" Первая природа ", или Экологическое пространство - окружающая среда, слабо измененная человеком - занимают 1/3 земной поверхности. Главным образом они являются менее подходящими для людей: высокие горные области, ледники, северные болотистые области и т.д.). Эта окружающая среда может регенерироваться и регулировать сама себя. Большинство областей также включают Тропические леса. Но в настоящее время они ограничены в больших масштабах.
Таблица: Естественная окружающая среда, слабо измененная человеком
Регион | Площадь, % | Регион | Площадь, % |
Антарктика | Африка | 27,5 | |
Северная Америка (Канада) | 37,5 | Южная Америка | 20,8 |
СНГ | 33,6 | Азия | 13,6 |
Австралия и Океания | 27,9 | Европа | 2,8 |
" Вторая Природа ", или " Квазиприрода " (латынь: квази = подобное) - окружающая среда, измененная человеком. Эта окружающая среда не может саморегулироваться в течение длительного времени. Она включает культурные пейзажи: пахотные земли, пастбища, сады, виноградники, парки и т.д.). Окружающая среда требует траты энергии людьми.
" Третья Природа ", или " Искусственная природа " (латынь: arte = искусственный) -окружающая среда, созданная человеком. Она включает фабрики, заводы, районы жилых застрек городов и т.д. Эта окружающая среда требует постоянных расходов энергии, иначе она может быть разрушена. Большинство людей индустриального общества живет в этой окружающей среде (накопление отходов, загрязнение).
Социальная среда - включает отношения людей, психологический климат, медицинское обслуживание, культурные ценности, стандарт жизни и т.д.
Экологический кризис – это большие изменения биосферы или частей биосферы, что вызывает качественное преобразование окружающей среды и живущих систем.
Таблица: Классификация экологического кризиса и экологических ситуаций
Состояние природы | Экологическая ситуация | ||
Статус | Характеристика | Тип | Влияние на здоровье людей |
Естественное | Не изменена людьми | Успешная | Окружающая среда не влияет отрицательно на здоровье людей |
Сбалансированное | Скорость регенерационных процессов в природе выше, или равна скорости антропогенного разрушения. | Успешная | Окружающая среда не влияет отрицательно на здоровье людей |
Кризисное | Скорость антропогенных процессов выше скорости само-регенерации природы, но нет радикальных изменений в природе | Напряженная | Состояние здоровья ниже нормы. Нет статистически достоверного укорочения жизни и роста ранней нетрудоспособности. |
Критическое | Обратимое замещение существующей экосистемы менее продуктивной опустошенной. | Напряженная | Состояние здоровья ниже нормы. |
Катастрофическое | Слабо обратимая экосистема. Процесс опустошения идет в больших масштабах. | Экологическая катастрофа | Состояние здоровья лостоверно ниже нормы. |
Коллапс | Необратимая катастрофа экосистемы. Потеря биологической продуктивности экосистемой. | Экологическое разрушение | Жизнь практически невозможна (Аральский регион, Сахель, Чернобыль) |
4. Современный Экологический кризис: Загрязнение. Источники загрязнения
- Глобальный масштаб - развитие экологического кризиса на мировом уровне.
- Перенаселенность - ситуация, при которой слишком много людей проживает в данной географической области.
- Потребление при перенаселении - ситуация, при которой каждый человек потребляет слишком большую часть ресурсов.
- Неустойчивое развитие
Согласно Институту «Worldwatch», высокоразвитые страны (20% мирового населения) потребляют больше половины ресурсов:
- 86% используемого алюминия
- 76% собранной древесины
- 68% произведенной энергии
- 61% мяса
- 42% потребляемой пресной воды
- 75% мирового загрязнение и отходов также произведены этими нациями.
Загрязнение – это нежелательное изменение физических, химических, или биологических характеристик экосистемы.
Загрязнители - это аккумулированные примеси в окружающей среде.
I. Классификация загрязнителей: Биоразлагаемые и бионеразлагаемые.
Биодеградируемые загрязнители (органический мусор) – объект действия микроорганизмов.
Бионеразлагаемые загрязнители - не могут разрушаться микроорганизмами.
II. Классификация загрязнителей: Первичные и Вторичные.
Первичные загрязнители – те, которые испускаются непосредственно в атмосферу (CO2, CO, NO2, Pb, SO2, F, Cl, углеводороды; макрочастицы - крошечные твердые частицы, найденные в дыме).
Вторичные загрязнители – те, которые образуются при действии определенных факторов на первичные загрязнители (озон, кислотные дожди, фотохимический смог).
Источники загрязнения:
- Индустриальные Источники - химические отходы фабрик и перерабатывающих предприятий, которые выбрасываются в воздух или воду или неправильно хранятся.
- Опасные отходы – токсичные (ядовитые), радиоактивные, взрывчатые вещества, представляющие опасность для людей и окружающей среды.
- Сельскохозяйственные Источники – химикаты - пестициды, которые произведены для контроля насекомых и других вредителей.
Однако, пестициды могут впитаться в почву и попасть в ручьи, где они входят в пищевые цепи.
- Домашние Источники – твердые отходы и сточные воды.
Для предотвращения попадания сточных вод в реки и озера и порчи водоснабжения, в городах были развиты услуги по обработке сточных вод, чтобы очистить и переработать воду.
Типы вредных агентов:
Пестициды - химикаты, которые произведены фермерами, чтобы управлять насекомыми и другими вредителями (общее название)
Гербициды - химикаты, которые уничтожают нежелательные растения.
Фунгициды - химикаты, которые убивают нежелательные грибы.
Инсектициды - химикаты, которые уничтожают нежелательных насекомых.
Мутагены - агенты, такие как химикаты или радиация, повреждающие или изменяющие генетический материал (ДНК) в клетках.
Канцерогены – вещества, вызывающие рак.
Тератогены - химикаты или другие факторы, которые определенно вызывают отклонения во время эмбрионального роста и развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Чем антропогенные факторы отличаются от природных факторов, воздействующих на организм, экосистемы и биосферу?
2. Назовите две основных причины проблем охраны окружающей среды.
3. Сравнитесь и найдите различия между «первой», «второй» и «третьей» природой.
4. Какие состояния природы и соответствующие им экологические ситуации Вы знаете? Приведите примеры.
5. Какие признаки (причины) лежат в основе классификации загрязнители по-разному?
6. Может ли оценка «экологического отпечатка» нации помочь в уменьшении ее воздействие на окружающую среду?
7. Приведите список вредных агентов и определите их потенциальную опасность для экосистемы и здоровья человека.
|
|
|
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет