КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудности на пути психоанализа
З. Фрейд и психоанализ Психоанализ Фрейда Занимаясь лечением душевнобольных, Фрейд внимательно изучал лабиринты человеческой психики, терпеливо раскрывая структуру личности. Он ввел в обиход понятия «бессознательное», «Оно» и «Сверх-Я», до него не использовавшиеся в психиатрии. Этим ученый заложил основы психоанализа. «Психоанализ в понимании Зигмунда Фрейда – это, во-первых, «название процедуры исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим способом», во-вторых, «название метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений» и, наконец, в-третьих, определение «суммы психологической информации, получаемой таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину». Другими словами, Фрейд рассматривал психоанализ как метод психологического исследования, как метод лечения и как мировоззрение»[31].
«С самого начала я хочу сказать, что имею в виду не интеллектуальную трудность, – нечто, что делает психоанализ недоступным пониманию воспринимающего (слушателя или читателя), а аффективную трудность, – нечто, благодаря чему психоанализ становится чуждым чувству воспринимающего, так что он менее склонен заинтересоваться им или поверить ему. Нетрудно заметить, что к тому же сводятся и другие трудности. То, что внушает мало симпатии, оказывается малопонятным. Имея в виду читателя, рисующегося мне совершенно беспристрастным, я должен начать несколько издалека: в психоанализе на основании большого числа отдельных наблюдений и впечатлений, в конце концов, создалось нечто вроде теории, известной под именем либидо. Как известно, психоанализ занимается выяснением и устранением, так называемых нервных болезней. Необходимо было найти точку приложения для разрешения этой проблемы, и решились искать ее в душевных влечениях. Таким образом, в основу нашего понимания нервозности положены были известные предположения о природе человеческих влечений. Преимущество психоанализа состоит лишь в том, что он не отвлеченно утверждал эти оба столь мучительные для нарциссизма положения о психическом значении сексуальности и о бессознательности душевной жизни, а доказал это на материале, который касается лично каждого в отдельности и заставляет его выяснить свое отношение к этим проблемам».[32] «В первые годы после Октябрьской революции взгляды Фрейда получили в нашей стране широкое признание. На русском языке вышли практически все его основные работы. Психоанализ разрабатывался по многим направлениям и применялся в медицинской практике. В философской, психологической и медицинской литературе тех лет психоанализ Фрейда и его мировоззрение оценивались как базирующиеся на принципах материализма и диалектики (Б. Э. Быховский, 1923; А. Р. Лурия, 1925, и др.). С начала тридцатых годов отношение к учению Фрейда круто изменилось, и причину этого следует искать не в научных разногласиях. Получили распространение ложные оценки его мировоззрения (как идеалиста, агностика, метафизика), и сторонники психоанализа подверглись жестокой критике. Официально поощрялись «научные» работы и издания, огульно критикующие психоанализ. В такой ситуации неудивительно, когда один и тот же автор «выявлял» у Фрейда сразу несколько разновидностей идеализма: «берклианский», «психиатрический», «энергетический», «объективный» (К. И. Соболь. Философские принципы психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. М., 1961). Книги Фрейда и его последователей прекратили издавать, в существо его теории и психотерапевтических методов перестали вникать. В печать проникали только «критические» обзоры зарубежной психологии и психотерапии (В. М. Морозов, 1961; Ф. В. Васин, 1968; М. С. Лебединский, 1971; И. Е. Вольперт, 1972, и др.). Все эти обзоры удивительно похожи друг на друга. Особенно грубым нападкам все эти годы подвергался психоанализ Фрейда. Больше всего досталось его концепции «пансексуализма», которая со всех сторон оказалась более уязвимой. Многие психиатры и психологи, воспитанные на литературе послевоенных лет, наивно полагали, что Фрейд – это и есть «пансексуализм», от которого отреклись его ближайшие ученики. И только в последние несколько лет, когда труды Зигмунда Фрейда вновь массовым тиражом были переизданы на русском языке, оказалось, что Фрейд – это не только «пансексуализм», а еще и такие малоизвестные советским читателям разделы психологии, как принцип экономики и динамики, принцип топики, принцип нирваны, учение о структуре личности и т. д. Справедливости ради следует отметить, что критические оценки учения Фрейда за последние 20-30 лет претерпели определенную динамику: от полного неприятия психоанализа (К. И. Платонов, 1957; В. М. Морозов, 1961, и др.) до его дифференциальной оценки (Г. К. Ушаков, 1978; Б. Д. Карвасарекий, 1985; В. Е. Рожнов, 1985; М. Г. Ярошевский, 1988, и др.). В. М. Морозов (1961), усматривая идейные истоки психоанализа в философии Шопенгауэра и Ницше, писал: «Фрейдизм является наиболее ярким представителем философии волюнтаризма в психотерапии. С психоанализом нельзя вступить в компромисс, его надо отвергать целиком». Спустя семнадцать лет Г. К. Ушаков пишет о психоанализе и Фрейде уже в ином тоне: «Фрейд безусловно прав, когда решительно ставит многие забытые, необсуждаемые, либо стыдливо замалчиваемые вопросы (о роли влечений, в том числе сексуального, о сложности психики и значении внутрипсихического как осознаваемого, так и бессознательного; о возможности научной ценности глубокого анализа сновидений, оговорок, случайных поступков и действий; об онтогенетической фазности в развитии индивидуальности и пр.)». М. Г. Ярошевский свою вступительную статью к книге 3. Фрейда «Психология бессознательного» (М., 1989) назвал: «Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека». В этой статье М. Г. Ярошевский отмечает, что «сознание является, в конечном счете, главным рычагом терапии, главной опорой доктора Фрейда, имя которого в истории культуры поглотило понятие о бессознательном. Рациональный анализ иррациональных побуждений и, тем самым, избавление от них – таково было его кредо. Но разве возможен иной рационализм кроме осознанного?» Изменившийся подход к психоанализу (равно как и к другим зарубежным психологическим теориям) не означает отступления с позиций материализма или ревизию идей И. П. Павлова. Наоборот, сближение двух мировоззрений, двух, казалось бы, противоречивых теорий (психоанализ 3. Фрейда и нейродинамическая теория И. П. Павлова), только обогащает человеческие знания, делает их более многогранными и жизнеспособными. Теория Фрейда несовершенна (с этим сейчас никто не спорит), но и с помощью одних условных рефлексов невозможно познать всю глубину психических процессов. Нельзя, наконец; согласиться и с тем, что одна половина человечества мыслит «правильно», а другая – «неправильно». М. С. Лебединский (1971), отрицая основные положения психоанализа, был вынужден согласиться, что учение Фрейда получило широкое распространение во всем капиталистическом мире, особенно в США. Так, бразильский психиатр Кох, посетив США, с удивлением писал, что современная американская психотерапия, та, которая представлена в психиатрических учреждениях и преподается в высших учебных заведениях, является на 100 % психоаналитической. Фрейд полагал, что душевная жизнь – это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным и бессознательным намерениями и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим. В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном. «Определение нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными,– писал Фрейд, – оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию». Бессознательное и предсознательное отделено от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании. К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой. То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Предсознание – та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинктов Фрейд называл потребностями, психические – желаниями. Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импульс и объект. Цель состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Другими словами, цель заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что в данный момент желает. Импульс – это та энергия, силы или напряжения, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинктов – это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель. Рассмотрим, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду... Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости: источник – потребность в жидкости, жажд», По мере нарастания жажды нарастает напряжение, энергия (импульс), направленные на удовлетворение жажды. Цель стоит в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. Объект – это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приготовление влаги, и, наконец, сам акт выпивания жидкости. Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация – напряжением... и так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни. Если человек с жадностью поедает пищу, значит, он голоден. Если кричит, значит, у него что-то болит или он чего-то хочет. Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания. Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инстинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти лучшую, более оптимальную форму удовлетворения. Иногда некоторые мысли или формы поведения не только не уменьшают напряжения, а, наоборот, усиливают его. Это означает одно из двух: или прямое выражение потребности блокировано, или эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее. Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные инстинкты) и разрушающие жизнь (деструктивные инстинкты). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но может быть невидим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия. Инстинкты – это каналы, по которым «протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам. По мнению Фрейда, каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеют и свой источник энергии. Либидо (лат. «желание») – это энергия, присущая инстинктам жизни; агрессивная энергия присуща деструктивным инстинктам. Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии. Катексис – это процесс помещения либидинозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идеи или действия. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам. Оно укореняется в той области психической сферы, которая привлекла и удерживает его. Если представить либидо как определенную сумму денег, то катексис – процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их остается для других. Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо, где его больше, где меньше, и старается перераспределить его. Стремление освободить связанные энергии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения на наличии и поиске источника психической энергии, но все они согласуются с фрейдовскими представлениями о том, что обнаружение и канализация психической энергии – одна из основных проблем в понимании личности. В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Основная потребность ребенка после рождения – это потребность в питании. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. Во время кормления ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напряжение, т. е. ассоциируются ребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска, пальцы, игрушки). Таким образом, рот – первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. По Фрейду – это оральная стадия сексуального развития. По мере взросления «зоны удовольствия» распространяются на новые области тела, однако определенная часть энергии остается постоянно «привязанной» к оральной зоне. У взрослых остается много оральных «привычек» и постоянный интерес к поддержанию оральных «удовольствий»: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т. д. Некоторые привычки, такие как грызение ногтей, курение, расцениваются как проявление неполной психической зрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином «фиксация» Фрейд обозначил задержку, застревание на одной из стадий сексуального развития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить свои потребности более приятными «детскими» способами, а не адекватными нормальному развитию. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредоточивает на актах уринации и дефекации – это анальная стадия. «Проблемы туалета, – пишет Фрейд, – разжигают естественный интерес к открытию себя. Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия». Ребенок ион» чалу не понимает, что его моча и кал не представляют никакой ценности, почему его хвалят за то, что он «это сделал», и ругают, если он это сделал на пол или взял кусочек кала в руку. Поо щ рения и похвалы постоянно сменяются запретами и табу. Фиксация на анальной стадии развития ведет к формированию таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство. Фрейд в таких случаях говорит об «анальном характере». Следующая стадия сексуального развития – фаллическая. По меньшей мере, с трех лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает, что желание девочки иметь пенис и понимание того, что его нет – критический период в развитии женщины. В этот период детства сексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредственным раздражением гениталий. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка – наоборот (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется основа морали – супер-Эго (супер-Я) и возможность активного подавления сексуальных влечений. К 5-6 годам сексуальная потребность у ребенка ослабевает и переключается на ученье, спорт, различного рода увлечения. С этого времени наступает так называемый латентный период (6-12 лет). В подростковом периоде и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях, преходящем онанизме, а затем либидинозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости – генитальная. При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с прегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующее им представление сублимируется. Однако нередки случаи, при которых вытеснение инфантильных сексуальных представлений совершается не полностью, и тогда «ущемленный комлекс» проявляется в виде ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях – в форме невротических расстройств. В структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). Оно – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд, – «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции – кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной». Оно служит источником энергии для всей личности, и вместе с тем Оно – целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Оно, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, при этом со временем сила этого влияния не уменьшается. Оно можно сравнить со слепым и глухим диктатором, власть которого неограниченна, но властвовать он может только через посредников. Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этом питается энергией Оно. Посредством накапливания опыта (в памяти) Я избегает опасных раздражителей, адаптируется к умеренным и, главное, осознавая мир, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над требованиями Оно, решая: будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Оно реагирует на потребности, Я – на возможности. Я находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение – релаксацией, чувством «удовольствия». «Я, – считает Фрейд, – стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия». Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Я: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. В качестве совести супер-Я судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Я (независимо от Оно и Я) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Я. Иногда неправильно отождествляют супер-Я с поведением одного из родителей. «Супер-Я ребенка, – подчеркивает Фрейд, – в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Я его родителей». Основная цель взаимодействия всех трех систем: Оно, Я и супер-Я – поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), Я оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, проекция и регрессия. Вытеснение – удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удержания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Отрицание – это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Я. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события или заменять их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Ч. Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Рационализация – это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы. Реактивные образования – поведение, противопоставляемое желанию; это явная или неосознанная инверсия желания. Изоляция – это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере, не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Я особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей «делать» и «говорить» всё, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастической, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Проекция – подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защищаться от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу «глупостей». Сублимация – это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации могут быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию. Таким образом, «механизм запретов» – это способы, с помощью которых Я защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Механизм защиты в понимании Фрейда играет значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз – проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, Импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивные образования. Принципиальная цель психоанализа состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить Я, сделать его более независимым от супер-Я, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Оно».[33]
Сны и «оговорки по Фрейду» «В истории психоанализа теория сновидений занимает особое место, знаменуя собой поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений остается самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях, участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики».[34] Есть ли какой-нибудь смысл в ошибках памяти, оговорках или описках, которые хорошо знакомы каждому из нас? Фрейд с большим вниманием отнесся к таким «ошибкам» и признал их неслучайными. Например, не получается вспомнить имя человека. Фрейд настаивал на том, что пациент, в самом деле, не хочет помнить этого человека, но не осознает этого. Оговорки или описки происходят по той же причине. Если в начале собрания председатель объявляет заседание закрытым, значит, он подспудно мечтает о том, как бы поскорее его закончить. Во многих случаях люди не осознают своих потаенных желаний. Иными словами, они не догадываются о побуждениях, управляющих действиями. Содержание подсознательного становится более ясным, если принять во внимание сновидения. Если человек после пробуждения попытается разгадать смысл своих снов, они зачастую покажутся ему бессвязным вздором. Фрейд открыл, что сны имеют огромное значение для изучения души пациента. Ученый несколько лет собирал и классифицировал тысячи различных снов – своих и рассказанных ему пациентами, и из этого родилась его книга «Толкование сновидений». В ней он предположил, что сновидения являются психологическим феноменом, и попытался расшифровать их смысл. Фрейд пришел к выводу, что на основе «реальных образов восприятия» можно раскрыть подсознательные мысли и таким путем понять смысл снов. «Если задачей толкования сновидения я считаю замещение сновидения скрытыми его мыслями, т. е. распутывание того, что соткано работой сновидения, то, с одной стороны, я выставляю ряд новых психологических задач, касающихся как механизма работы сновидения, так и сущности и условий возникновения, так называемого вытеснения; с другой стороны, я признаю существование скрытых мыслей как психического материала высшего порядка, обладающего всеми признаками высшей умственной деятельности, но не проникающего в сферу сознания до тех пор, пока сновидение не исказит его».[35] Подсознательные мысли не формируют сны непосредственно, поскольку они подавляются различными табу или моральными принципами. Таким образом, эти мысли подвергаются самоцензуре и искажаются, а вслед за этим искажается и содержание сновидений. Психолог показал это на примере детских снов, менее подверженных искажениям. «Если иметь в виду, что сновидение есть не что иное, как скрытые мысли, которые оно перерабатывает, то не придется удивляться, что больные видят во сне то, чем заполнили их мысли во время лечения, будь то "жизненные задачи" или "положение сверху или снизу". Конечно, можно направлять сновидения анализируемых подобно тому, как можно влиять на сновидения экспериментально вызываемыми раздражениями. Можно заранее определить часть материала, который имеется в сновидении, сущность и механизм сновидения от этого не меняются. Не верю я также и тому, что так называемые "биографические" сны развиваются вне анализа. Напротив, если анализировать сновидения, которые имели место до лечения, или если обратить внимание на то, что видящий сны привносит к побуждениям, получаемым им во время лечения, или если, наконец, избегать ставить ему какие бы то ни было задачи, то можно убедиться, что сновидение не делает попыток разрешить жизненную задачу. Ведь сновидение есть только форма мышления. Понимания этой формы никогда нельзя вывести из содержания его мыслей, к этому ведет только оценка работы сновидения».[36] Фрейд выделил несколько этапов «работы сновидения», превращающей скрытое (латентное) содержание в ряд зрительных образов. При смещении энергия перемещается с одного психического образа на другой, и поэтому в сновидениях один образ может символизировать другой. При проекции желания и стремления спящего переносятся на другого человека. При символике вытесненные желания или подавленные стремления изображаются метафорически. При конденсации несколько (два или более) образов объединяются в одно целое, обладающее смыслом и энергией своих «первокирпичиков». Наконец, при вторичной переработке, последнем этапе работы сновидения, спящий ум пытается придать ночному театру некое подобие логики, правдоподобности. Все это делает сны бессвязными, непонятными, скрывает их реальный смысл. Но почему мы видим сны? Фрейд считал, что сны позволяют человеку реализовать свои желания, прежде всего, сексуального характера. Чтобы бессознательное удовлетворение желаний в пространстве сновидений не порождало сильного конфликта между дозволенным и недозволенным, сны искажаются, маскируются. Хорошо известен пример из «Толкования сновидений» с Сергеем Панкеевым, «Волчьим человеком». В 4-летнем возрасте мальчика посетил сон: окно перед ним само собой отрывается, и он видит несколько белых волков, неподвижно сидящих на дереве и смотрящих на него. Фрейд истолковал сон как выражение сексуальной травмы, полученной Панкеевым в раннем возрасте. Ученому удалось лишь несколько ослабить болезненные симптомы, но пациент навсегда сохранил уважение к доктору, хотя его объяснению, надо сказать, не поверил. Фрейд считал, что таким путем можно добиться излечения психических расстройств. Однажды он, оказавшись на темной платформе, увидел проблеск света и испугался. Тем самым ученый обнаружил собственную агорафобию (боязнь открытого пространства). Возникла она, на его взгляд, из-за детского воспоминания об освещенном пламенем свечи прекрасном теле матери. К этому выводу он пришел, разобрав содержание своих снов. «Есть неразрешимая до сих пор загадка: внешнее раздражение, действуя в эксперименте на спящего, появляется в сновидении не в своем настоящем виде, а подвергается одному из многочисленных толкований, выбор между которыми, как кажется, предоставлен психическому произволу. Психического произвола, конечно же, не существует; спящий может реагировать различным образом: он либо просыпается, либо ему удается продолжать сон. В последнем случае он может воспользоваться сновидением, чтобы устранить внешнее раздражение, и притом опять-таки различным образом: он может, например, устранить раздражение, видя во сне такую ситуацию, которая совершенно не вяжется с данным раздражением. Так, например, одному господину с болезненным абсцессом в промежности снилось, будто он едет верхом на лошади; причем согревающий компресс, который должен был смягчить боль, был принят им во сне за седло; таким образом, он справился с мешавшим ему спать раздражением».[37] Заключение За прошедшее столетие наука добилась огромных успехов, но тайны человеческого сознания все равно во многом остаются нераскрытыми. В настоящее время психология, вобравшая в себя множество разных подходов, является одним из самых перспективных представлений научного поиска. Важное место среди этих подходов занимает психоанализ.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |