Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Форма в праве




 

Право как всякое явление проявляется и содержится в определенных формах. Иначе говоря, право имеет свои источники. Источник права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т.д.) могут содержаться не только в нормативно-правовых актах, но и решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

Понятие «источник права» многозначен. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и др. властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних» форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а, следовательно, признаются источниками права. Наряду с этим, обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что все современные источники права - это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источника права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов[1].

Под источником права понимаются источник права в материальном и формальном смысле. Первым является само общество, его социально-экономическая структура, система отношений различного рода, уровень экономического и культурного развития общества.

Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права. Исторически известны несколько форм права.

Правовые обычаи - это обычаи, санкционированные государством. Санкционирование обычаев осуществляется путем фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных, вынесения на их основе решений государственными органами, или же путем отсылки законов к обычаям. Такую отсылку мы видим, например, в статьях 5, 309, 211 ГК РФ 1994 года.

Заметим, что исторически первое право возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев. По мере развития общества обычаи систематизируются, составляются списки обычного права (Русская Правда, Салическая Правда и другие).

Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай - вещь консервативная, трудно реагирует на изменяющуюся жизнь. Нормативные же акты могли более оперативно и адекватно отражать новые социальные условия. Нормативный акт - это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся Конституции, законы, кодексы и другие.

Нормативный договор - договор, содержащий в себе нормы права. Нормативный договор создается соглашением соответствующих сторон. Среди таких договоров можно назвать международные договоры как источники международного права, федеративные договоры (о создании федерации), коллективные договоры администрации предприятия и профсоюза, в средние века - это договоры короля с городами и другие.

Судебный прецедент - это положение, содержащееся в решении высшей судебной инстанции по конкретному делу обязательное для других судов при разрешении аналогичных дел. Прецедент как источник права характерен для англо-саксонских правовых систем.

Доктрина (наука) как источник права в современных системах права существенного значения не имеет. Среди исторических источников можно назвать Дигесты Юстиниана. Они представляют собой извлечения из сочинений выдающихся древнеримских юристов. Конституцией (решением) императора Восточно-римской империи Юстиниана (VI век нашей эры) им придана сила закона. В мусульманском праве мы так же видим доктрину (общие мнения признанных авторитетов мусульманского права - иджма) как источник права.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия обычая и обычного права вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В.М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В.М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи не только сегодня применяются некоторыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этому заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы ХII таблиц (V в. н.э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством - весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 Гражданского Кодекса РФ установила новое понятие – «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ). В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

Судеб­ный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и др. странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, «ratio decidendi». Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, т.к. задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным творчество права судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы: 1) нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т.д.) и 2) иные источники права не нормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т.д.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность, подразумевающей, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.).1 В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативно-правового акта: во-первых, он издается уполномоченным государственным органом; во-вторых, обладает определенной юридической силой; в-третьих, регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; в-четвертых, имеет конкретную сферу применения; в-пятых, охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; в-шестых, обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативно-правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права:

а) нормативный акт точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

б) нормативный акт занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

в) нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества;

Нормативно-правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования им, может иметь преамбулу2, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего, законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим, они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, и, тем более, правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.

 

Тема 6. НОРМА ПРАВА, СИСТЕМА ПРАВА,

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.