КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система криминалистики
Система криминалистики. Взаимосвязь криминалистики с другими юридическими и неюридическими науками. Система криминалистики состоит из 4-х элементов. 1) Теория и методология криминалистики – это система ее теоретических концепций, методологических принципов и понятий. Здесь концентрируются понятия, формирующие представления о предмете науки, ее задачах, законах развития и месте в системе научного знания. Это также частные криминалистические теории, отражающие результаты познания объективных закономерностей действительности, которые составляют предмет криминалистики и являются базой для разработки криминалистических средств, приемов, методик и рекомендаций, используемых в практике борьбы с преступностью. 2) Криминалистическая техника. Ее предмет – изучение механизмов материальных взаимодействий (которые имеют место при преступной деятельности) по материальным следам-последствиям, а также разработка средств и способов выявления и изучения таких механизмов при расследовании на основе информации, содержащейся в следах. Задача: обнаружение, фиксации, хранение и исследование информации о расследуемом событии, содержащейся в источниках. 3) Криминалистическая тактика. Предмет: информационно-познавательные и поведенческие аспекты преступной деятельности и криминалистической деятельности. Задача: оснащение криминалистической деятельности тактическим арсеналом в соответствии с целями расследования, на основе наиболее рациональных методов работы. Тактика связана с техникой: средства и приемы техники реализуются в следственных действиях, вплетаясь в их тактику. Следовательно, тактика использует данные техники с целью приспособления их к потребностям следственного действия. Например: установление направления взлома снаружи или изнутри помещения осуществляется методами криминалистической техники (трасологии) путем исследования следов взаимодействия орудий и преграды. Установление способа взлома требует исследования ряда его элементов (объект, преграды подлежащие разрушению, приемы, ЕТС), так вот порядок изучения элементов определен в тактике. 4) Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений. Это заключительная (?) часть криминалистики. В ней разрабатываются научные основы методики расследования преступлений и конкретные методики расследования отдельных видов преступлений. Задача: обеспечить следователя и взаимодействующих с ним других криминалистов необходимым комплексом знаний и методов раскрытия отдельных видов преступления. Предмет методики расследования: изучение таких криминалистических особенностей преступной деятельности, знания о которых способствуют быстрейшему раскрытию преступлений и решению всех остальных задач расследования, а также наиболее действенному предупреждению преступлений. Т.е. особенности способа, механизма, обстановки совершения. Типологических личностных черт преступника, ЕТС. В Методике изучаются особенности закономерных связей между элементами криминалистической характеристики. *Важно заметить, что система преступлений по криминалистической науке не совсем совпадает с системой преступлений в Уголовном праве. Например, в УП нет особенностей составов, совершенных рецидивистами, нет особенностей в составах преступлений таких как убийство на бытовой почве, заказное убийство, инсценировка самоубийства.
2. Связь с юридическими науками, изучающими преступность. Выделяются 4 уровня знания о преступной деятельности: - Криминалистическое знание (информация о расследуемом событии), полученное в результате криминалистического поиска и исследования источников, является исходным, обеспечивает получение доказательственной информации и служит основанием принятия криминалистических процессуальных решений. - Процессуальное знание (информация о предмете доказывания) получается на основе исследования судебных доказательств, т.е. является нормативным знанием. И обеспечивает принятие процессуальных решений. - Криминологическое знание – дает социальное объяснение преступности, характеристику отдельных преступлений, их причин, способствующих условий, факторов, а также своеобразия личности преступника. - Материально правовое знание (информация о составе преступления), получается в итоге процессуального доказывания, обеспечивает решение дела по существу, т.е. квалификацию содеянного. Следовательно, криминалистика исторически родилась именно в недрах уголовной (а точнее уголовно-процессуальной науки). 3. Связь криминалистики с другими юридическими и неюридическими науками.. А) Уголовный процесс – самая связанная юридическая наука с криминалистикой. Многие положения криминалистики опираются на уголовно-процессуальные знания, в частности на положения о сущности доказательств, относимости и допустимости доказательств, принципах и правилах оценки доказательств. Б) Уголовное право. Из него взяты понятие преступления, вины, стадии преступной деятельности, соучастия. В) Оперативно-розыскная деятельность. В рамках крим. деятельности учитываются возможности ОРД, в свою очередь, в ОРД учитывают крим. рекомендации. Г) Судебная статистика. Данные судебной статистике в крим. учитываются и используются как в целях оценки действенности своих рекомендации, так и для определения тех сторон крим. деятельности, которые нуждаются в изучении и разработке. Д) Криминология. У них разные задачи. Криминалистика изучает вопросы, связанные с обеспечением эффективности раскрытия и расследования преступлений. Внимание уделяется также выявлению причин преступлений, и условий. Криминология же изучает более общие вопросы: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение и борьба с преступностью. Предмет их отчасти похожий, но криминология изучает это под другим углом и для решения других задач. Е) Естественные и технические науки. Они обогащают криминалистику важными знаниями и повышают эффективность. В свое время было высказано мнение о том, что необходимо введение новых наук – судебной физики, судебной химии, судебной биологии, поскольку методы разрабатываются именно в рамках этих наук, а не в рамках криминалистики. Но на деле – все эти методы комплексные, разрабатываются они и в самих науках, и в криминалистике. Потому данные указанных наук не могут выступать как самостоятельные предметные судебные науки. Ж) Судебная медицина и судебная психология. Они исторически сформировались отдельно от криминалистики и сохранили свою естественно научную самостоятельность в силу четкого ограниченного предмета – человеческого организма, и его психики. З) Юридическая психология (следственная психология). И) Логика. Из нее криминалистика заимствует приемы логического мышления. К) Наука управления. Из нее криминалистика заимствует наиболее эффективные способы организации и планирования расследования в целом, порядок проведения следственных действий, а также организационно-тактические аспекты собирания и использования доказательств. Л) Этика. При проведении следственных действий необходимо руководствоваться требованиями этики.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |