Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Деятельность как форма взаимодействия человека с миром




Поскольку мозг обеспечивает психическую деятельность, а поражения мозга приводят к нарушениям ее протекания, то именно с рассмотрения деятельности и ее структуры следует начать изучение отношений между психикой как идеальной сферой и мозгом как материальным условием ее существования и функционирования. Помимо этого, деятельностный подход в психологии и, в особенности, в специальной психологии и нейропсихологии является базовым. Психика носит системный характер, поэтому опора на знания структуры деятельности оказывается главным фактором, как при диагностике психической сферы, так и при разработке путей коррекции и восстановления ВПФ. Именно знание строения деятельности выступает инструментом, без которого психолог становиться хирургом без скальпеля. А.Н.Леонтьев считает, что нейропсихология имеет самое прямое отношение к деятельности, что в ее структуру она проникает со стороны мозга и что общепсихологическое значение нейропсихологии состоит в том, что она позволя­ет увидеть деятельность в распаде, который зависит от вык­лючения отдельных участков мозга (А.Н. Леонтьев, 1975). Нейропсихология позволяет, по мнению Леонтьева, проник­нуть со стороны мозговых, структур в «исполнительские механизмы деятельности» (А.Н.Леонтьев, 1978).

Деятельность – это главное воплощение активности человека. Она рассматривается как особая форма взаимодействия человека с миром в рамках определенных жизненных ситуаций.

Схематично процесс взаимодействия человека с миром можно разложить на три основных компонента, изображенных на рис.1.

 

 
 

Рис 1 Модель взаимодействия человека с миром

Каждый компонент взаимодействия выполняет свою задачу и наделен своими функциями и своим содержанием.

1. Первый компонент обозначается как воздействие мира на человека или, с другой стороны, восприятие информации об окружающем мире как встречный процесс, активный процесс по отношению к внешней информации, импрессивный процесс направленный на осмысление и понимание происходящего; Первый компонент в рассматриваемой модели - восприятие информации - осуществляется с помощью существующих у человека анализаторных систем. Это процесс, который направлен на построение целостного образа жизненной ситуации, ее моделирование, понимание, осмысление и интерпретацию,

2. Второй компонент обозначается как отображение мира и себя в мире. На этом уровне происходит переработка текущей и ранее полученной информации, ее систематизация, анализ, хранение, смыслообразование, выбор формы внешней поведенческой реакции, контроль за осуществлением деятельности и т.д., иными словами все, что можно отнести к внутренней психической активности человека, к тем процессам, которые в понимании бихевиористов не изучаемы и представляют собой своеобразный «черный ящик», а с точки зрения Л.С.Выготского есть не что иное, как смысловая система, находящаяся в динамическом равновесии; которая может быть также обозначена как план содержания (информация которая накапливается в процессе жизни и образует то смысловое и интенциональное поле, в контексте которого человек делает выбор и выстраивает линию своего поведения. Этот уровень также можно представить как единство трех составляющих отображения мира: когнитивную, эмоциональную и соматическую. На когнитивном уровне человек осмысливает и оценивает происходящее, формирует отношение к происходящему, на эмоциональном и соматическом переживает успех или неуспех в форме психо-эмоционально-физиологического состояния.

3. третий компонент обозначается как внешняя активность (реагирование) человека в определенной жизненной ситуации, внешние, эксперессивные формы его поведения, процессы выражения своего «Я», своего мнения, своей позиции. При этом реакции человека на различные события могут носить рефлекторный и осознанный характер, произвольный и непроизвольный, осознаваемый и неосознаваемый и т.д. Лишь этот компонент взаимодействия оказывается непосредственно наблюдаемым со стороны. Это собственно внешняя поведенческая сторона взаимодействия, поступки, действия, реакции, позы, жесты, мимика и т.д. То, что обозначается в литературе как план выражения. Внешняя активность (реагирование), поведение в ситуации осуществляется в виде сложно организованных двигательных программ, начиная с элементарных рефлексов, заканчивая сложными формами осознанной деятельности. Объективная природа активности связана с самой сущностью жизни – обособлением организма и необходимостью постоянного взаимодействия с внешним окружением для сохранения и поддержания постоянства внутренней среды и целостности организма, т.е. связана с потребностями. Потребность характеризует объективные условия существования живого, состояние организма, фиксирует рассогласование между наличными и необходимыми условиями. Этой объективной характеристике жизни организма соответствует определенное внутреннее образование, являющееся источником внутренней активности. Структурное образование деятельности, содержание которой составляет отражение потребности, инициирующей и направляющей активность, получило название интенционального компонента деятельности. Это связано с тем, что, во-первых, в любой момент времени для высокоразвитых организмов имеет место рассогласование наличных и требуемых условий существования по тому или иному параметру или их совокупности. Причем в отношении тех или иных условий жизни существуют приоритеты активности, ранжируется степень значимости их изменений и обеспечиваются оптимальные целесообразные направления активности. Любое целенаправленное поведение должно быть инициировано. Во-вторых, должна быть определена задача, сформулирована цель поведения. В-третьих, в соответствии с целью должен быть выкован план действий. В-четвертых, в должной временной последовательности должны быть выбраны средства, с помощью которых план может быть выполнен. В-пятых, разнообразные шаги плана должны быть реализованы в соответствующем порядке, с плавным переходом от одного шага к другому. Наконец, должно быть произведено сравнение между задачей и результатом действия, то есть, образно говоря, является ли оно «выполненной миссией» или «миссией провалившейся».

