент занимает особое место среди других методов, т.к. вся система исследования в нём планируется экспериментатором и контролируется им.

Это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которые предполагают: а) опытное моделирование явлений и условий качественно-количественной определённости их; б) активное воздействие исследования на явление; в) измерение отклика (реакции) на воздействие; г) неоднократную воспроизводимость.

В эксперименте создаётся ситуация, имитирующая важные особенности нашей жизни. Варьируя всего один - два фактора, называемых независимыми переменными, экспериментатор выясняет, как их изменения влияют на исследуемый объект.

Эксперименты делятся на лабораторные и естественные.

Лабораторный эксперимент обеспечивает возможность строгого контроля и широкого манипулирования экспериментальными переменными. Однако искусственность экспериментальной обстановки, обеспечивающей чистоту и точность результатов, затрудняют их практическое использование.

Естественный эксперимент проводится в привычных естественных условиях жизни и деятельности человека (например, на рабочем месте). Существенным недостатком естественного эксперимента является неизбежное наличие неконтролируемых помех.

По характеру логической структуры доказательств эксперименты делят на параллельные и последовательные.

При проведении параллельного исследования необходимо иметь 2 группы - экспериментальную и контрольную, имеющие идентичные условия, в которых одновременно ведётся наблюдение за объектом.

При проведении последовательного эксперимента контрольная группа отсутствует, а гипотеза доказывается методом сравнения двух состояний объекта исследования в разное время.

Первой формой экспериментального метода в психологии является, так называемый, лабораторный эксперимент. Классические формы лабораторного эксперимента - метод психических реакций (простой, сенсорной, моторной, выбора, на движущийся предмет); в психофизике - определение порогов и динамики чувствительности (абсолютной и дифференциальной).

В последнее десятилетие благодаря электронике появилась возможность выхода экспериментально-психологической техники за пределы лаборатории, в условия реальной жизни (этот вид эксперимента можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру и сокращение экспериментальных процедур).

Этапы эксперимента:

1. Теоретический (постановка проблемы);

2. Методический;

3. Экспериментальный (связан с созданием экспериментальной ситуации, управлением ходом эксперимента и измерением реакций исследуемого);

4. Аналитический (количественно-качественный анализ результатов).

Преимущества эксперимента как метода проявляются в:

1. обнаружении причин событий, а не их связей;

2. контроле над сопутствующими явлениями, факторами;

3. видении и изучении влияния различных компонентов.

Поскольку абсолютно идеальных методов нет, то и у эксперимента как метода есть ряд недостатков: много времени тратится на его подготовку; в лабораторных экспериментах ситуация может быть далека от жизни.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

 

Выделяют главным образом три вида экспериментов:

Лабораторный эксперимент Полевой, или естественный эксперимент

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.

Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)

Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

 

5. Основные методы формирования экспериментальных групп.

Выбор объекта исследования также является задачей, которую необходимо решить психологу-исследователю. Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо группа. В первом случае мы говорим об общепсихологическом эксперименте, во втором – о социально-психологическом.

В конкретном эксперименте реальный объект исследования должен соответствовать по своим характеристикам идеальному объекту, а результаты, полученные при его участии, должны применяться к другим объектам. Если бы все люди были похожи друг на друга, а еще лучше – оказались совершенно одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем, и эксперимент можно было бы провести с участием одного испытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Но люди различаются по полу, возрасту, национальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономическому положению и т.д. Следовательно, простая генерализация (обобщение) данных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна.

Для более полного понимания отношений между реальным (выборка) и идеальным (генеральная совокупность) объектами исследования необходимо уточнить понятия генеральной совокупности и выборки и некоторые их характеристики. Так, генеральная совокупность представляет собой множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой психологического исследования и территориально-временными границами. Выборочная совокупность (выборка) представляет собой модель генеральной совокупности, результат определенным образом построенного извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения. Основа выборки – перечень элементов генеральной совокупности, если он удовлетворяет требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц анализа. В качестве основы могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, домовые книги, картотеки отдела кадров. Единицы отбора – элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе выборки. Единицы анализа – элементы сформированной выборочной совокупности, подвергающиеся непосредственному исследованию.

Основными характеристиками выборочной совокупности (выборки) являются ее объем и репрезентативность.

Объем выборки – число элементов, включенных в выборочную совокупность.

Объем выборки определяется:

задачами исследования;

степенью однородности генеральной совокупности, которую данная выборка репрезентирует;

величиной доверительной вероятности (с), при которой гарантируется достоверность результатов исследований;

требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности.

