Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование правового государства в России




 

Нынешнее Российское государство функционирует на основе Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции Россия - Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), строится на принципе разделения властей (ст. 10).

По форме правления Россия президентская республика с элементами парламентарной республики. Конституция РФ наделяет Президента РФ значительными полномочиями, прописанными в главе четвертой. Президент - глава государства, верховный главнокомандующий, гарант Конституции, определяет основные направления внешней и внутренней политики, назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства, по предложению последнего - министров, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное положение, при определенных условиях распускает Государственную Думу и пр.

Элементы парламентской республики видятся в праве Государственной Думы выразить правительству недоверие. Однако вопрос об отставке правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразить недоверие Правительству, то Президент может ее распустить. Может ее распустить и в случае трехкратного отклонения кандидатур Председателя правительства. Процедура же отстранения от власти Президента настолько сложна, что фактически невозможна.

Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Общепризнано, что в отношениях этих органов сложился дисбаланс в пользу усиления президентской власти.

По форме государственного устройства Россия - федерация договорно-конституционная, ассиметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признаку.

Политический режим, согласно Конституции, демократический. Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод граждан, предусматривает институты представительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и т.д. Положения Конституции конкретизированы в текущем законодательстве. Однако в силу социально-экономической ситуации переходного к капитализму периода политический режим не устойчив, в нем наблюдаются элементы авторитаризма (силовой разгон Верховного Совета, попытка решения Чеченской проблемы с помощью военной силы и др.). После президентских выборов 1996 г. нередки утверждения об элементах олигархического режима (власти немногих финансовых магнатов).

Функции Российского государства (см. тему 3).

В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере он правовым не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. В этой сфере сделаны значительные шаги. Общество перешло к равенству разных форм собственности. Большая часть государственной собственности приватизирована. Сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур. Реформа в сельском хозяйстве застопорилась. Здесь также наблюдается спад производства.

В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества (интеллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в действительности произошло размывание средних слоев. Общество распалось на очень богатых и бедных.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д. Между тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, настолько низкое, что в законах о выборах органов субъектов федерации для признания выборов действительными установлен минимум явки избирателей - 25 процентов. Хотя общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества. Значительный вес в избирательных процессах приобретают средства массовой информации, находящиеся под влиянием денежного мешка.

В правовой сфере сделаны значительные шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, прокуратуре и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

В идеологической сфере непременным условием является повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, и прежде всего, в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве.

Отметим в заключении, что Российское государство - это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловленные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, полуправовое, полусоциальное.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.