Говоря о процессе взаимодействия человека с миром, по-сути, речь идет об активности человека по отношению к нему,

Главным компонентом в предложенной модели взаимодействия является второй компонент, а именно, отображение мира, который и понимается как сознание, образ мира, интеллект, личность, т.е. система, которая формируется в процессе жизни человека и определяет характер восприятия им мира и его поведение в различных жизненных ситуациях, а также выступает в качестве призмы, через которую человек смотрит на мир. Система отображения мира в нашей логике интегрирует в своем теле те абстрактные категории (образ мира, личность, сознание, интеллект и т.д.) с помощью которых анализируется феномен человеческой психики, но за которыми, в действительности лежат сложные информационные процессы, которые на психологическом уровне могут быть представлены как система смысловых, семантических связей и отношений, как система понятийных связей, а на нейропсихологическом и физиологическом уровнях – как сложная система межнейрональных связей, внутри которой протекают сложные электрохимические процессы. И в результате этой сложной электрохимической деятельности мы и получаем ту идеальную по своей природе продукцию, которая и составляет основное содержание изучения в психологии, для описания которой и созданы такие категории как личность, сознание, образ мира и т.д. для обозначения того, что формируется в результате отображения мира, в другой терминологии, называют опыт, ментальный план, память, сознание, пятое квазиизмерение, система значений и смыслов, внутренний план, понятийная система и т.д.

Рассмотрение системы отображения мира должно осуществляться в контексте всей жизни человека, т.е. во временном контексте. Эта система не дана человеку с рождения, а формируется в процессе жизни. Всю жизнь человека можно представить как последовательность жизненных ситуаций, которая и образует жизненный путь человека. Продвигаясь по своему жизненному пути, человек руководствуется целями планами и мотивами накапливает жизненный опыт как положительный, так и отрицательный, формирует образ мира и образ себя, и зачастую оказывается в ситуациях неопределенности, ставящих человека перед выбором, перед необходимостью принятия решения, что требует высокой поисковой активности.

Отображение мира безусловно активный процесс. В процессе жизни человек воссоздаёт мир внутри себя, выстраивает его образ, модель. Именно содержание образа мира, представляющее собой сложную многоуровневую систему смысловых связей и отношений и определяет выбор способа поведения, формы отреагирования человека в различных жизненных ситуациях. Образ мира формируется в процессе жизни и является своеобразным результатом взаимодействия человека с миром.

Модель взаимодействия человека с миром соотносится с моделью системной мозговой организации психических функций предложенной А.Р.Лурия. Согласно его концепции, человеческий мозг имеет две системы: систему «восприятия» и систему «действия», что ярко проявляется на уровне новой коры (неокортекса), отвечающей за ВПФ и сознательную деятельность, что в особенности относится к работе передних префронтальных отделов. Так, задняя кора (или II блок мозга) посвящена восприятию, она кодирует общую информацию о внешнем мире, а передняя часть (III блок мозга) – действию. (См. рис 2).

Рис.2 Соотношение модели взаимодействия с миром с моделью системной мозговой организации психической деятельности

I блок в концепции А.Р.Лурия как уже говорилось посвящен энергетическому обеспечению психической деятельности, активации ее высших уровней, коры головного мозга. I блок обеспечивает пластичность протекания психических процессов, без него нормальное функционирование ВПФ оказывается невозможным. (См. рис. 3)

Рис.3 Первый блок мозга.

Таким образом, отчетливо видны два основных направления (вектора) в процессе взаимодействия человека с миром, а именно от мира к человеку и от человека к миру, которые выражаются в следующих дихотомиях: вход и выход, кодирование-декодирование, афферентация и эфферентация, понимание и порождение, стимул – реакция, импрессивность – экспрессивность, свертывание - развертывание и. т.д. Первую линию направления можно представить как – вектор от мира к его образу (модели, картине); вторую как вектор от образа (модели, картины) мира к реальному миру. При этом, внешний мир выступает в качестве текста, расшифровывая который, человек создает его копию, смысловую модель, структурированное смысловое содержание которой образует текст сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.