При определении объема выборки учитывается совокупность технических приемов, применяемых для ее качественного и статистического анализа. Объем выборки определяется с помощью статистических таблиц больших чисел, по номограммам достаточно больших чисел (таблица 3), а также с помощью специальных расчетов.

Если массив генеральной совокупности будет дробиться (например, мужчины и женщины, курсы вуза, сроки службы и т.п.), то объем выборки будет соответственно (пропорционально частям дробления) увеличиваться – вместо 400 будет 800.

Объем выборки также может рассчитываться и при помощи различных формул.

Так, наиболее распространенная формула расчета объема выборки в зависимости от численности генеральной совокупности и требуемого уровня достоверности и точности имеет следующий вид, где:

n – объем выборки;

N – объем генеральной совокупности;

t – уровень достоверности (t = 1,96 для = 0,95; t = 2,58 для = 0,99);

D – уровень точности в долях от (средней арифметической выборки);

стандартное отклонение.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Она означает, что с некоторой наперед заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Оценка репрезентативности выводится на основе анализа и расчета ошибок: процедурных (допущенных при регистрации признаков) и случайных (зависящих от степени изменчивости изучаемого признака).

Различают шесть типов выборок. 1. Простая случайная выборка – выборка, отбор единиц которой осуществляется с помощью таблиц случайных чисел из однородной совокупности, все элементы которой известны и могут быть пронумерованы.

2. Систематическая выборка – выборка из полного списка генеральной совокупности, единицы которой отбираются по одному объекту через интервал, равный шагу отбора – отношению объема генеральной совокупности к объему выборки.

3. Гнездовая выборка – выборка, в которой единицы отбора представляют собой статистические группы (гнезда), которые целиком или выборочно подвергаются обследованию, а выборочные единицы отбираются с помощью одного из способов случайного отбора.

4. Стратифицированная выборка – выборка, при отборе которой исследуемая совокупность предварительно разделяется на страты (слои) в соответствии с генеральным распределением известных и значимых для исследования признаков; в дальнейшем из каждой страты извлекается районированная выборка.

При пропорциональном размещении объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности.

При оптимальном размещении объем выборки из страты пропорционален среднеквадратичному отклонению признака в страте и обратно пропорционален издержкам на получение выборки.

5. Многоступенчатая выборка – выборка, процедура построения которой разбивается на ряд этапов (ступеней), на каждом из которых меняется единица отбора.

А. Случайная – выборка, при которой на каждой ступени единицы отбираются одним из способов случайного отбора.

В. Комбинированная – выборка, отбор которой на каждой из ступеней может осуществляться любым из вышеописанных способов.

6. Квотная выборка – выборка, при отборе которой производится разбиение генеральной совокупности на классы согласно нескольким распределениям выбранных признаков, в дальнейшем на основе знания статистического объема каждого класса и заданной доли отбора из него определяется "квота" – объем выборки соответствующего класса.

В зависимости от способа формирования выборочной совокупности (выборки) и ее объема различают следующие исследования:

сплошное исследование – требует полного охвата объекта, всех его элементов без исключения;

исследование основного массива – изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы;

монографическое исследование – изучается типичная для всего объекта часть по ряду критериев;

исследование на основе выборочного метода – отбирается выборочная совокупность по заданным правилам (методам формирования выборочной совокупности).

Существует несколько основных методов формирования выборочной совокупности.

А) Методы вероятностного отбора:

простая случайная выборка – строится с помощью таблиц случайных чисел;

систематический отбор – производится через интервал в перечне объектов;

серийная выборка – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы);

многоступенчатая выборка – случайная в несколько ступеней, на каждой меняется единица отбора;

комбинированная выборка – на каждой ступени меняется единица и техника отбора;

многофазовая выборка – производится подвыборка меньшего объема без единицы отбора;

стратифицированная выборка – случайная, с любой техникой. Процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт).

Б) Не строго случайные методы:

целенаправленная выборка – выбираются типичные элементы по установленным критериям;

квотная выборка – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов;

стихийная выборка – выборка "первого встречного", критерии не определены.

Существуют простые и сложные схемы отбора выборочной совокупности.

К простым схемам отбора относятся:

1) простой случайный отбор.

Достоинства: в качестве предварительной информации о генеральной совокупности достаточно перечня или описи ее элементов.

Недостатки: необходим перечень всех элементов генеральной совокупности; такой отбор возможен только при наличии однородных объектов;

2) систематическая выборка.

Достоинства: позволяет при небольшом объеме охватить большие генеральные совокупности.

Недостатки: подвержена смещению в случае совпадения интервала отбора с невыявленной периодичностью распределения признака в генеральной совокупности;

3) гнездовая (серийная) выборка.

Достоинства: проще определить перечень гнезд, чем единиц отбора.

Недостатки: занижается дисперсия изучаемого признака в силу определенного сходства единиц в гнездах.

К сложным схемам отбора можно отнести:

1) многоступенчатую выборку.

Достоинства: возможность выборки в генеральной совокупности со сложной, неоднородной структурой. У каждой ступени своя основа выборки.

Недостатки: повышается вероятность ошибок в процедурах; большой вес приобретают случайные ошибки;

2) комбинированную выборку.

Достоинства: чередование способов отбора ведет к искусственному "перемешиванию признаков".

Недостатки: многообразие применяемых способов усложняет процедуру отбора.

3) стратифицированную выборку.

Достоинства: повышает адекватность выборки задачам исследования; возрастает ее точность за счет совпадения дисперсии генеральной и вторичной совокупностей.

Недостатки: неудачное подразделение на страты смещает выборку;

4) квотную выборку.

Достоинства: уменьшаются затраты; доступна и удобна в построении.

Недостатки: невозможно точно измерить смещения ввиду неслучайного характера отбора.

На практике в лабораторных экспериментах по исследованию сенсорных процессов, памяти, внимания и т.д. различиями между людьми пренебрегают, считая, что испытуемый может представлять любого индивида из Homo sapiens, и проводя эксперимент с одним испытуемым. Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экспериментальные планы.

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда:

индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;

испытуемый – уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист;

от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученными испытуемыми);

повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Однако чаще исследование проводится с экспериментальными группами, в которых все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии.

Различают четыре основных вида "дизайна" – конструирования экспериментальных групп.

Вариант 1. Исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия. Это наиболее распространенный способ.

Вариант 2. Предполагается исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных, и в контрольных условиях. Он применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. Но этот план никак не контролирует влияние "эффекта последовательности" и используется лишь в тех редких случаях, когда эффектом последовательности можно пренебречь.

Вариант 3. Предполагается конструирование групп методом "парного дизайна". Суть его состоит в следующем: для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (или похожий на него) субъект, и они распределяются по разным группам. Соответственно контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испытуемых. Конечно, в этом случае невозможно соблюсти полную эквивалентность групп в обоих условиях эксперимента, но данный способ значительно лучше, чем эксперимент с участием одной группы в разных условиях.

Вариант 4. Используется смешанный вариант "дизайна": все группы ставятся в разные условия. При этом образуется несколько групп. Способ применяется при факторном планировании эксперимента.

Формирование выборки испытуемых – экспериментальной группы должно подчиняться ряду правил.

Так, экспериментальная группа комплектуется по следующим схемам:

формируются экспериментальная и контрольная группы, которые распределяются по различным режимам эксперимента;

исследуется одна группа в экспериментальном и контрольном режимах;

"парный дизайн", когда по итогам предварительного тестирования подбираются эквивалентные пары испытуемых с последующим распределением по режимам эксперимента;

"смешанная" схема, когда все группы распределяются по различным режимам эксперимента (проверка влияния независимой переменной (НЗП) на зависимую переменную (ЗП) в различных условиях).

 

Существуют и определенные требования к формированию экспериментальной выборки (критерии).

1) Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Выборка должна соответствовать содержанию гипотезы (обучаемость – на учениках; дисциплина – на воинах...).

2) Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, то есть необходимо учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут значительно повлиять на зависимую переменную. Например, при исследовании "тревожности" в ходе обучения необходимо подбирать группу примерно с равным IQ.

3) Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно (возраст, пол, образование, социально-демографические характеристики – город, село, национальность и т.д.) и количественно. Формирование репрезентативной выборки по количественному признаку осуществляется при помощи теоремы П. Чебышева о вероятности ошибки реперезентативности, которая гласит: "С вероятностью, сколь угодно близкой к единице, можно утверждать, что при достаточно большом числе независимых наблюдений выборочная средняя будет сколь угодно мало отличаться от генеральной средней".

Размер минимальной репрезентативной выборки рассчитывается по формуле, где:

nmin – численность выборки;

t – коэффициент кратности ошибки, связанный с вероятностью (Рt), с которой требуется гарантировать результаты выборочного наблюдения (t-критерий);

d – размер допустимой ошибки выборки (0,05);

W – доля (частность) данного признака (0,8);

(1 – W) – доля противоположного признака (0,2);

N – численность генеральной совокупности.

В ходе формирования выборки используются разные стратегии.

1) Рандомизация – распределение испытуемых по группам случайным образом. Впервые предложил Р. Фишер.

2) Попарный отбор – составление эквивалентных пар и распределение их по разным группам исследователем.

3) Попарный отбор с последующей рандомизацией – составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента (по Кэмпбеллу – это наиболее предпочтительный способ).

4) Стратометрический отбор – при помощи рандомизации из различных социальных страт формируются группы.

5) Приближенное моделирование – приблизительная представленность в выборке характеристик популяции.

6) Репрезентативное моделирование – структура выборки соответствует структуре популяции.

7) Привлечение реальных групп – использование в качестве экспериментальной и контрольной реальных групп.

8) Привлечение добровольцев и принудительное участие – имеет место смещение выборки. Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу:

отбор;

распределение.

Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осуществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследованиях с участием реальных групп.

Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индивидуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются максимально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуемых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы.

Привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте нарушает репрезентативность выборки. Отметим лишь, что стратегии попарного моделирования, приближенного моделирования и стратометрической рандомизации, в отличие от стратегии рандомизации ("случайно отобранных групп"), предполагают, что нам известен дополнительный параметр – индивидуальная особенность, которая может оказать значительное влияние на результат эксперимента. Ошибка в выделении этого параметра и/или недоучет других параметров приводят экспериментатора к неудаче. Очевидно, что применение таких стратегий формирования групп должно опираться на серьезные знания в области дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий).

При формировании выборочной совокупности психологи-исследователи допускают ряд ошибок. Все ошибки подразделяются на случайные и систематические.

К случайным ошибкам относятся:

1) статистические ошибки – отклонения характеристик выборочного распределения от генерального.

Причины: различие совокупностей в условиях неоднородности элементов приводит к расхождению распределений.

Способы выявления и устранения: измерение статистической ошибки; учет ее значений в оценке репрезентативности;

2) неконтролируемые отклонения от планируемых процедур.

Причины: замена неполноценными единицами анализа из-за недостаточной квалификации исполнителей; неполный охват информации в единицах анализа.

Способы выявления и устранения: систематический контроль за ходом исследования; сравнение реальной выборки с разработанным планом; ее "ремонт" дополнительным сбором информации или уменьшением модели.

К систематическим ошибкам можно отнести ошибки случайного характера из-за неадекватного воспроизведения генерального распределения. Причины:

завышение или занижение характеристик генеральной совокупности;

неадекватность выборки задачам исследования;

незнание распределений в генеральной совокупности, процедуры отбора искажают их;

отбор более удобных, "выигрышных" элементов генеральной совокупности.

Способами выявления и устранения таких ошибок являются:

повышение качества работ подготовительного этапа;

экспертиза, пилотаж методики, инструментария;

включение элементов случайного отбора.

Существуют наиболее общие советы психологам по формированию выборки. Так:

а) для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем ЭГ и КГ около 50 человек при примерном их равенстве;

б) если в последующей обработке предусмотрен корреляционный анализ, то объем выборки – 30–35 человек;

в) количество испытуемых при применении факторного анализа не менее чем в 3 раза должно быть больше числа признаков, включаемых в факторный анализ;

г) подвыборки мужчин и женщин примерно равные;

д) при определении возрастных отличий учитывать следующую периодизацию:

новорожденный – 0 – 10 дней;

грудной – 10 дней – 1 год;

раннее детство – 1 – 2 года;

первый период детства – 3 – 7 лет;

второй период детства – 8 – 12 лет для мальчиков; 8 – 11 лет для девочек;

подростковый – 13 – 16 лет для мальчиков; 12 – 15 лет для девочек;

юношеский – 17 – 21 год для мужчин; 16 – 20 лет для женщин;

средний возраст:

первый период – 22 – 35 лет для мужчин; 21 – 35 лет для женщин;

второй период – 36 – 60 лет для мужчин; 35 – 55 лет для женщин;

пожилой возраст: 61 – 75 лет для мужчин; 55 – 75 лет для женщин;

старческий возраст: 75 – 90 лет;

долгожители – 90 лет и старше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.